Премьер-министр Индии объявил, что за серией нападений в Бомбее (Мумбае) минувшей ночью, жертвами которых стали десятки человек, стоит неназванная им соседняя держава. Он воздержался от прямого обвинения Пакистана, причастность которого к аналогичным преступлениям в прошлом была объявлена индийскими спецслужбами установленной бесспорно. Отношения между ядерными державами традиционно являются враждебными, однако в последнее время они значительно потеплели. Эксперты не исключают, что целью терактов был срыв этого наметившегося сближения.
В своем телевизионном выступлении Манмохан Сингх заявил, что его «правительство примет все возможные меры для обеспечения безопасности граждан». События прошлой ночи в Бомбее он назвал хорошо спланированной акцией, которая преследовала цель породить хаос в коммерческой столице страны. Для этого нападавшие выбрали в качестве своих целей самые известные городские достопримечательности. Организаторы преступления, по мнению г-на Сингха, находятся за границей. Он отметил, что Дели не потерпит «соседей», которые укрывают антииндийские элементы.
Минувшей ночью группы боевиков нанесли удары по меньшей мере по семи объектам в разных частях мегаполиса. Жертвами нападения стали не менее ста человек, число раненых в три раза больше. В ходе преступной акции были частично захвачены популярные у богатых западных туристов гостиницы Taj Mahal Palace и Oberoi. Утром в четверг полиция сообщила о полном освобождении отелей. Однако по свидетельству корреспондентов Би-би-си, там и днем была слышна перестрелка. В Еврейском центре была захвачена семья раввина, его здание по-прежнему было окружено спецназом, судьба израильтян оставалась неизвестной.
В прошлом крупнейшие города страны неоднократно подвергались скоординированным нападениям аналогичного рода. По утверждению властей, почти во всех случаях следы преступлений вели в соседний Пакистан. Исламабад является историческим соперником Индии, после провозглашения независимости этих стран между ними не раз вспыхивали вооруженные конфликты. Предметом спора между ними до сих пор остается Кашмир, мусульманское большинство которого выступает против индийского владычества. Однако подлинные устремления жителей этой территории, меньшую часть которой контролируют Пакистан и Китай, с точностью установить невозможно – Дели отказывается выполнить решение СБ ООН и провести в Кашмире референдум, результатом которого вполне может стать отложение района от Индии. Долгие годы Пакистан активно поощрял деятельность военизированных группировок исламского толка, проводивших диверсии на территории соседнего государства. К примеру, 13 декабря 2001 года было совершено нападение на здание парламента, где в тот день выступал тогдашний премьер Атал Бихари Ваджпаи.
Однако в последние годы отношения между соседями пошли на поправку. В условиях масштабного военного присутствия США и их союзников в Афганистане бывший военный правитель Пакистана Первез Мушарраф был вынужден приструнить сепаратистские группировки антииндийской направленности. Между двумя странами возобновлено транспортное сообщение. Новая пакистанская администрация под давлением Запада пошла даже на ограничение функций могущественной спецслужбы ISI, которая фактически является вторым центром власти в этой стране.
Ответственность за случившееся взяла на себя неизвестная экспертам (возможно, фиктивная) организация. Исламабад резко осудил вчерашние теракты.
По заявлению генерального консула РФ в Бомбее Ирины Башкировой, россиян среди пострадавших нет:
Специалист по религиозным проблемам Джованни Бенси напоминает, что на территории Индии функционирует множество экстремистских организаций самого разного толка. Зонтичной структурой для подрывных структур, действующих в мусульманской общине страны, выступает «Лашкар-э-тайба» («Армия праведных»), штаб-квартира которой располагается в пакистанском Лахоре. Г-н Бенси считает безусловно доказанным факт масштабного «импорта» террора из Пакистана в Индию: «Есть обмен силами, обмен опытом между экстремистскими организациями двух стран. Пакистан основан на утопии: Он хотел стать государством, объединяющим всех мусульман индийского субконтинента. Но этот замысел провалился, потому что мусульмане Индии (а это 10% ее населения, что примерно равно всему населению Пакистана) отказались туда переезжать. В Пакистане есть группы, которые считают, что надо усиливать давление на Индию с тем, чтобы она разрешала большему количеству мусульман переехать в Пакистан».
Итальянский эксперт указывает, что каждый раз, когда в отношениях между двумя странами намечалось потепление, следовали теракты, направленные на его срыв. Он не склонен объяснять напряженность на полуострове исключительно последствиями действий британских колонизаторов: «Это восходит к древности, еще до английского завоевания Индии. Здесь тогда находилась империя моголов, которая была мусульманской, но большинство ее населения составляли индуисты».
Собеседник РС отмечает, что в Индии весьма прочны позиции индуистского фундаментализма. Его приверженцы считают наиболее чуждым элементом общества даже не мусульман, а христиан – ведь адепты этой религии появились в Индостане значительно позднее первых. В последнее время в отношении католиков было совершено несколько актов насилия. В плане утверждения своей идентичности католики и мусульмане Индии «более или менее выступают как союзники».