Ссылки для упрощенного доступа

"Маленький мирок" посреди ужаса. Москвичи борются с застройщиками


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

"Надо, чтобы просто не опустилось ниже низшего предела, чтобы потом не вытаскивать [строительную отрасль]", – заявил в марте Владимир Путин. Президент констатировал кризис строительной отрасли. В Москве проблему стараются решить облегчением процедур согласований для девелоперов, что приводит к многочисленным протестам.

"Проект нарушает наши конституционные права на благоприятную окружающую среду. Почему мы, жители, должны расплачиваться своим здоровьем и долголетием ради гипотетических автомобилистов, застройщиков и потенциальных покупателей [квартир] в строящихся ЖК?" – женщина зачитывает обращение против новой дороги через природный парк "Москворецкий" и пляжи Москва-реки на северо-западе столицы на фоне внушительной группы.

Снега этой зимой в Москве было немного, так что защитники природы записали видео в парке на фоне деревьев без листьев и голой земли. В феврале власти города отказались от проекта этой дороги.

– Мэрия обезумела со своими стройками. Раньше были нефтяные и газовые деньги, теперь с этим гораздо хуже, – говорит один из муниципальных депутатов, боровшихся против дороги через Москворецкий парк.

Мэрия обезумела со своими стройками

Экс-депутат Мосгордумы Евгений Ступин отмечает, что коллективные видеообращения сейчас являются достаточно эффективным способом обратить внимание СМИ и властей.

– В 2022 году экологических протестов было мало: люди были отвлечены на начало войны, потом на мобилизацию. Начиная с 2023 года [конфликты из-за застройки] вернулись в обычное русло, хотя кто-то боится, кто-то считает, что пока война, протестов не должно быть, – рассказывает Ступин.

В начале года мэрия представила проект нового здания московского цирка. Он вызвал негативную реакцию как у экспертов-архитекторов, так и у жителей района. После сбора подписей и онлайн-голосований проект перенесли на другой конец Москвы, а снос исторического здания цирка на проспекте Вернадского как минимум отложен на несколько лет.

Московский цирк на проспекте Вернадского
Московский цирк на проспекте Вернадского

Случаи, когда мэрия считается с мнением москвичей, – пока скорее исключение. Недовольство горожан вызывают планы сноса "Дома-книжки" – знаковой высотки на Новом Арбате. Жители Ясенево выходят на улицу против запланированного сноса единственного на четыре микрорайона супермаркета и строительства вместо него двух 30-этажных жилых домов. Жители Крылатского протестуют против строительства в своем парке.

– Конфликтные точки есть по всему городу. У нас в Измайлово это планы сноса универмага "Первомайский" и НИИ "Дельта" – советских зданий, определявших внешний виде района, – говорит активистка из Измайлово.

Легальные акции протеста в Москве уже почти пять лет фактически запрещены под использующемся до сих пор предлогом угрозы коронавируса.

– Последний раз я пыталась подать заявку на митинг весной 2023 года. Мне не просто запретили, а раз десять писали и звонили изо всех госорганов, прислали разъяснение на пяти страницах, что со мной будет, если я выйду даже одна в обозначенный день в обозначенное место, – добавляет она.

Нехватка рабочих рук, сокращение программ льготной ипотеки, ключевая банковская ставка в 21% создают проблемы для строительной отрасли. При этом строительная отрасль составляет примерно десятую часть российской экономики.

По расчетам аналитиков Дом.РФ, к 2027 году запуск новых строительных проектов в России сократится вдвое. Агентство "Метриум" прогнозирует сокращение объемов строительства новых домов в Москве в 2025 году на 21%. Но масштабы строительства всё равно очень серьезные: только достроить за 2025 год планируется 444 многоквартирных дома.

В кризисной ситуации столичная мэрия максимально снимает ограничения для застройщиков. Юрист "Архнадзора" Дмитрий Чарахчьян на своей странице в соцсети назвал происходящее в Москве "строительной вакханалией":

"Это косвенный налог на сами-знаете-что, выплачиваемый каждым из нас в виде ухудшения качества городской среды. Строительная индустрия очень важна для экономики. Стройка обеспечивает работой много других отраслей – от добычи ископаемых до производства стройматериалов и химической промышленности. Если стройки остановятся, без работы останутся очень многие. При ставке коммерческого кредита под 30 процентов вкладываться в строительство, где нужно рисковать большими ресурсами, а многое может пойти не так, разумно только если инвестор рассчитывает увеличить свои вложения в разы. Для властей единственный способ обеспечить инвестору возможность сделать несколько "иксов" – разрешить строить там, где раньше строить было нельзя. Чтобы заставить экономику хоть как-то работать, строить нужно много – тут не до красоты и гармонии, любой проект получает зеленый свет. То, что крупнейший европейский город превращается при этом в бидонвиль, для принимающих решения просто сопутствующие потери", – написал Чарахчьян.

Чтобы заставить экономику хоть как-то работать, строить нужно много – тут не до красоты и гармонии

В прошлом составе Мосгордумы было 20 оппозиционеров из 45 депутатов. К сентябрьским выборам 2024 года большинство нелояльных кандидатов не были допущены. Теперь у "Единой России" 38 из 45 мест в московском парламенте.

В числе первых решений единороссовской Мосгордумы было изменение городского законодательства об объектах культурного наследия. Они ставят под сомнение охранный статус двух тысяч исторических зданий (всего в Москве более восьми тысяч считаются объектами культурного наследия. – РС).

А 27 декабря мэрия Москвы изменила статус сразу 146 столичных лесопарков, то есть всех, кроме Лосиного острова, решения по которому принимает правительство России. Ранее московские лесопарки были особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), а стали особо охраняемыми зелеными территориями (ООЗТ). Основное отличие – в ООЗТ гораздо легче согласовывать стройки.

– История с ООПТ и ООЗТ разозлила многих. По всему городу собирают подписи с требованием отменить это решение. Сборщиков подписей периодически задерживают полицейские, хотя что может быть безобиднее сбора подписей? Власти Москвы применили новую технологию: жалобу на решение об ООПТ и ООЗТ в Мосгорсуд подал лояльный мэрии экс-депутат Мосгордумы. Стать соистцами экологическим активистам судьи не разрешают: таким образом добиваются меньшего резонанса от судебной тяжбы, – рассказывает активист из Некрасовки.

Из-за запретов митингов и пикетов многие протесты в Москве организовывались как встречи с депутатами. Сейчас проводить встречу с москвичами, на которой будут критиковать решения мэра Сергея Собянина, готовы лишь несколько депутатов Госдумы от КПРФ.

– Так как больше практически нет оппозиционных депутатов Мосгордумы, не проводятся и встречи с депутатами, которые раньше были легальными формами прикрытия для митингов. Пикеты разгоняют. Раньше районные полицейские бережно относились к местным активистам, а теперь сажают на сутки, штрафуют. Протест часто сводится к сбору и вручению подписей. Есть много юристов, готовых отстаивать интересы горожан в судах. Вполне реально победить мелких застройщиков. Я участвовал в протестах против строительства технопарка "Руднево", под который рубили лес. После того, как туда приезжали Путин и Собянин, полиция стала пресекать любое публичное недовольство технопарком, – добавляет активист.

По подсчетам портала "Активатика", в 2024 году в Москве прошло не менее 52 градозащитных акций протеста и каждый месяц – по несколько экологических.

– Локальные экологические и градозащитные темы стабильно занимают одно из первых мест в списке поводов для протеста у россиян. Это может показаться странным на фоне ежедневных новостей об обстрелах, бомбежках, чудовищных сроках по политическим мотивам и гибели людей. Многие сознательно стараются не замечать войну и диктатуру и выстраивают свой уютный "маленький мирок" посреди всего ужаса. И вот тут бензопилы и бульдозеры застройщиков оказываются той силой, что врывается в него извне и побуждает к гражданской активности. Нельзя списывать со счетов и меньшую цену экологического протеста, особенно по сравнению с антивоенными акциями. Если участие в последних в нынешней России является по сути самопожертвованием, то защищая сквер, пока реально не только не сесть в тюрьму, но и добиться успеха, – объясняет Михаил Матвеев, редактор "Активатики".


Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG