В пятницу Госдума приняла в целом закон о федеральном бюджете на 2009 год и на перспективу до 2011 года. Документ рассчитан исходя из того, что в следующем году темпы роста национальной экономики составят 6,7 процента, а общий ее объем увеличится в пересчете более чем до 2 триллионов долларов.
Однако эксперты уже сейчас уверены в том, что заложенные в бюджет основные показатели в недалеком будущем придется серьезно корректировать. Связано это в основном с ожидаемым замедлением темпов экономического развития. На этой неделе министерство экономического развития понизило прогноз роста ВВП России на текущий год с 7,8 до 7,1 процентов из-за ухудшения его динамики в четвертом квартале. Старший экономист финансовой корпорации «Уралсиб» Владимир Тихомиров полагает, что результаты четвертого квартала могут сильно разочаровать. «МВФ рассчитывает, что в четвертом квартале рост ВВП может снизиться где-то до 6-6,5 процентов в годовом исчислении. Это, конечно, существенное снижение против 8,5 процентов, которые мы видели в первом квартале текущего года, — поясняет экономист. — В принципе, такой сценарий не исключен, поэтому рост ВВП по итогам года может составить от 7 до 7,5 процентов. Но вот четвертый квартал пока остается загадкой. По крайней мере, я готов к сюрпризам, в том числе и негативным».
Руководитель аналитического департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов смотрит на темпы российского экономического роста еще более пессимистично. Рост по итогам года он оценивает в 7,1 процента, но не исключает, что из-за сильного замедления в четвертом квартале показатель может оказаться даже чуть ниже 7 процентов.
Ничего хорошего глобальной и российской экономике пока не обещает и наступающий год. Как заявил в пятницу руководитель Минфина Алексей Кудрин, масштаб мирового кризиса до сих пор до конца не ясен. В этой ситуации для страны особую опасность представляют нынешние цены на нефть, доходы от экспорта которой по-прежнему составляют большую часть доходов российского бюджета. С середины года нефть уже подешевела примерно вдвое, до неполных 70 долларов за баррель. Именно из такой среднегодовой цены рассчитывался бюджет текущего года. Аналитик инвестиционной группы «КапиталЪ» Виталий Крюков отмечает, что при цене нефти ниже 70 долларов за баррель может возникнуть дефицит бюджета, но при этом неясно, как в такой ситуации будет действовать правительство. Особенно с учетом того, что с 1 января 2009 года оно собиралось вводить для нефтяников значительные, «каникулярные» льготы по налогу на добычу природных ископаемых. «Не пойдут ли они не перенос снижения НДПИ на более поздний срок? — задается вопросом аналитик. — Думаю, что это не должно коснуться льгот, которые намечены на следующий год. Но это снижает вероятность уменьшения налогового бремени на отрасль с 2010 года».
Нынешний порядок налогообложения отрасли в условиях снижения цен на нефть фактически делает экспорт убыточным. А это значит, что у компаний не остается средств для инвестиций в добычу, объемы которой в стране снижаются впервые за последние десять лет. То, что добыча нефти в мире сокращается гораздо более быстрыми темпами, чем предполагалось ранее, в своем докладе отмечают и эксперты Международного энергетического агентства. При этом они указывают, что проблемы, связанные с истощением месторождений, могут оказаться более серьезными, чем ослабление темпов роста спроса на нефть в условиях мирового экономического кризиса.
Последняя тенденция сейчас заметна и в России. Реальный сектор экономики уже сталкивается с сокращением спроса на свою продукцию, что, естественно, приводит к снижению потребления энергоресурсов и сырьевых товаров, и, как следствие, к еще большему сокращению доходов не только нефтяных, но и, например, металлургических компаний. Впрочем, по словам аналитика международного рейтингового агентства Standard&Poor`s Елены Ананькиной, сегодня это характерно не только для России. «Цены на сырье — явление глобальное. Поэтому если падает прибыль ЛУКОЙЛа, то падает она и у бразильского Petrobras. Если пошли вниз цены на сталь, это коснется и Магнитки, и Кошицкого завода [металлургический комбинат в Словакии — РС], и всех остальных. Здесь выигрывают те, у кого самые низкие издержки, и те, у кого есть доступ к внутреннему рынку, — объясняет аналитик. — Разница между развивающимися рынками может быть обусловлена, скорее, финансовой системой. Могут ли покупатели того же металла, того же топлива перекредитоваться, чтобы покупать его по-прежнему? Какое возникает давление на оборотный капитал компании? Не нужно ли компании сокращать поставки из-за того, что потребители временно не могут расплатиться, если это, например, трейдеры, которым не удалось перекредитоваться? Вот в этом я вижу основную проблему».
По мнению экспертов, благополучие российской экономики в следующем году будет во многом зависеть от внутреннего спроса и, как и в прежние годы, от мировых цен на продукцию сырьевых отраслей, в первую очередь, на нефть. Однако их динамику сейчас предсказать невозможно, поэтому Владимир Тихомиров из «Уралсиба» говорит о росте российской экономики в 2009 году осторожно, называя диапазон от 4 до 6,5 процентов в зависимости от глубины развития негативных общемировых тенденций.
Впрочем, в российском правительстве пока не торопятся говорить о неминуемом пересмотре бюджета. Как недавно заявил заместитель министра финансов Дмитрий Панкин, он будет сбалансированным, даже если среднегодовая цена российской нефти составит 60 долларов за баррель.