Бывший информатор ФБР Александр Смирнов обвиняется в лжесвидетельстве и взят под стражу. Сообщая об этом, многие американские, российские и украинские СМИ поспешили заключить, что теперь дело против Хантера и Джо Байденов, грозившее президенту потенциальным импичментом, лишилось главного свидетеля и неминуемо развалится. Однако история со Смирновым сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Александр Смирнов был арестован 14 февраля в международном аэропорту Лас-Вегаса, куда он прибыл из-за границы. В тот же день он предстал перед судом, где ему было предъявлено обвинение в том, что он давал ФБР ложные сведения, касающиеся сына президента Хантера Байдена и самого президента. Он, в частности, утверждал, что отец и сын Байдены получили взятку в пять миллионов долларов каждый от украинской энергетической компании Burisma Holding. 20 февраля в федеральном окружном суде Лас-Вегаса состоялось слушание по мере пресечения. Обвинение настаивало на аресте, но судья Дэниэл Олбрец распорядился надеть на Смирнова электронный браслет и выпустить из-под стражи без залога, запретив ему выезжать из Лас-Вегаса куда бы то ни было, кроме федерального суда в Лос-Анджелесе, где против него и возбуждено дело. Не согласившись с таким решением, прокуроры обратились в федеральный окружной суд Лос-Анджелеса, и судья Отис Райт санкционировал повторный арест. Смирнов был вторично арестован 22 февраля, погуляв на свободе меньше двух суток. Его адвокаты мгновенно подали апелляцию.
Александру Смирнову 43 года. У него два гражданства: США и Израиля. Место рождения не сообщается: по одним сведениям, он уроженец России, по другим – Украины. Род его занятий тоже нигде не указан. По контексту можно понять, что он, имея связи в России и Украине, занимается чем-то вроде консалтинга, делового посредничества в деликатных вопросах. Журналисты называют его 'fixer' – проще говоря, "решала". Последние два года Смирнов жил в Лас-Вегасе со своей подругой Дианой Лавренюк. Во Флориде у него имеется кузина Линор Шефер, работающая, как докопались пользователи социальной сети Х, в компании сына Майкла Дезера (Дерезцова) – крупного флоридского застройщика и делового партнера Дональда Трампа.
В представлении о мере пресечения сказано, что Смирнов скрыл тот факт, что он имеет доступ к более чем шести миллионам долларов (Смирнов это отрицает): "этого более чем достаточно, чтобы комфортабельно провести остаток жизни за границей". Кроме того, по его же собственным словам, он связан с иностранными разведслужбами, которые могут помочь ему скрыться от правосудия за пределами юрисдикции США. Наконец, несмотря на то что его израильский паспорт изъят, ему не составляет труда получить новый в ближайшем консульстве Израиля. Удовлетворительных изображений Смирнова нигде нет. Являясь в суд и выходя из него, он тщательно прячет лицо под капюшоном, вязаной шапкой, темными очками и шарфом.
Александр Смирнов, как гласит обвинительное заключение, был секретным осведомителем ФБР с 2010 года. За это время он сообщил много ценной информации, которая была использована при расследовании ряда уголовных дел. Более того: ему была дана санкция совершать противозаконные действия в интересах следствия. В Америке это называется sting operation – операция с использованием внедренного агента. Смирнов считался в ФБР вполне надежным источником. Судя по его бэкграунду, его сведения были использованы в разработке российских и украинских бизнесменов, имеющих постоянное жительство или деловые интересы в США.
Если прокурор не будет уволен, вы деньги не получите
В марте 2017 года он сообщил своему куратору в ФБР, что ему позвонил владелец холдинга Burisma (им тогда был Николай Злочевский, сегодня его активы переписаны на дочерей) и рассказал, что интересуется приобретением американской компании с хорошей репутацией, чтобы путем слияния или поглощения выйти на американский фондовый рынок. Среди прочего Злочевский упомянул, что в совет директоров Burisma входит "бизнесперсона 1" – так в материалах дела обозначен Хантер Байден. Сын Джо Байдена (тогда вице-президента США) вошел в состав совета еще в апреле 2014 года. Факт этот был публично известен и никакого эксклюзива не составлял.
Джо Байден не раз заявлял, что не имеет никакого отношения к бизнесу своего сына. Но в январе 2018 года, будучи уже в отставке, он неожиданно проговорился, рассказывая в нью-йоркском мозговом центре "Совет по международным отношениям" о своей борьбе с украинской коррупцией.
Помню, я убеждал наших лидеров, что нам следует предоставить кредитные гарантии. И я поехал – кажется, в 12-й или 13-й раз – в Киев. От меня ждали, что я объявлю о новых кредитных гарантиях на миллиард долларов. И я получил обещание Порошенко и Яценюка (тогдашние президент и премьер-министр Украины. – В. А.), что они примут меры против генерального прокурора. А они не приняли. И вот они идут на пресс-конференцию, а я говорю: "Нет, мы не дадим вам миллиард". Они говорят: "У вас нет полномочий, вы не президент. Президент сказал..." Я говорю: "Позвоните ему. Говорю вам, вы не получите миллиард долларов. Я уезжаю отсюда через шесть часов. Если прокурор не будет уволен, вы деньги не получите". Сукин сын, да? (Смех в зале.) Его уволили. И поставили такого, который был надежным в тот момент.
Генеральный прокурор Украины Виктор Шокин был отправлен в отставку в марте 2016 года и с тех пор твердил, что "единственным, я подчеркиваю, мотивом для организации моей отставки" стало антикоррупционное расследование в отношении Burisma.
В апреле 2019 года Джо Байден объявил о своем участии в президентской гонке, и доверенные лица президента Трампа тотчас начали поиски компромата на него. Украинский след разрабатывал его давний друг и личный адвокат Руди Джулиани.
В мае 2020 года депутат Верховной рады Андрей Деркач, состоявший
в тесном контакте с Джулиани, опубликовал аудиозаписи телефонных разговоров Байдена и Порошенко, подтверждающие увязку кредитных гарантий с отставкой Шокина. Александр Смирнов тотчас необыкновенно оживился и стал посылать своему куратору один месседж за другим. "Пахнет скверно для Байдена", – гласит первый. Второй, посланный спустя 20 минут: "Байден пойдет в тюрьму)))". Еще через минуту: "Скоро в новостях должно быть про взятку Байдену". Куратор ответил: "Только если ты веришь, что его наезд на генерального прокурора был только из-за Бурисмы. По моим сведениям, не только". "Именно так, – написал Смирнов в ту же минуту. – Постараюсь доказать тебе это, братан". После еще нескольких реплик Смирнов написал: "Встречусь с парнями, как только смогу вылететь". На следующий день он продолжал посылать куратору все новые сообщения, в том числе фотографию, изображающую отца и сына Байденов с клюшками для гольфа в компании, как сказано у Смирнова, "главы Burisma". Фото, впервые опубликованное Такером Карлсоном, было растиражировано именно с этой подписью. На самом деле Байдены стоят рядом с деловыми партнерами Хантера Девоном Арчером и Ральфом Паскуччи.
Хантер решит все эти вопросы через своего отца
Куратор тогда так и не нашел времени встретиться со Смирновым. Но спустя месяц он сам вышел на связь, потому что получил указание (от кого и зачем – скажем позже) перепроверить информацию Смирнова. В состоявшемся 26 июня телефонном разговоре Смирнов впервые рассказал куратору, что в конце 2015 или начале 2016 года он дважды встречался с сотрудниками Burisma. Первый раз – в киевском офисе компании. В разговоре участвовали топ-менеджер Burisma Вадим Пожарский, жена и зять Злочевского. Они объяснили, что наняли "бизнес-персону 1", чтобы избавить себя "через его папеньку" от любых проблем. "Папенька", он же "госчиновник 1", в то время занимал должность вице-президента в администрации Барака Обамы. Под проблемами имелось в виду расследование, инициированное генпрокурором Шокиным. Вторая встреча имела место в Вене, в кафе, и на ней присутствовал сам Злочевский. Тогда как раз стало известно о расследовании Шокина, и Смирнов сомневался, что американские инвесторы захотят вкладывать средства в компанию, чья репутация поставлена под сомнение. "Не беспокойтесь, – будто бы ответил Злочевский. – Хантер решит все эти вопросы через своего отца". Смирнов спросил, не лучше ли уволить Хантера и начать сотрудничать с офисом генпрокурора – тогда это останется внутренним делом Украины. "Он глуп, – сказал Злочевский о Хантере. – Моя собака умнее". Однако он должен держать его в совете директоров, "чтобы все было окей". И признался, что был вынужден заплатить "госчиновнику 1" и "бизнес-персоне 1" по пять миллионов и что платеж госчиновнику, то есть Байдену-отцу, проведен так, что следователям понадобится 10 лет, чтобы найти его следы.
Вполне очевидно, что Смирнов просто стремился пристроиться к антибайденовской кампании. Куратор дополнил показания Смирнова новыми сведениями и отправил так называемую форму FD-1023 по назначению. ФБР запросило у информатора подтверждение его передвижений. Подтверждения были получены. Больше никаких действий по делу три года не предпринималось.
В ноябре 2020 года Джо Байден стал президентом США. Зная о существовании показаний Смирнова, республиканцы в рамках парламентского расследования тщетно добивались, чтобы им была была предоставлена их копия. 20 июля 2023 года сенатор-республиканец Чак Грэссли раздобыл копию (его источник остается неизвестным – по его словам, это "смелые и героические" люди) и опубликовал ее. Документ произвел сенсацию. 11 августа министр юстиции Меррик Гарланд был вынужден назначить специального прокурора для расследования обвинений против Хантера Байдена. 27 сентября Смирнов был допрошен снова. Зная, что ФБР проверило его сведения, он стал путаться в деталях, датах и даже географии – например, уже не утверждал, что встречался со Злочевским именно в Вене, а выражался осторожнее: "в немецкоязычной стране".
Но рассказал и нечто новое, случившееся с ним за последние месяцы. Он посоветовал выяснить, записывались ли разговоры Хантера Байдена в киевском отеле Premier Palace: по его словам, российская разведка полностью прослушивает его, а Хантер Байден посещал этот отель много раз, и Смирнов сам видел видеозапись входящего в отель Хантера.
О прослушке отеля Смирнову якобы сообщили четыре российских должностных лица, двое из которых возглавляют федеральные ведомства. Эти должностные лица, объяснил Смирнов, ведут переговоры с Украиной об окончании войны, и он, Смирнов, сам последние четыре месяца участвовал в этих переговорах.
Сотрудники спецпрокурора установили, что Хантер Байден никогда не бывал в Украине, а заседания совета директоров, в которых он участвовал, проходили в других странах. Не соответствовали показания Смирнова и данным о передвижениях других действующих лиц. В итоге следователи пришли к выводу, что Смирнов лжет, и предъявили ему соответствующие обвинения. Сообщая об аресте Смирнова, многие журналисты сделали вывод, что теперь дело против Хантера Байдена наверняка развалится, поскольку из-под него выбит краеугольный камень, на котором держалась вся постройка. Утверждают, что компромат на Байденов Смирнов получил от российской разведки. Она же организовала утечку документа в Конгресс. Но в обвинительном заключении этого нет: сообщая о взятке Байденам, Смирнов ссылался на собственные встречи с руководством Burisma, а контакты с высокопоставленными российскими чиновниками произошли позже, в 2022–2023 годах, и, кроме данных о прослушке киевского отеля, никакой иной информации он от этих чиновников не получал. 16 февраля президент, которого спросили, что он думает об обвинениях Смирнова в лжесвидетельстве, сказал: "Он лжет, и расследование нужно прекратить. Эти усилия были возмутительными с самого начала".
Но не все так однозначно. Прежде всего, бросается в глаза противоречие: спецпрокурор не верит россказням Смирнова о его связях с российской разведкой, но верит, что эта разведка может помочь ему бежать из страны.
Он лжет, и расследование нужно прекратить.
Во-вторых, чем объяснить тот факт, что ФБР, получив компрометирующие Байденов показания, три года ничего не предпринимало? Расследование возобновилось лишь в январе 2020 года по указанию тогдашнего министра юстиции в кабинете Трампа Билла Барра. Барр поручил проверить всю имеющуюся информацию по Украине федеральному окружному прокурору в Питсбурге Скотту Брейди. Политический момент был исключительно острый. 19 декабря 2019 года нижняя палата Конгресса, контролируемая демократами, утвердила статьи импичмента президента Трампа – он обвинялся в том, что, пользуясь служебным положением, требовал от Киева компромат на Байдена. Трамп жаждал доказать, что его обвинения реальны. Руди Джулиани в Киеве рыл носом землю. В своих телеинтервью он обещал сенсационные разоблачения.
Это большой, захватывающий сюжет. И я вам гарантирую: Джо Байден не дойдет до выборов, прежде чем дело будет расследовано. Не потому, что я так хочу. То, что делаю я, – всего лишь побочный эффект. А факты таковы. Джо Байден был назначен ответственным за Украину. И через две или три недели после этого его сын Хантер получает назначение в самую коррумпированную компанию Украины, газовую компанию под названием "Бурисма", возглавляемую олигархом, которому покровительствовал Путин. И сынишка Байдена получает куш в три или четыре миллиона. А Байден, когда сынишка попал под расследование, сказал, я цитирую: "Я нажал на президента Украины, чтобы он уволил прокурора, потому что он коррумпирован". Он при этом умолчал о том, что прокурор наступал на пятки его сыну, шел по следу денег, которые были отмыты в Латвии и Хорватии, перед тем как попасть в Америку.
Повинуясь распоряжению министра, питтсбургский прокурор Скотт Брейди в июне 2020 года поручил куратору Смирнова передопросить его – вот по чьему указанию куратор звонил тогда своему осведомителю. Удостоверившись в том, что документы о заграничных поездках Смирнова совпадают с его показаниями, Брейди решил продолжать и обратился за содействием к федеральному окружному прокурору штата Делавэр Дэвиду Вайсу, в чьей юрисдикции находилось дело Хантера Байдена. Как рассказал впоследствии в своих показаниях Конгрессу Брейди, Вайс сотрудничал с ним с крайней неохотой. "Не хочу заниматься домыслами почему, – сказал Брейди, – но они не делились с нами информацией или делились в ограниченных пределах". Несколько раз Брейди был вынужден обращаться к своему вашингтонскому начальству, чтобы оно приказало Вайсу сотрудничать с ним.
Дело сдвинулось с мертвой точки лишь тогда, когда сенатор Грэссли опубликовал показания Смирнова, а федеральный суд не утвердил
сделку Хантера Байдена с правосудием по делу об уклонении от уплаты налогов. Глава Минюста Гарланд назначил спецпрокурора, и спецпрокурором этим стал не кто иной, как Дэвид Вайс. Республиканцы теперь обвиняют его в том, что, уличая Смирнова в лжесвидетельстве, он оправдывает собственное бездействие в расследовании обвинений против Хантера Байдена. С другой стороны, хотя конгрессмен-республиканец Джеймс Комер, ведущий расследование в нижней палате и еще недавно обещавший импичмент Байдену, хорохорится и утверждает, что у него хватит материалов и без показаний Смирнова, в это не верят уже и его однопартийцы.
Пока неясно, какую тактику изберет защита Смирнова, будет ли она пытаться доказывать правдивость своего клиента или пойдет на сделку с прокурорами и как использует противоречия и пробелы обвинительного заключения. Если российская разведка и снабжала Смирнова сведениями, это еще надо доказать в суде. Вероятно, у министра юстиции болит сегодня голова и по другому поводу: если Смирнов будет признан лжесвидетелем, не грядет ли пересмотр и тех уголовных дел, по которым он давал "ценные" и "надежные" показания?
Николай Злочевский, большую часть времени проживающий сейчас в ОАЭ, в прошлом году заключил сделку со следствием по делу о взятке в шесть миллионов долларов, которой он пытался откупиться от уголовных обвинений. У украинского правосудия претензий к нему больше нет. Андрей Деркач, против которого США ввели санкции за вмешательство в американские выборы, с началом войны покинул Украину. В январе он дал в Минске интервью Симоне Манджанте – это жена Джорджа Пападопулоса, бывшего советника кандидата Трампа, который пытался устроить встречу своего шефа с Путиным и был приговорен за ложные показания ФБР к 14 суткам лишения свободы, штрафу и общественным работам. В интервью Деркач продолжает рассказывать о коррупционных схемах семьи Байденов в Украине. Видеофайл дополняют документы, в том числе о том, как отмывались предназначенные Байденам деньги, – Манджанте рекомендует побыстрее скачать их, пока до них не добралась цензура соцсети Х. Впрочем, цензура Илона Маска не тронула ни интервью, ни документы. Ну а Руди Джулиани сейчас не до Украины: он только что подал прошение о признании себя банкротом, пытаясь избежать уплаты назначенной ему судом компенсации в 148 миллионов долларов по иску двух сотрудников избирательной комиссии в Джорджии, которых он голословно обвинял в фальсификации итогов голосования на президентских выборах 2020 года.