Центробанк провел в понедельник первый аукцион по беззалоговому кредитованию коммерческих банков. Участники выбрали чуть больше половины предложенных им денег. Эксперты полагают, что причины невысокого спроса чисто технические — ставки по краткосрочным межбанковским кредитам в то же время подскочили вдвое, что наглядно свидетельствует о дефиците средств.
Обычно центробанки, в том числе и российский, кредитуют коммерческие банки под залог неких ликвидных активов, то есть ценных бумаг (например, государственных облигаций), которые легко можно продать. Выдача подобных займов без залога — мера экстраординарная. В отличие от аналогичных аукционов Минфина, в которых могли участвовать около 30 банков, к предложению ЦБ получили доступ свыше 100 кредитных организаций. Правда, из предложенных им в ходе первого аукциона 700 миллиардов рублей они выбрали лишь 55 процентов.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова объясняет это тем, что крупнейшие госбанки уже удовлетворили свою потребность в ликвидности на схожих условиях за счет министерства финансов, и на аукционе Центробанка спрос обеспечивали в основном мелкие игроки, не попавшие на министерский.
Но банковский аналитик инвестиционной компании UnicreditAton Рустам Боташев не исключает, что причины «скромности» банковского сообщества были сугубо техническими: возможно, не все банки успели заключить договоры с ЦБ на участие. «На проходившем утром однодневном РЕПО-аукционе того же Центробанка участники взяли 323 миллиарда рублей, — указывает аналитик, — то есть суммарно получилось 620 миллиардов рублей. Кроме того, ставка межбанковского кредитования "на одну ночь" сегодня подскочила в два раза. Вчера еще она была чуть ниже 10, сегодня уже 21 процент годовых. Все это говорит о действительно большом спросе на деньги».
Один из главных критериев допуска коммерческих банков к беззалоговым аукционам ЦБ — наличие у них соответствующего рейтинга одного из ведущих агентств. В частности, по версии Standard&Poor's он должен равняться B- и выше. «Самый нижний уровень, который считается инвестиционным — это BBB-, — поясняет банковский аналитик Standard&Poor's Елена Романова, — от В- до BBB- надо подняться еще на шесть ступенек». Таким образом, требуемый рейтинг гораздо ниже «инвестиционного» порога. «В- соответствует низкому спекулятивному уровню, — продолжает Елена Романова, —компании с таким рейтингом сильно зависят от изменения ситуации на рынке, у них слабый риск-менеджмент, есть проблемы с финансированием или с качеством активов, но каждый случай индивидуален». По данным аналитика, Россия находилась на уровне В- в декабре 2000 года. В июне 2001-го он был поднят до уровня В, в декабре — до В+, а в июне 2002 года — до BB.
По мнению Наталии Орловой из Альфа-банка, решение ЦБ выйти на рынок с беззалоговыми кредитами именно сейчас призвано предотвратить возможный кризис неплатежей в банковской системе — в конце прошлой недели, напоминает экономист, появилась информация о том, что некоторые мелкие банки не в состоянии проводить текущие платежи своих клиентов. Плюс ко всему 20 октября начался трехмесячный период перечисления НДС в бюджет.
Но помимо положительного эффекта от поддержки банков дополнительной ликвидностью в трудную минуту, предпринимаемые ЦБ шаги имеют и обратную сторону, напоминает Елена Романова из Standard&Poor's. «Из-за снижения требований к заемщикам у них возникает стимул просить больше, чем им нужно на самом деле, — предупреждает аналитик рейтингового агентства. — Кроме того, за кредитами могут прийти крайне неэффективные банки, которые только таким образом и спасутся от объявления дефолта».