Постановление, подписанное на днях премьером Владимиром Путиным, сокращает число международных организаций, чьи гранты подпадают под налоговые льготы, до двенадцати. Из «льготного» списка, насчитывавшего 101 организацию, изъяты частные фонды, в нем остались лишь межправительственные объединения.
Эксперты считают, что решение правительства носит политический характер и негативно отразится на деятельности иностранных фондов в России.
Неприятность эту мы переживем
Крупные неправительственные организации, работающие в России, спокойно перенесут эти изменения, уверен финансовый директор Всемирного фонда дикой природы Петр Горбуненко. Так, Фонд сотрудничает не только с секретариатом в Швейцарии, но и с другими иностранными партнерами. Из Швейцарии организация получает всего 3,7% бюджета.
Хуже придется региональным представительствам, чью деятельность лишение налоговых льгот поставит под удар.
Работающему с западными донорами в режиме пожертвований фонду «Новая Евразия» экономический крах тоже не грозит - пожертвования налогом пока не облагаются. Президент фонда «Новая Евразия» Андрей Кортунов считает, что постановление может повлиять на картину западной благотворительности в России: «Это повысит нервозность наших западных партнеров. Для фондов, размышляющих, оставаться в России или уходить, это будет еще одним аргументом в пользу того, чтобы сворачивать деятельность. Ситуация в России сильно изменилась по сравнению с 1990-ми годами, когда большинство этих фондов приходили в страну. Многие считают, что, может быть, западная помощь уже не столь актуальна в силу того, что Россия сейчас обладает собственными ресурсами, и вопрос выживания общества уже не стоит».
Навести порядок или разгромить?
По официальной версии, правительство пошло на такой шаг с целью упорядочить перечень организаций, гранты которых освобождаются от налогов. По информации интернет-издания Newsru.com, пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков заверил, что никаких нападок на западные некоммерческие организации правительство не предпринимало.
У НКО – свои версии. Одна из них - активное несогласие организаций с некоторыми решениями властей. Впрочем, полагает Петр Горбуненко, это «не вопрос конфликта с конкретными организациями. Дело в той линии, которую проводят наши силовики на протяжении последних полутора лет, когда начались все эти шпионские скандалы, когда Госдума начала обсуждать вопрос о том, сколько неправительственных организаций поддерживают террористов. Это все звенья одной и той же цепочки. На мой взгляд, можно было бы решать задачу другим путем: сначала разработать четкие процедуры включения, затем объявить сроки, когда нужно всем сдать документы, и по истечении всех этих сроков объявить о пересмотре этого списка».
Не закрываться от Запада
Желание правительства упорядочить деятельность НКО, обновить перечни организаций понять можно, говорит президент фонда «Новая Евразия» Андрей Кортунов:
«Я понимаю, что в правительстве есть силы, которые хотели бы максимально ограничить деятельность западных организаций на территории России, которые не видят в этой деятельности плюсов, а видят только минусы, считают, что эти организации занимаются политической деятельностью, вмешиваются во внутренние дела России».
Кортунов уверен, что прекращение деятельности зарубежных фондов негативно скажется на жизни россиян: «Западные организации способны внести в страну значительный ресурс. Дело в том, что в России, несмотря на то, что финансовая и экономическая ситуация изменились, существует очень заметный дефицит социальных технологий. Когда мы говорим о национальных проектах, о федеральных программах, и когда чиновники разных уровней жалуются на неэффективность работы отдельных социальных систем, то очевидно, что необходимо привлечение мирового опыта. Западные фонды, помимо того, что финансируют какие-то проекты, могли бы стать и механизмами передачи и адаптации имеющегося международного опыта применительно к специфическим российским условиям. Вот эта функция по-прежнему остается актуальной и в каком-то смысле даже более важна, чем была 10 лет назад, когда Россия была еще не готова к тому, чтобы этот опыт социального проектирования активно использовать. Если мы потеряем таких посредников, такие передаточные механизмы, если Россия будет закрываться от Запада в этой области тоже, ни к чему хорошему это не приведет».
Постановление об изменении налогового статуса иностранных неправительственных организаций вступит в силу в новом году. Российские сотрудники фондов надеются, что до этого времени будут приняты меры для смягчения ситуации.