Наблюдательный совет Внешэкономбанка, выполняющего функции государственного банка развития, утвердил перечень российских компаний, которые первыми получат кредиты на рефинансирование своей внешней задолженности. Как сообщил глава банка Владимир Дмитриев, общая сумма предоставленных им средств составит чуть менее 10 миллиардов долларов — это примерно пятая часть средств, выделенных государством на эти цели. Причем, как сообщают ведущие российские издания, большую часть денег — 4,5 миллиарда долларов — получит компания «Российский алюминий». «У "Русала" в данном случае специальная ситуация, — говорит аналитик инвестиционной группы UniCredit Aton Марат Габитов, — у него уже достаточно давно наступил margin call по синдицированному кредиту в 3,5 миллиарда долларов от 11 европейских банков. Банки согласились продлить срок погашения до 31 октября, поэтому "Русал" очень ограничен по времени».
Этот крупный маржинальный кредит «Русал» получил у иностранных банков в апреле текущего года для покупки у группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова 25 процентов акций ГМК «Норильский никель». Приобретенный пакет находится у кредиторов в залоге. С момента покупки он подешевел более чем на 60 процентов, поэтому банки требуют от алюминиевой компании внести дополнительное обеспечение, в противном случае право собственности на акции может отойти к ним. Но «Норникель» — это стратегический актив, и государство, по мнению аналитика инвестиционной компании «КапиталЪ» Павла Шелехова, никак допустит его перехода в руки иностранцев.
«Положение "Русала" по задолженности перед иностранными банками в целом подпадает под политику и программу ВЭБа по финансированию компаний, имеющих крупные задолженности перед иностранными банками и социально значимых, — объясняет аналитик. — Поэтому, думаю, что в связи с этим банком были выделены средства на погашение или, по крайней мере, отсрочку иностранной задолженности, которая была у "Русала" перед 11 банками. Напомню, что у "Русала" буквально завтра истекает срок по гашению по margin call по заложенным бумагам ГМК "Норильский никель"».
Эксперты отмечают, что в случае с «Российским алюминием» государство пошло на беспрецедентные действия. Ранее сообщалось, что максимальный объем кредита, представленного ВЭБ той или иной компании, не может превышать 2,5 миллиарда долларов. Но аналитик UniCredit Aton Марат Габитов не видит ничего неожиданного в том, что объем финансирования «Русала» значительно превысит этот лимит, объясняя это сильными лоббистскими возможностями акционеров и стратегическим статусом заложенного блокпакета.
Тем не менее, получение кредита от ВЭБ вряд ли решит все текущие проблемы «Русала». Долг компании останется на прежнем уровне, и, кроме того, ей придется искать финансирование для выкупа пакета акций «Норильского никеля», который после завершения сделки перейдет в залог новому кредитору. Однако, продолжает аналитик UniCredit Aton, у «Русала» появится запас времени для того, чтобы все-таки попытаться получить контроль над «Норильским никелем», в котором есть столь нужные ему деньги. Иначе долю в ГМК придется продавать, чтобы использовать вырученные средства для работы с долговой нагрузкой, которая составляет 13-14 миллиардов долларов.
По информации участников рынка, помимо «Российского алюминия» кредиты на рефинансирование своих внешних долгов получат и другие российские компании. В частности, называются Альфа-банк, привлекающий финансирование для погашения кредитов, под которые заложен крупный пакет акций «Вымпелкома», компания Х5, управляющая торговыми сетями «Перекресток» и «Пятерочка», а также РЖД. Эксперты, по-разному оценивая выбор государства, уже прогнозируют, кто еще может рассчитывать на его поддержку.
Однако «Внешэкономбанк», имеющий право потратить на эти цели 50 миллиардов долларов, не сможет удовлетворить все заявки российских компаний и банков, общий объем которых уже в два раза превысил утвержденный лимит. В этих условиях, по словам старшего экономиста Центра развития Валерия Миронова, важно сохранить прозрачность принятия решений. «В последнем квартале этого года наши предприятия и банки должны погасить внешние задолженности на сумму от 45 до 55 миллиардов долларов по разным оценкам, — объясняет Миронов, — и примерно эту же сумму государство выделило "Внешэкономбанку". Часто спрашивают, каковы должны быть критерии выбора тех или иных компаний для помощи со стороны государства, ведь заявок поступило в два раза больше, чем 50 миллиардов долларов. Мне кажется, для того, чтобы снять обвинения в предвзятости, а тем более в коррупции, и учитывая то, что в ходе кризиса экономика может сильно измениться, необходимо сделать так, чтобы все оказались в равных условиях. Было бы справедливо, если бы помощь в виде кредитов получили именно те предприятия и банки, которые первыми попросили о ней. Очевидно, они наиболее остро в ней нуждаются».
Впрочем, пока не известно, когда «Внешэкономбанк» одобрит выделение новой порции кредитов. Участники рынка утверждают, что решения о поддержке той или иной компании принимаются на самом верху.