Ссылки для упрощенного доступа

Бюджет-2009: баланс на грани дефицита


Такой свободы, как в предыдущие «жирные годы», у авторов бюджета теперь не будет
Такой свободы, как в предыдущие «жирные годы», у авторов бюджета теперь не будет

Международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s объявило в понедельник о снижении на одну ступень прежних кредитных рейтингов России. Среди причин называется резкое сокращение валютных резервов страны. Главный их источник, доходы от нефтяного экспорта, всего за полгода сократились в несколько раз. А только экспортные пошлины на нефть приносили российскому бюджету 20% всех его доходов.


Федеральный бюджет 2009 года, по некоторым оценкам, может остаться профицитным при среднегодовой цене российской нефти на уровне примерно 50 долларов за баррель. Текущие цены опустились уже до 35 долларов. И если предположить дефицит бюджета России в 2009 году, то он будет покрываться за счет средств резервного фонда - для таких случаев этот фонд, собственно, и создавался. Фонд является частью общих золотовалютных резервов России, а его нынешний объем - примерно 130 миллиардов долларов. Как он может измениться, если среднегодовая цена российской нефти окажется значительно ниже 50 долларов за баррель?


«По моим подсчетам, сокращение цены на нефть на один доллар за баррель обходится бюджету где-то в 2 миллиарда долларов, - говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. - Поэтому, если отталкиваться от той цифры, что у нас бюджет сбалансирован при 50 долларов за баррель (в принципе эта цифра обсуждалась, она более-менее похожа на правду, я просто напоминаю, что консенсус раньше был от 60 до 70, но можно отталкиваться от 50 долларов за баррель), то это означает, что, если цена на нефть уходит, например, на 40, то есть она уходит вниз на 10 долларов за баррель, это обходится бюджету потерей доходов в районе 20 миллиардов долларов в годовом выражении. 20 миллиардов долларов в годовом выражении - это приблизительно один процент ВВП. Это как раз означает, что в ситуации при 40 долларов за баррель бюджет будет сведен ориентировочно с дефицитом один процент, это, соответственно, потребует финансирования из резервного фонда в размере этой суммы».


Главный экономист инвестиционного банка «Траст» Евгений Надоршин полагает, что бездефицитный бюджет России в 2009 году может состояться, если среднегодовая цена российской нефти будет значительно выше 50 долларов за баррель. «В 2009 году критической ценой на нефть марки Urals, способной удержать бюджет в области профицита, могли бы стать 70 долларов за баррель, - говорит специалист. - Высоких цен в 2009 году можно не ждать, федеральный бюджет может оказаться в дефиците, особенно учитывая, что, возможно, государственные расходы будут расти в 2009 году по сравнению с заложенным объемом, если, естественно, цена на нефть не упадет слишком низко. При ценах порядка 30 или 40 долларов за баррель Urals велика вероятность, что государственный бюджет уже не сможет позволить себе так динамично наращивать расходы, как, собственно, это предполагает и принятый закон, одобряемые сейчас меры поддержки, и, скорее всего, кое-что будет порезано. То есть, возможно, не из мер поддержки, но из тех расходов, что были запланированы изначально. Собственно, намеки на это я уже слышу в заявлениях премьер-министра Владимира Путина о необходимости оптимизации государственных расходов с целью достижения максимального эффекта».


Эксперты пытаются проанализировать, насколько эффективным инструментом для компенсации потерь бюджета могла бы стать девальвация рубля в условиях, когда нефть как один из главных источников доходов российского бюджета стремительно подешевела. «С моей точки зрения, - говорит Евгений Надоршин, - девальвация как средство выполнения расходной части федерального бюджета, это, в общем, достаточно неэффективная мера, если не сказать, совершенно бессмысленная. Поскольку, девальвируя национальную валюту, государство фактически снижает ее покупательную способность. А если снижается покупательная способность рубля, автоматически тот номинальный объем рублей, которые должны быть потрачены из федерального бюджета в 2009 году, если он будет потрачен, он будет иметь меньшую ценность в реальном выражении, то есть на него можно будет произвести меньше инвестиций. Менее полезными они будут, если это будут социальные расходы. И вот она, плата за девальвацию. Не говоря уже о том, что, собственно, даже государство от этого выиграть не сможет, поскольку из реальных заявленных целей нельзя будет обеспечить ни реальный рост инвестиций, ни реальный рост экономики в этих условиях, ни реальный рост доходов населения».


«К девальвации прибегают ради того, - продолжает Наталия Орлова, - чтобы скорректировать платежный баланс для того, чтобы улучшить состояние бюджета. К сожалению, учитывая, что Россия в основном экспортирует энергоносители, девальвируя рубль, мы не сможем увеличить объемы нашего экспорта. Что касается возможности сократить импорт, то, к сожалению, при том, что у нас загрузка сейчас фактически полная в экономике, то есть, нет свободных мощностей, это означает, что при девальвации российские производители не смогут увеличить производство, чтобы компенсировать сжатие спроса на импорт. Поэтому, скорее всего, девальвируя рубль в нынешних условиях, мы получим только негативный эффект, он будет связан с тем, что население будет забирать свои рублевые депозиты из банков, банковский сектор будет себя чувствовать, в общем-то, в кризисной ситуации, соответственно, будет очень жесткое сокращение кредитования и, как результат, сокращение экономической активности».


Пока бюджет России на 2009 год рассчитан, исходя из средней (за год) цены российской нефти 95 долларов за баррель. Теперь министерство экономического развития его пересматривает. И, судя по некоторым сообщениям, новый «базовый» вариант исходит из цены 50 долларов, а «худший» - 30 долларов за баррель.
XS
SM
MD
LG