В государственных школах Америки идет необъявленная война родителей с учителями. Родители требуют, чтобы их детям не навязывали либеральные ценности. Республиканская партия – на стороне родителей. Белый дом заявляет, что это не его компетенция.
Губернаторские выборы в Вирджинии принесли победу кандидату республиканцев, и этот итог стал поводом для ликования тех, кто добивается родительского контроля за содержанием школьных программ. В последнее время, как только школы открылись после локдауна, конфликт между американскими родителями и школьными советами обострился до крайности и сопровождался эксцессами, о которых говорил на прошлой неделе сенатор-республиканец Тед Круз, обращаясь на публичном слушании к министру юстиции США Меррику Гарланду.
– В среду, 29 сентября, Национальная ассоциация школьных советов направила президенту письмо с просьбой задействовать Министерство юстиции для противодействия родителям, которые недовольны критической расовой теорией, обязательным ношением масок в школах, противодействовать им как внутренним террористам. Из текста следует, что письмо было согласовано с Белым домом в ходе детальных политических консультаций. Это было в среду, 29 сентября. Пять дней спустя, в понедельник, появляется ваша служебная записка, в которой вы даете им именно то, что они хотят. Позвольте мне спросить вас, министр Гарланд, в письме, которое, как вы сказали Палате представителей, послужило основанием для этой неправомерной записки, сколько перечисленных в нем инцидентов упоминается в этой записке?
– Я должен взглянуть на записку.
– Окей, вы не знаете. Сколько из них сопровождались насилием?
– Опять-таки...
– Сколько из них сопровождались насилием? Вы знаете?
– Я не знаю.
– Вы не знаете. И есть причина, почему вы не знаете. Потому что вам было все равно, и вашей канцелярии ни к чему было выяснять это. Я быстро подсчитал, просто сидя здесь во время слушания. Я насчитал 20 инцидентов. Из 20 – 15 были ненасильственными. Там есть оскорбления. Там есть нацистское приветствие. Это один из примеров. Боже мой, родители приветствовали школьный совет нацистским салютом, потому что они считают его политику деспотичной. Министр Гарланд, нацистское приветствие в отношении избранного должностного лица защищено Первой поправкой?
– Да, защищено.
Полиция усмиряет отца пострадавшей девочки на заседании школьного совета графства Лаудон
Родители недовольны тем, чему учат их детей, какие книги стоят на полках школьных библиотек. Их особенно раздражает так называемая критическая расовая теория, согласно которой расизм в Америке носит системный, институциональный характер, а значит, любой белый несет ответственность за угнетение афроамериканцев. Республиканцы считают эту теорию деструктивной, раскалывающей общество. Вот характеристика, которую дал ей член Палаты представителей Дэн Бишоп, представляя законопроект о ее запрете в государственных школах.
Корни этой идеологии очевидны. Точно так же Карл Маркс пропагандировал социально-критическую этику классового неприятия, угнетатель против угнетенного. Это неомарксистская идеология, культурный марксизм, маскирующийся под историю и призванный ввести в заблуждение. Культура отмены – одно из ее орудий, нападки толпы на свободу слова, запугивание. Ради будущего наших детей мы должны положить конец этим усилиям по отмене истины о том, как была основана наша страна.
Президент Трамп своей властью запретил федеральным учреждениям использовать эту теорию в тренингах своего персонала. Президент Байден отменил этот указ своего предшественника. Однако республиканцы вводят запрет на преподавание теории в школах в штатах, где они контролируют законодательный орган. Вот почему для них так важна победа в Вирджинии. Именно в этом штате произошел недавно случай сексуального насилия, виновник которого называет себя "гендерфлюидным", то есть существом с изменчивым полом. Еще один отрывок из диалога сенатора Круза и министра юстиции Гарланда.
– На этой неделе суд установил, что 14-летняя девочка была жестоко изнасилована юношей в юбке в туалете для девочек. Школьный округ это скрыл, перевел юношу в другую школу, где он жестоко изнасиловал другую девочку. Отец первой девочки… Вы понимаете, почему родители переживают, когда вашу дочь изнасилуют в школе, школьный совет скрывает это, а потом лжет вам, что ничего не было? Это была явная ложь, как установил суд на этой неделе. Вы понимаете, почему родители переживают?
– Абсолютно. И любые выражения недовольства полностью защищены Первой поправкой.
– Не считая того, что вы всего лишь назвали его домашним террористом.
– Я никогда его так не называл. Это неверно.
Кандидат Республиканской партии на пост губернатора Вирджинии Гленн Янгкин построил свою кампанию во многом именно на вопросе школьных программ. Он противопоставлял себя своему сопернику Терри Маколиффу. В 2016 году, будучи губернатором, Маколифф наложил вето на принятый законодательным собранием Вирджинии – Генеральной Ассамблеей – закон, позволяющий родителям не допустить чтения их детьми материалов "откровенно сексуального" содержания. Конкретно речь шла о романе нобелевского лауреата Тони Моррисон "Возлюбленная". Закон предписывал школьной администрации уведомлять родителей о наличии в программе подобных книг, а родителям предоставлялось право решить, должен ли их ребенок читать такую литературу, и в случае несогласия потребовать от школы замены.
На предвыборных дебатах Гленн Янгкин в очередной раз напомнил избирателям об этом факте.
– Последние 20 месяцев мы видели, что наши школьные системы отказываются взаимодействовать с родителями. На прошлой неделе в графстве Фэрфакс мы наблюдали, как встревожились родители, потому что в школьной библиотеке были такие откровенные материалы сексуального характера, которых они никогда не видели, это их шокировало. Вы наложили вето на закон, по которому родителям должны сообщать о таких книгах. Вы считаете, что школьная система должна указывать детям, что им делать. Я считаю, что родители должны отвечать за образование своих детей.
– Я не позволю родителям приходить в школу и изымать из библиотек книги по собственному усмотрению. Да, я заблокировал билль. И я не думаю, что родителям следует позволить указывать школам, чему они должны учить.
Именно эта фраза, по общему убеждению, стала в итоге решающей.
Воодушевленные победой в Вирджинии, республиканцы намерены теперь внести в Конгресс проект федерального билля о правах родителей. Вот что говорит об этом член нижней палаты Вирджиния Фокс.
Победа в Вирджинии доказывает, что голоса родителей имеют значение. Она доказывает, что родителей нельзя заставить замолчать. Образование занимает важнейшее место в сознании избирателей, потому что оно имеет значение. Нам важно, чему наши дети учатся в школе. Нам важно, какие книги в наших школьных библиотеках. Нам важно, что дети думают о своей стране. А важнее всего – чего, по мнению наших детей, они способны достичь. Левые слишком долго пытались отобрать образование у родителей, местных властей и властей штатов. Это наш ответ на попытки левых национализировать образование. Нет. Нет левой индоктринации, нет критической расовой теории, нет политике идентичности.
Республиканцы верят в политику, которая объединяет нас, а не разделяет. Мы знаем, что лучшее образование бывает тогда, когда им руководят на местном уровне и когда у родителей есть выбор – вот за что мы боремся. Ни одному ребенку нельзя отказывать в возможности реализовать свой потенциал. Пришло время поддержать образование, ориентированное на учащихся. Выборы в Вирджинии доказали, что школьные округа больше не должны раболепствовать перед профсоюзами учителей, времена подчинения могучим профсоюзным боссам прошли. Родители очнулись и готовы сражаться за своих детей. Это великий день для будущего образования в нашей стране.
Позицию администрации Джо Байдена изложила на брифинге в четверг заместитель пресс-секретаря Белого дома Карин Джин-Пьер.
Америка, как вы слышали от президента, – великая страна. Великие страны честны по отношению к своей истории, где есть и хорошее, и плохое. И наши дети должны после изучения истории гордиться тем, что они американцы. Президент определенно гордится.
В принципе мы считаем, что школьные программы – не компетенция федеральных властей. Право решений принадлежит обществу, родителям, школе, школьному совету, учителям и администраторам. Это означает, что политики не должны диктовать, чему учат наших детей. Но мы также должны честно сказать о том, что происходит. Республиканцы лгут. Они не честны. Они не говорят правду о том, за что мы ратуем. Они цинично пытаются использовать наших детей как мяч в политическом футболе. Они говорят о наших детях, когда идет сезон выборов, но они не будут голосовать за их интересы, когда это имеет значение.
В настоящее время преподавание критической расовой теории законодательно запрещено в школах шести штатов, ограничено – в 17. В двух штатах попытки законодательного запрета не удались.