Вопрос о последствиях войны между Россией и Грузией будет главным на открывшейся в Страсбурге сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы: на его обсуждение парламентарии потратят два дня, 30 сентября и 2 октября. На выступления записалось уже около сотни желающих, председатель Ассамблеи испанец Луис Мария де Пуч перед началом сессии еще раз подчеркнул, что российско-грузинский конфликт имеет для ПАСЕ исключительное значение.
«Война между Россией и Грузией была бедствием, которое нас совершенно потрясло, - заявил Луис Мария де Пуч. - Потому что два государства - члена Совета Европы, противостояли друг другу. Эта война нарушила принципы нашей организации и международные нормы. Как вы знаете, нам надо убедить стороны вернуться к политическому диалогу, чтобы стабилизировать ситуацию и освободить регион от излишнего военного присутствия. Мы должны понять, какова может быть роль Совета Европы в этих обстоятельствах. Вот почему бюро ассамблеи решило посвятить часть осенней сессии ПАСЕ обсуждению этой проблемы».
Глава миссии ПАСЕ, недавно побывавшей в Москве, Тбилиси и Цхинвали, бельгиец Люк Ван ден Бранде уже сделал некоторые выводы после своей поездки. Например, он не склонен называть атаку грузинских войск на Южную Осетию геноцидом, а недавно объявленное желание России разместить в Абхазии и Южной Осетии военные базы вызывает у него особое беспокойство: «Когда мы смотрим на шесть пунктов мирных договоренностей, то нужно осознать, что на самом деле теперь означают слова "возвращение к ситуации до конфликта в отношении России", к чему именно она должна вернуться и сколько там будет российских миротворцев, миротворцы ли это и в каких зонах они должны размещаться. Все это вызывает озабоченность, о которой мы ясно сказали».
Многие в ПАСЕ говорят о непропорциональности ответа Москвы на военные действия, начатые Тбилиси, усматривая в поведении российских властей некую декларацию новой внешнеполитической тактики. Однако с этим согласны не все. Например, швейцарец Андреас Гросс, давний критик России и глава подкомиссии ПАСЕ по Чечне, в интервью Радио Свобода выразил уверенность, что о новой холодной войне речь не идет, а у России на то, что она предприняла против Грузии, были свои основания: «Россия учитывала, что почти наверняка около 10 тысяч людей на российском Кавказе готовы были взять оружие и воевать против грузин, если бы она не сделала эти два шага. Во-первых, не вошла бы глубоко на территорию Грузии и, во-вторых, не признала бы независимость Абхазии и Южной Осетии. Есть и еще одна проблема. В Западной Европе сейчас многие люди думают о новой холодной войне, о новой политике в отношении России. Так вот я думаю, что это был чисто региональный конфликт, который отражает некоторые мировые тенденции, но не отражает новую политику России в мире».
В первый день сессии уже было решено, что вопрос о возможном приостановлении полномочий российской делегации в Ассамблее будет рассматриваться в среду 1 октября. Ситуация получается любопытная - накануне этого обсуждения, во вторник, российские депутаты будут участвовать в дискуссии о российско-грузинской войне на равных с остальными, а в четверг, когда дискуссия продолжится, могут теоретически потерять право на участие в ней. Но, как считает Люк Ван ден Бранде, это вряд ли произойдет: «Это правда, что примерно 23 члена Парламентской ассамблеи подписали проект резолюции о приостановлении полномочий российской делегации. Но, если говорить о моих личных ощущениях, то, на мой взгляд, серьезное большинство в Ассамблее будет не за то, чтобы прекращать полномочия делегации России, а, наоборот, чтобы поддерживать с этой страной диалог. Я думаю, что это самое важное».
Один из коллег Люка Ван ден Бранде, британец Дэвид Уилшер, так же побывавший в Москве, до начала сессии предсказывал, что трудности с подтверждением полномочий могут возникнуть у делегаций обеих стран, участвовавших в войне: «Так как делегация российской Думы уже есть, то для приостановления ее права голоса нужно выдвигать отдельное предложение, что и было сделано. В Грузии же парламентские выборы недавно состоялись и делегация нового грузинского парламента пока еще не получила подтверждения своих полномочий в ПАСЕ. И для того, чтобы просто не подтвердить полномочия грузинской делегации, даже отдельные инициативы предпринимать не надо. Так что фактически верно будет сказать, что на следующей неделе будет рассматриваться вопрос о подтверждении полномочий делегаций и России, и Грузии, а справедливости ради нужно отметить, что вызов будет брошен двум делегациям, а не одной».
Но полномочия новой грузинской делегации были подтверждены без обсуждения. Российская же делегация была разочарована тем, что вопрос о ее полномочиях не решился в первые же часы работы Ассамблеи, а переносится на более поздний срок. Сначала Луис Мария де Пуч вообще предложил говорить об этом в четверг вечером, и глава российской делегации, председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев укорял председателя за медлительность: «Вопрос пересмотра полномочий любой национальной делегации должен обсуждаться как можно скорее, согласно правилам процедуры, - заявил Косачев. - В четверг вечером это вообще не "как можно скорее", это означает, наоборот, подвесить проблему на как можно более долгое время».
Пока речь не идет о том, что Ассамблея может применить к России какие-то санкции. Но если Грузии удастся убедить европейских коллег в том, что Россия фактически аннексировала часть ее территории, то критика ПАСЕ в отношении действий Москвы может быть по-настоящему жесткой.