За победными фанфарами по поводу победы Димы Билана на "Евровидении" и политики, и журналисты, и "широкая общественность" сразу нескольких стран, похоже, упустили из виду стоящую за этим событием гораздо более важную проблему глобального характера. В последнее время формула спортивных соревнований "голы, очки, секунды" трансформируется в формулу для музыкального искусства.
Между тем, как сказал Милан Кундера, "человек не может быть достаточно сильно опьянён романом или картиной, но может опьянеть от бетховенской Девятой, от сонаты для двух фортепиано и ударных Бартока или от пения Битлз". Совершенно ясно, что состояние подобного "опъянения" невозможно оценить никакими техническими параметрами. Например, пианист Симон Барер играл "Токкату" Шумана в полтора раза быстрее, чем Владимир Горовиц, но никому в мире не пришла бы в голову мысль, что Барер достиг уровня гениальности Горовица. Так что баллы, полученные на музыкальных конкурсах, как правило, почти ничего, кроме личных пристрастий членов жюри, не выражают.
Это неизбежно приводит к необъяснимым, на первый взгляд, парадоксам: скажем, исполнитель, победивший на конкурсе Вэна Клайберна, может преспокойно вылететь из первого (!) тура конкурса Артура Рубинштейна. Многие молодые исполнители в силу совершенно непонятных причин с ходу отторгаются судьями. Так было в своё время с Иво Погореличем на конкурсе имени Шопена, когда в знак протеста против несправедливого решения знаменитая пианистка Марта Аргерих покинула жюри.
Много случаев и противоположного свойства: заняв первое место на конкурсе исполнителей, музыкант оказывается совершенно несостоятельным на концертной эстраде и навсегда исчезает со сцены. В последнее время на многих конкурсах во избежание, мягко говоря, лоббирования, запрещают выступления учеников членов жюри.
Интересно, что большинство великих музыкантов ХХ века – Сергей Рахманинов, Владимир Горовиц, Святослав Рихтер, Натан Мильштейн, Айзек Стерн (список огромный!) – никогда не участвовали ни в каких соревнованиях. Если кто-то попробует возразить, что речь идёт о классической музыке, то примеров в шоу-бизнесе несравненно больше. Можно назвать наугад любого популярного исполнителя или группу для того, чтобы убедиться в справедливости сказанного.
Мало того, очень редко кто-либо из тех, кто принимал участие в конкурсах типа "Евровидение", "Интервидение", "Юрмала" и т.д., выходил потом на широкую международную арену. А уж говорить о серьёзном участии государства в подготовке выступления исполнителя на конкурсе просто-напросто несерьёзно. В результате подобных манипуляций, скажем, несомненно способная певица из Батуми Софо Халваши после третьего места в Юрмале не продвинулась ни на шаг в исполнительстве и продолжает из концерта в концерт петь своё "Тбилисо". Не спасают ни обходящиеся в бешеные деньги спецэффекты, ни дорогостоящий антураж, ни закулисный протекционизм. Именно поэтому в среде серьёзных музыкантов, независимо от их жанровой принадлежности, уже давно созрела мысль об избавлении от системы музыкальных конкурсов – атавизма с дурным полуспортивным привкусом.