Российское правительство утвердило «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики», подготовленный по поручению президента страны. Состоящий из 55 пунктов документ включает мероприятия, направленные на развитие финансовой и банковской системы, а также на улучшение ситуации в транспортной отрасли, сельском хозяйстве, оборонно-промышленном и сырьевом комплексах, жилищном строительстве. Также в план включены действия по поддержанию внутреннего спроса и соцподдержке граждан.
В российской программе поддержки национальной экономики упор делается на мерах финансового регулирования и, в первую очередь, на определении «приоритетных» отраслей. А вот Китай, например, объявил о прямом государственном финансировании крупных инвестпроектов — строительства жилья, дорог, коммуникаций в сельских регионах — на общую сумму 586 миллиардов долларов, что составляет 16 процентов от ВВП в 2007 году. Но главный экономист инвестиционного банка «Траст» Евгений Надоршин напоминает, что в России уже существуют федеральные целевые программы, предполагающие по сути те же прямые госинвестиции, и их никто не отменял. «В бюджете 2008, 2009, 2010 и 2011 годов эти программы увеличиваются, и никто их не собирается прекращать», — успокаивает экономист.
Эксперт: вмешательство государства всегда неэффективно
При всем при том главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова сомневается, что в предложенном правительством виде меры по поддержке отраслей будут эффективными. Она полагает, что государство могло бы воспользоваться случаем и отказаться от потребительской модели роста, существовавшей в России в последние восемь лет, чтобы направить средства на поддержку инвестиционных проектов, которые будут поддерживать потребление опосредованно через создание рабочих мест. «Инвестиционная модель роста позволит генерировать точки роста на протяжении последующих лет, а не только одномоментно» — указывает Орлова на самое слабое место правительственного плана.
При этом эксперт напоминает, что усиление государственного вмешательства в экономику «всегда чревато какой-то неэффективностью» и отмечает, что в отличие от банковского сектора государство, по большому счету, не имеет инструментов контроля и возвращения денег, выданных в рамках прямой господдержки. При этом попытка госконтроля за использованием предоставленных банкам средств в какой-то степени подменяет банковский контроль за уровнем рисков, что в итоге может привести к обременению кредитных организаций плохими кредитами, предупреждает эксперт. «Долгосрочное усиление присутствия государства всегда оборачивается ростом просроченных кредитов и не совсем эффективным использованием средств. Но в данный момент, по всей видимости, без этого нигде в мире не обойтись», — резюмирует Наталия Орлова, признавая невозможность восстановить пошатнувшееся доверие рынков без усиления роли государства.
Впрочем, ее коллега из инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин отмечает, что предложенные правительством меры предусматривают не только выдачу банкам субординированных кредитов с условием целевого расходования части полученных средств, но и пополнение ликвидности через беззалоговые аукционы ЦБ. Этими деньгами банки могут распоряжаться по своему усмотрению, но есть надежда, что подобные вливания побудят их смягчать условия кредитования бизнеса и частных лиц.
Поддержка будет, но налоги не снизят
Чего нет в российских «55 пунктах», так это снижения налогов. Евгений Надоршин из «Траста» полагает, что в России положительный эффект от снижения налогов уже отыгран, и напоминает, что в планах властей сейчас, наоборот, увеличение социальных отчислений. «У государства на горизонте рост социальных расходов, необходимость поддерживать пенсионеров и, вполне возможно, безработных, — объясняет Наталия Орлова из Альфа-банка. — В таких условиях государству, конечно же, нужны ресурсы. Кроме того, цены на нефть сейчас падают, поэтому снижение налогов я бы сейчас не считала эффективным механизмом решения экономических проблем».
Пока что разработчики российского правительственного антикризисного плана из 55 пунктов говорят, что он может еще расшириться. Но эксперты указывают, что для реализации только уже представленных пунктов потребуется принять чуть ли не 30 новых законов, причем в кратчайшие сроки.