Ссылки для упрощенного доступа

Мирный атом наступает на Европу


Чернобыльская АЭС. 2006 год. Страшный опыт уже не пугает Европу
Чернобыльская АЭС. 2006 год. Страшный опыт уже не пугает Европу

Атомная энергетика получает второе дыхание. В поисках энергетической безопасности перед лицом возможного шантажа со стороны поставщиков нефти и газа многие государства все чаще обращают взоры к испытанным технологиям производства электроэнергии на атомных электростанциях. Это относится отнюдь не только к Ирану. Почти одновременно о своем намерении начать строительство новых АЭС объявили Литва (в сотрудничестве с Польшей и другими странами Балтии) и Финляндия.


Атомная энергетика в Европе: Франция лидирует, остальные – подтягиваются


В настоящее время 16% всей электроэнергии, потребляемой Финляндией, производится на атомных электростанциях. Такова же доля атома в общемировом потреблении электроэнергии. Но в Европейском Союзе эта доля значительно выше и составляет 34%. Финляндия считает, что есть все основания для развития отечественной ядерной энергетики, чтобы сократить свое отставание от среднеевропейского уровня.


Положение дел с атомной энергетикой в Европе далеко от единообразия. Атомные электростанции имеются в 15 из 27 государств Союза. Если во Франции, которая является лидером по производству электроэнергии на АЭС, на них вырабатывается 78% всей потребляемой энергии, то в Нидерландах всего 3,5%. Во Франции работают 58 ядерных блока. Италия в 1986 году после Чернобыльской катастрофы все свои АЭС закрыла, о чем сегодня немало сожалеет. Германия и Швеция обнародовали свои планы по выходу из ядерной энергетики в отдаленном будущем, но сроки выхода все время отодвигаются. Новички ЕС, например, Болгария, Румыния и Словакия, наоборот, стремятся к строительству новых АЭС.


Новые реакторы в Финляндии. Поворот кругом


Попытки расширить ядерную энергетику в Финляндии предпринимались достаточно давно – еще с середины 1980-х. Но каждый раз они наталкивались на активное сопротивление общественного мнения. Вдохновленные «зелеными» граждане Финляндии категорически говорили «нет» любым предложениям о строительстве нового атомного реактора.


Однако в финском парламенте этот вопрос неоднократно ставился на обсуждение. В основном, по инициативе представляющей интересы крупного и среднего капитала Коалиционной консервативной партии, так называемой «Кокомус». Но кроме нее никто другой не рисковал так откровенно поддерживать подобную идею, опасаясь потерять голоса избирателей.


Так продолжалось до 2002 года, когда правительство, возглавляемое социал-демократом Пааво Липпоненом, добилось утверждения в парламенте плана строительства очередной, пятой финской АЭС. Против строительства новой атомной электростанции тогда высказалось 64% населения. Но в 2007 году, идею строительства новой – 6-ой АЭС –поддерживают, согласно аналогичным опросам, тоже 64%. Ровно столько же, сколько пять лет назад были против.


Что же произошло в финском обществе, и куда же делись столь важные для прошлого десятилетия заботы о чистоте окружающей среды и безупречной экологии? Финнов явно напугали энергетическая обстановка в Европе, туманные перспективы отказавшейся от атомной энергетики соседней Швеции и явное давление России, которая упорно настаивала на прокладке российско-финского электрического кабеля, способного изменить всю структуру энергоснабжения в Финляндии.


Энергетическая независимость


В глазах многих атомная энергетика стала бы гарантом электрической независимости, даже если от этого немного и пострадает безупречная финская природа. Харизматичный представитель консерваторов Саули Нинисто - один из основных претендентов на пост президента в ходе последних президентских выборов - с откровенной гордостью говорил о том, насколько правильными и своевременными оказались действия правительства 2002 года, в котором, кстати, сам он занимал пост министра финансов. Саули Нинисто сказал: «Я могу, к примеру, сослаться на финское решение о строительстве атомного реактора в 2002 году. Это было совсем непопулярное решение. Но сегодня – уже сегодня – мы видим положительные последствия проявления храбрости при принятии политических решений».


В пылу прошлогодней президентской гонки Нинисто провозгласил новую задачу в области энергетики страны – 6-ой атомный реактор! Тот самый, идею строительства которого ныне поддерживает более половины жителей Финляндии. Кроме того, германский энергетический гигант Е.ОN заявил о намерении построить на гостеприимной финской земле еще один атомный реактор,


Целый ряд финских регионов: Кеми, Симо, Кемиярви, Торнио – в Лапландии, Ловииса в южной Финляндии, и Химанка в центральной части Суоми - выстроились в очереди, предлагая свои территории если уж не для самой АЭС, то хотя бы для захоронения атомных отходов, усматривая в этом некие заманчивые экономические перспективы для будущего процветания.


Кто против атомной энергетики?


В свете последних событий в экономической жизни Европы финны с радостью ринулись в объятия атомной энергетики. Что же остается делать ее непоколебимым противникам? Например, «зеленым»? Ныне они оказались в той же ситуации, что и пропагандисты атомной энергетики в 1990-х. Иными словами, им приходится идти против большинства. Изменить партийную позицию они, естественно, не могут, иначе полностью утратят поддержку своих последовательных приверженцев.


В настоящее время их политическую платформу можно назвать компромиссной. «Зеленые» входят в правительственную коалицию, которая обсуждает возможности более широкого использования атомной энергетики. Но при этом уверяют, что выйдут из нее, как только будет принято какое-либо решение в поддержку АЭС. Именно так они уже поступили в 2002 году. Во всяком случае, на такую возможность намекнула лидер Партии зеленых Тарья Кронберг в период недавних парламентских выборов: «Мы покинули правительство, когда было принято решение построить пятый атомный реактор. Ошибкой было бы считать, что именно нынешний кабинет министров должен в обязательном порядке разобраться со следующей АЭС. Наша задача как раз и заключается в том, чтобы убедить правительство в отсутствии необходимости в ней в Финляндии».


Кстати, в парламент Тарья Кронберг не прошла, хотя набрала достаточно большое количество голосов. Правда, причина ее проигрыша не столько в непопулярности «зеленых идей», сколько в своеобразной регионально-представительской выборной парламентской системе Финляндии. Но факт сам по себе все-таки показательный.


Сторонники новых АЭС в Финляндии сейчас сильнее, чем их противники. Суровые климатические условия и особенности промышленного производства страны требуют большого количества электроэнергии.


Будущее атомной энергетики: чем дальше – тем лучше


Чтобы понять, почему меняется отношение европейцев к «мирному атому» мы связались профессором Франтишеком Яноухом. Чех по происхождению давно живущий в Швеции профессор Яноух учился ядерной физике в Советском Союзе и был сотрудником академика Андрея Сахарова. В качестве представителя МАГАТЭ он следил за выводом из эксплуатации трех блоков Чернобыльской АЭС.


Франтишек Яноух так объясняет нынешнее возрождение ядерной энергетики: «Я должен сказать, что это совершенно естественный процесс. Потому что каждому здравомыслящему человеку ясно, что без ядерной энергии невозможно решить те проблемы, которые стоят перед человечеством, то есть обеспечение энергией и сохранение окружающей среды, то есть уменьшение выбросов окиси углерода в атмосферу.


– А как же быть с возражениями защитников окружающей среды и их политических представителей? Все они выступают против использования «мирного атома», в пользу так называемых возобновляемых источников энергии.


– Во-первых, разумные, я бы сказал, честные сторонники экологических движений пересматривают свою точку зрения. Я совсем недавно писал предисловие к книге Бруно Комби, называется «Экологи за ядерную энергию» (Environmentalists for Nuclear Energy), где есть статьи основателей Гринписа, известных классиков этого движения, и они пересмотрели свои точки зрения. Я бы сказал, более примитивные и малообразованные экологи продолжают выступать против ядерной энергии. А более образованные, более разумные уже за ядерную энергию.


– Некоторые европейские страны, отнюдь не второго ряда, вынашивали планы по выходу из атомной энергетики. Что же теперь будет с этими планами?


– Две больших страны, которые не занимаются ядерной энергетикой – это Германия и Италия и Швеция – из малых. Но и там решения, которые были приняты 10-20 лет назад, сейчас пересматриваются.


– Одно из сильнейших возражений противников атомной энергетики сводится к проблеме захоронения или складирования отходов ядерного производства. Период полураспада сгоревшего топлива таков, что решать эту проблему, вероятно, придется нашим потомкам.


– Во-первых, я должен возразить. Вопрос захоронения ядерных отходов решен – мы знаем, как с ними поступать. Но вопрос в том, разумно ли это. Потому что когда мы получаем энергию из урана, мы используем примерно 3-4%, может быть до 5% той энергии, которая в нем содержится, а значит 95% энергии остается неиспользованной. Реакторы нового поколения смогут получать 80% или даже 90% энергии, которая содержится в уране. Во-вторых, существуют технологии, которые называются трансмутациями, которые смогут переработать вот эти отходы, уменьшить количество долгоживущих и сильно радиоактивных компонент в них и получить примерно то же самое количество энергии, которое уже было получено, то есть удвоить эффективность топлива.


В ближайшие годы число реакторов может вырасти почти в два раза


В настоящее время в мире действует 437 ядерных реакторов, еще 30 строятся и будут вскоре сданы в эксплуатацию, 74 находятся в стадии инженерно-конструкторской разработки и 182 реактора ждут утверждения правительствами своих стран.


XS
SM
MD
LG