В российском сегменте интернета – пора предвыборных вирусных видео, где россиян зовут голосовать, основываясь на ключевых страхах Кремля: ЛГБТК и дети из пробирки. Дебаты сводятся к угрозам НАТО и лояльности Путину. Сам Путин по своей же традиции на них не появляется, но ждёт явку избирателей более 80%. На фоне отсутствия антивоенных кандидатов политик Максим Кац призвал голосовать за Владислава Даванкова. Как власть готовится к выборам и за что стыдно россиянам – обсуждают политолог Иван Преображенский, социолог Игорь Эйдман и журналист Андрей Перцев. Ведущий – Иван Воронин.
Иван Воронин: Параллельно с нашим эфиром рекомендую вам погуглить значение слова "кринж", если этот термин вам незнаком. Он нам сегодня весьма пригодится, ведь к этой стадии, уже традиционной, как бы ни любили это слово в Кремле, подошла президентская кампания.
Иван Воронин: Это гомофобное видео опубликовано в том числе на ютьюб-канале "Харитонов лайф". КПРФ отрицает свою причастность к этому. А тем временем кандидаты номер два, номер три и номер четыре, скажем так, дебатируют.
Дебаты сводятся к угрозам НАТО и лояльности Путину
Иван Воронин: А их доверенные лица в эфирах региональных телеканалов обсуждают несуществующую президентскую программу кандидата номер один. Сам кандидат номер один дебаты традиционно игнорирует. Старожилы Рунета помнят мемы о так называемом "гее на передержке". Информационная политика авторов вирусных видео, призывающих россиян направляться на избирательные участки на следующей неделе, с тех пор особо не изменилась.
Иван Воронин: Впрочем, ничего нового, как сказал бы один российский телеведущий. Повторяется в своих шутках и сам кандидат номер один.
Иван Воронин: С нами политолог Иван Преображенский. На ваш взгляд, на кого направлена эта, с позволения сказать, социальная реклама? Еще весьма любопытно, что она такая таргетированная: есть гомофобия, есть токсичная маскулинность, есть другие факторы, например социальные. Кто должен встать и пойти на избирательные участки, посмотрев этот ролик?
Иван Преображенский: Никто – давайте скажем честно. Никаких выборов нет. Все, включая так называемых избирателей, прекрасно понимают, что президент у нас один, никакой альтернативы не предполагается, никаких выборов не предполагается – это спецоперация по переназначению Владимира Путина, и выборами ее ни в коем случае называть нельзя. Абсолютное большинство населения это тоже прекрасно понимает. При этом оно понимает, что нужно принести некое подобие присяги. Тот ролик, который говорит о материнском капитале, очень точно бьется с восприятием этих псевдовыборов значительной частью российского населения: прийти и продемонстрировать свою лояльность действующим властям, больше ничего, собственно, никто от них не ждет.
Никаких выборов нет – это спецоперация по переназначению Путина
Соответственно, эти ролики – просто попытка оживить абсолютно бессмысленный мертвый процесс, превратить его в некоторый маскарад. Маскарадная культура: пробежали, сыграли на гармошке, сплясали. Никакого отношения к избирательному процессу все это не имеет, просто должны быть красивые декорации. А в целом Кремль стремится к усушению явки: чем меньше людей придет ногами на эти выборы, тем проще будет нарисовать нужный результат, а результат, судя по всему, должен быть запредельным по сравнению с предыдущими избирательными циклами в России, больше похожий на недавние такие же президентские псевдовыборы в Азербайджане. То есть речь идет о том, чтобы нарисовать Владимиру Путину за 80% голосов поддержки при высокой явке около 80%. Практически происходит возвращение к советским цифрам, с той только разницей, что пока еще есть несколько псевдокандидатов, которые пляшут и изображают скоморохов вокруг Владимира Путина.
Иван Воронин: То есть те цифры, которых ожидает Кремль, если верить последним инсайдам "Медузы", в районе 70–80%, а то и больше, – это все будет дорисовано, такое количество людей не явится?
Иван Преображенский: Кремль не просто ожидает, он планирует. Все цифры того, как это будет выглядеть, уже сейчас в Администрации президента либо согласованы, либо проходят последнее согласование. Я, честно говоря, думаю, что они были согласованы задолго до выборов. И сейчас мы наблюдаем дополнительный оживляж, когда они пытаются сливать в независимые, находящиеся за пределами России медиа какие-то слухи, чтобы привлечь хоть какое-то внимание, чтобы у людей была интрига: 80 или 75 будет явка, 90% нарисуют за Путина или 87, до 90 все-таки не дотянут? Вот приблизительно на этом уровне идет дискуссия, на этом уровне они изображают избирательный процесс, которого давно нет.
Несколько псевдокандидатов пляшут и изображают скоморохов вокруг Путина
Иван Воронин: Пока это действительно чуть ли не единственная интрига. Социолог Игорь Эйдман (с ним поговорил сегодня мой коллега Артем Радыгин) уверен, что все эти "гениальные" сценарии пишутся на радость одному заказчику.
Иван Воронин: Как вы думаете, что раньше – курица или яйцо? Это заказ сверху или попытка угадать то, что понравится заказчику?
Пропаганда сама вбрасывает темы, зная, что понравится начальству
Иван Преображенский: Российская пропаганда давно работает по принципу роя. Она по большинству случаев не получает каких-то особенно острых тем, вроде, например, недавнего убийства Алексея Навального, в целом она не получает указов сверху, она примерно знает, как себя вести, как реагировать, какие темы запускать. И, соответственно, Владимир Путин действительно как пчела-матка: этот ролик на самом деле, можно сказать, изображает самого Путина, вылезающего из торта.
Иван Воронин: Герои ролика все-таки недовольны таким появлением.
Иван Преображенский: Хорошо было бы, если бы они так же относились к Путину, но, к сожалению, речь очевидно идет о буффонаде, которая просто призвана подсветить невыборы, причем все понимают, что это не выборы. Соответственно, пропаганда сама вбрасывает эти темы, зная, что понравится начальству. Если начальству иногда не нравится (такие случаи были), тогда пропаганду одергивают на какое-то недолгое время.
В свое время потенциальный вероятный автор ролика про "гея на передержке" господин Красовский призывал топить и сжигать, по-моему, украинских детей, за что ненадолго был отстранен от эфира. Вот тут он переборщил. И при этом он понимал, о чем хочет услышать и слушатель номер один в Российской Федерации, и его ближайшее окружение. Судя по тому, что он спокойно вернулся потом в эфир, он точно угадал, просто говорить об этом в тот момент им казалось неудобно. Соответственно, все подобного рода ролики очевидно строятся на глубоком, в том числе личном комплексе Владимира Путина, связанном с этой проблемой. Но понять глубже, откуда все это происходит, к сожалению, маловероятно: тут, видимо, должны работать психиатры.
Иван Воронин: Вы считаете, что грядущие выборы – такой прямой поход на поклон, в том числе к Владимиру Владимировичу. Действительно они как будто бы проводят параллель, что если будет Путин, тогда будет маткапитал и другая социальная поддержка. Это закрепилось в глазах избирателей: будет Путин – будет социальная поддержка? Почему сменяемость ключевого чиновника страны обязательно должна гарантировать изменения в том числе в социальной поддержке?
Иван Преображенский: Давайте все-таки зайдем немножко с другой стороны. Люди, которые так воспринимают реальность, изначально не воспринимали это как выборы. Это награда за лояльность власти: ты лоялен, ты демонстрируешь, что ее поддерживаешь, и за это тебе платят. Это тот самый условный негласный договор между обществом и властью, который действует в России: вы не вылезаете, вы послушны, за это государство отбрасывает вам небольшую копеечку.
Это награда за лояльность власти: ты лоялен, и за это тебе платят
До сих пор соцопросы показывали: даже во время полномасштабной агрессии против Украины россияне помнили те несчастные десять тысяч на ребенка, которые им отбросила власть во время ковида. Во всех странах мира была гигантская помощь населению, а в России – абсолютно мизерная, помогали крупному бизнесу, но при этом население запомнило эту мизерную помощь. Уровень жизни во многих регионах и особенно в моногородах и деревнях настолько низок, что там рады каждой копейке.
Действительно, для них Путин – это эти копейки. Потому что, объективно говоря, Путин пришел на волне "гайдарономики", когда российская экономика начала постепенно приходить в себя после распада Советского Союза и того кризиса, который успели создать коммунисты. Соответственно, первые годы он успешно пользовался плодами этой "гайдарономики" и ростом цен на нефть, у него появились деньги, чтобы раздавать их населению. До него населению раздавали бесплатные льготы, ты мог пойти и что-то получить в ельцинский период, но живых денег не давали. Он провел монетизацию льгот, против этого тоже были протесты, но в итоге получилось именно то, чего он хотел: люди запомнили, что при нем дают деньги. Анализировать, что эти деньги, например, съедает инфляция, они вообще не в состоянии.
Иван Воронин: Политик Максим Кац призвал антивоенно настроенных избирателей голосовать за Владислава Даванкова.
Иван Воронин: Как вам видится эта инициатива? Чем выбор конкретного кандидата лучше, например, испорченного бюллетеня?
В условиях отсутствия выборов нельзя играть ни в какого конкретного кандидата
Иван Преображенский: Я бы в этом случае разобрал персональное дело комсомольца Максима Каца, который призывает голосовать за очевидно кремлевского кандидата от партии, созданной непосредственно Администрацией президента. У меня к нему очень большие вопросы. Хотя совершенно очевидно, что это должно было произойти, об этом говорили в течение нескольких месяцев. Собственно, для многих был вопрос: призовет или не призовет Кац уже абсолютно бессовестно голосовать за Даванкова? Он это делает. Соответственно, мы понимаем, что российское оппозиционное движение не едино, в нем есть люди, которые, по сути дела, поддерживают кремлевские нарративы. К сожалению, это не новость.
Что касается истории с Даванковым, совершенно очевидно, что в условиях отсутствия выборов можно играть во флешмобы вроде голосования в 12 часов, неважно за кого, чтобы были очереди, но нельзя играть ни в какого конкретного кандидата. Об этом говорил покойный Алексей Навальный и был совершенно прав. Я думаю, что с политологической точки зрения любая попытка превращать это в выборы – это игра на Кремль и легитимизация тех процессов, которые он пытается организовать, чтобы доказать, что большинство населения реально пришло и поддержало Владимира Путина.
Иван Воронин: Но все-таки тактика "умное голосование" предполагала выбор лучшего из худшего.
Иван Преображенский: Тактика "умного голосования" была ориентирована на парламентские выборы, на политические партии – это очень четко проговаривал сам Алексей Навальный и те, кто ее организовывал. Соответственно, к президентским выборам тактика "умного голосования" неприменима никаким образом с технологической точки зрения (я здесь не говорю об идеологии). Технологически нельзя побить Кремль на президентских выборах, любым образом признавая это выборами. Единственный способ побеждать Кремль – говорить о том, что верховная власть в России на выборах давно не меняется, и нам это показал Евгений Пригожин. Вот Евгений Пригожин – это кандидат в российском формате, но он уже покойник. Никакого другого кандидата анти-Путин здесь не может быть, потому что никаких выборов нет, Путин уничтожил альтернативу.
К президентским выборам тактика "умного голосования" неприменима
Иван Воронин: Еще одно довольно провластное мероприятие наблюдаем в эти дни: участники молодежного форума "Знание" в Сочи на Всемирном фестивале молодежи и студентов пришли посмотреть на известных артистов, а попали на часовые лекции в стиле Путина у Карлсона. Угрозы Западу от Лаврова, мемы от Дмитрия Медведева – все это в нашем сюжете.
Иван Воронин: Я полагаю, что все мероприятия, на которых появляется Владимир Путин, можно смело вписывать в его предвыборную программу, в его предвыборную кампанию, если угодно. Для кого это все: Россия не в изоляции, даже на международный форум друзей хватит? Или это такое "вперед в прошлое", во времена СССР? Тут, кстати, любопытная историческая параллель, потому что в легендарные послесталинские 50-е форум шел под лозунгом "За мир и дружбу".
Иван Преображенский: Я бы здесь адресовался как раз к Игорю Эйдману, сказал, что в первую очередь это, безусловно, гигантский распил бюджетных денег в том формате, в каком это понятно Владимиру Путину. Действительно, как говорилось в "Покровских воротах": фестиваль молодежи, приедут красавцы из Новой Зеландии. Красавцев из Новой Зеландии, условно, в количестве двух штук ему привезли, каких-то мифических зарубежных участников, а в остальном совершенно очевидно, что эта история просто об игре на одного, в данном случае – нескольких актеров, и надежде, что потом, как сейчас растиражировались, завирусились ролики с Дмитрием Медведевым, оттуда все это разойдется и будет дополнительно использовано в качестве пропагандистской игры, в большей степени для внешней пропаганды, чем для внутреннего потребителя.