Правительство Ульяновской области намерено продлить до весны соглашение с крупнейшими сетями продовольственных магазинов об ограничении торговой наценки на социально значимые продукты питания. Она не должна превысить 10%. Временные договоры о сдерживании цен были заключены и с некоторыми производителями и переработчиками продовольствия. Срок соглашений, призванных стабилизировать цены на рынке продовольствия и помочь малоимущим, заканчивается 31 января.
Когда к октябрю прошлого года рост цен на продукты питания достиг темпов, которые трудно было проигнорировать, правительство Ульяновской области сделало крупным производителям и продавцам продовольствия предложение, от которого они не смогли отказаться. Компании, входящие в Союз сельских товаропроизводителей, подписали так называемые соглашения о сдерживании ценовых колебаний: «Ульяновскхлебпром» - главное хлебопекарное предприятие региона - обязался заморозить цену на хлеб, а пять крупнейших сетей супермаркетов установили потолок торговой наценки в 10% на социально значимые продукты – молоко, хлеб, сыр, масло растительное и подсолнечное, крупы и так далее (в обычных условиях средняя наценка на продовольствие составляет от 15 до 25%).
В области появилась комиссия по проверке обоснованности цен. В результате этих административных мер цены стабилизировать, утверждает правительство области. Здесь гордятся, что из двух с половиной десятков продуктов социально значимой группы цены на 16 из них ниже, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу. Впрочем, Ульяновск почему-то вышел в лидеры по цене на творог - 140 рублей за килограмм.
Директор областного Департамента по развитию предпринимательства Олег Гуляев соглашается, что временные договоры о сдерживание цен и ограничении наценок – это полумеры, не имеющие рыночных перспектив: «В долгосрочной перспективе они не могут служить инструментом регулирования цен. Сейчас ведется работа по подготовке программы развития конкуренции на внутреннем рынке. Для того чтобы уменьшить наценки в оптовом звене, обеспечить возможность переработки самими производителями».
Управляющий торговой сети «Гулливер» Александр Сикачин сомневается, что принятые меры эффективно помогут социально незащищенным. Из его слов можно также понять, что крупные продавцы подписали соглашение об ограничении торговой наценки скрепя сердце: «Социально незащищенные слои населения где приобретают продукты? Конечно, в большей степени, может быть, на рынках. А проще договориться с сетью. На самом деле, формат магазинов – это магазины, рассчитанные на покупателей, которые проживают рядом, магазины шаговой доступности. Стараемся покрывать все сегменты, в том числе пенсионеров, бабушек, предлагать им определенный и уровень обслуживания, и цены. Идем навстречу, потому что администрация есть администрация, у нее есть рычаги влияния».
Теряя прибыль на одной категории товаров, магазины, покрывая издержки, увеличивают наценку на другие, признается Александр Сикачин. Но сильнее всего по супермаркетам ударил областной закон, ограничивший с нового года продажу крепких спиртных напитков восемью часами вечера. В частности, сеть «Гулливер» закрыла по этой причине четыре из девяти круглосуточных магазина, выручка фирмы, по оценкам, сократится на 4 миллиона рублей в месяц.