Беззалоговые кредиты коммерческим банкам — едва ли не самая экстраординарная мера из принятых ЦБ в условиях финансового кризиса. Чтобы помочь национальной банковской системе, регулятор отошел от практики спокойных времен, когда подобные займы предоставлялись только под залог надежных ценных бумаг, например, государственных облигаций.
На первом из таких аукционов неделю назад российские банки выбрали 388 миллиардов рублей из предложенных им 700 миллиардов. Спустя несколько дней на втором аукционе — лишь 33 миллиарда из 400 возможных. Теперь ЦБ предложил 200 миллиардов рублей, из которых банки выбрали более 90%. Разброс впечатляющий, но банковский аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Леонид Слипченко указывает, что условия у всех трех аукционов были разные — на первых двух шла обкатка системы, к тому же деньги предлагались всего на месяц, в отличие от третьего трехмесячного.
Главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова напоминает, что часть кредитных организаций, причем крупных, ранее получала средства на сходных аукционах Минфина. По мнению экономиста, заметные всплески спроса объясняются тем, что такие банки постепенно переходят на средства ЦБ. При этом речь идет о крупных игроках — по данным эксперта, на тридцатку допущенных к кредитам Минфина банков приходится около 65% всей банковской системы. Естественно, что остальные 80 потенциальных участников аукционов ЦБ, на которых в совокупности приходится всего около 10% российских банковских активов, не могут обеспечить спрос, сопоставимый с ведущими игроками, так как лимит выдачи средств конкретной организации пропорционален ее капиталу.
По словам Леонида Слипченко из «Уралсиба», стоимость кредитов на сегодняшнем аукционе, составившая 9,76%, в целом отражает сложившуюся на рынке картину. «Сейчас ставки колеблются в районе 10-11%, — поясняет аналитик, — но даже если ставка была бы выше, думаю, многие банки все равно участвовали бы, так как деньги на три месяца действительно нужны».
Чтобы оживить рынок межбанковского кредитования, власти предложили государственные гарантии на часть средств, которые одни российские банки будут предоставлять другим. «Предполагается, что крупнейшие банки смогут компенсировать часть убытков, которые не исключены при кредитовании более мелких игроков, — поясняет суть нововведения Леонид Слипченко. — ЦБ и правительство пропишут соответствующие механизмы и перечень заемщиков. Это вселит в крупные банки уверенность, и они смогут без опаски давать кредиты представителям второго и третьего эшелона». Иначе при нынешнем дефиците доверия большая часть из полученных по беззалоговым кредитам средств не идет дальше в систему, признает аналитик.
Следующий аукцион беззалоговых кредитов коммерческим банкам ЦБ запланировал на вторник, 28 октября. Однако с мерами, принимаемыми российскими властями в условиях кризиса, согласны не все. В частности, российский союз «Либеральная хартия», возглавляемый президентом Института экономического анализа Андреем Илларионовым, считает, что «следствием осуществляемых сегодня властями так называемых антикризисных программ станет углубление и расширение финансового кризиса, переход краткосрочного экономического спада в длительную экономическую депрессию».
Ссылаясь на исторический опыт, секретарь союза Вадим Новиков утверждает, что идея компенсации убытков ошибочна сама по себе и только усугубляет ситуацию, напоминая о многочисленных осложнениях, которые вызвало государственное вмешательство во время Великой депрессии. «В 1987 году Рональд Рейган столкнулся с рекордным к тому моменту, даже большим, чем во время Великой депрессии, падением фондового индекса, — приводит Новиков противоположный пример. — Тем не менее, правительство подтвердило курс на финансовую стабильность, не стало призывать к каким-то экстренным выплатам и оказалось, что за фондовым кризисом вообще не последовало падения реальных показателей. Таким образом, последовательное сравнение различных случаев депрессии и ответов властей на подобные ситуации показывает, что оптимальной оказывается стратегия продолжения курса на финансовую стабильность».
По мнению «Либеральной хартии», ослабление политики и, в частности, кредитование банков только ухудшит результаты. «Если уж по какой-то причине правительство собирается этим заниматься, необходимо возвращать деньги непосредственно вкладчикам, — говорит Вадим Новиков, — открыть программу правительственных компенсаций. Вклады до определенного размера уже и так подлежат государственному страхованию и возврату. Речь идет о том, что раз уж кого-то поддерживать, то непосредственно вкладчиков».