Упорное нежелание так называемых российских "системных либералов", которые предпочли остаться встроенными в "систему", замечать войну и ее влияние на российскую действительность, периодически приводит к довольно курьезным случаям. За примером далеко ходить не надо. В конце минувшей недели состоялось пленарное заседание совета регионов "Опоры России" – лоббистской организации, отстаивающей интересы малого и среднего бизнеса.
Выступить на мероприятии – наверное, для придания веса – позвали главу Сбербанка Германа Грефа. Ни его самого, ни возглавляемый им банк ни к малому, ни к даже среднему бизнесу отнести ни при каких обстоятельствах не получится. Но Греф ожиданий не обманул. Назвал 20-процентную долю, которую в российском ВВП занимает малый и средний бизнес, стыдной. Привел в пример Китай, где она колеблется от 60 до 70 процентов, США с их 60 процентами, Италию и Финляндию – там более 70 и 60 процентов соответственно. Ну и, понятное дело, призвал получше поддерживать малый и средний бизнес. Видимо, чтобы хоть немного приблизиться к приличным странам – вроде Китая.
История на этом не закончилась. Уже в понедельник, 29 мая Министерство экономического развития и Корпорация МСП представили обновленную стратегию поддержки малого и среднего бизнеса. Денег "донастройка" потребует относительно немного (сколько именно, подсчитать пока не успели). Зато эффект ожидается колоссальный.
Военно-промышленный комплекс в сентябре прошлого года вдвое повысил оклады
А теперь о том, что происходит в реальности. Россия в глубокой демографической яме, которая усугубилась мобилизацией, военными потерями и бегством за пределы страны части населения самых малочисленных и оттого дефицитных возрастов. На острую нехватку кадров – и рабочих, и управленческих – жалуются практически все предприятия всех отраслей и размеров. Военно-промышленный комплекс в сентябре прошлого года вдвое повысил оклады, предоставляет своим работникам бронь от мобилизации и забирает с рынка все, что только может. Хотя кадровый голод до конца и он утолить не может.
Судя по состоянию федерального бюджета, доля "оборонки" в российском ВВП растет беспрецедентными темпами. И если взглянуть на ситуацию, помня все это, становится очевидной несвоевременность привычных тревог о незавидной судьбе малого и среднего бизнеса, равно как и новых инициатив, направленных на его поддержку. Поддерживать предпринимательскую инициативу, выделять льготные кредиты, давать в лизинг оборудование, освобождать от налогов и проверок (все это, к слову, давно уже делается) имеет смысл в экономике, которая страдает от высокой безработицы и остро нуждается в новых рабочих местах.
Вклад российских "релокантов" в этот рост – примерно половина
Сегодня россияне, которые к этому способны, активно открывают бизнес в Грузии, Казахстане, Армении и других странах, которые готовы им дать такую возможность. Причем делают это без каких бы то ни было специальных льгот и привилегий. ВВП Армении, которую на недавнем саммите ЕАЭС назвали главным бенефициаром экономической интеграции, вырос в прошлом году на 12,6 процента и в этом году продолжает расти двузначными темпами. Вклад российских "релокантов" в этот рост – примерно половина.
Вместо всех головоломных пространных стратегий поддержки малого и среднего бизнеса чиновникам из Минэкономразвития (которое когда-то возглавлял и Греф), если они действительно так уж хотят повысить его долю в российском ВВП, достаточно было бы выбить одну-единственную льготу – исключение работников малых и средних предприятий из мобилизационных списков.
Тогда от желающих открыть пекарню, барбершоп или организовать производство экологически невинных крафтовых товаров не будет отбоя. Вот только при всей своей "куриной слепоте" министерские служащие видят достаточно, чтобы рисковать и выдвигать такого рода инициативы. Поэтому стратегии будут писаться и переписываться, программы настраиваться и донастраиваться. И даже Министерство финансов на всю эту деятельность будет взирать благосклонно. Поскольку и работники финансового ведомства прекрасно понимают, что каких бы грандиозных планов ни настроили в тиши кабинетов, с финансированием льготных программ, скорее всего, произойдет то же, что и с материнским капиталом, – их придется сокращать как невостребованные.