Ссылки для упрощенного доступа

Попробуем увидеть будущее


Дирижабль USS Akron в полете. 2 ноября 1931 года. Дирижабли были первым видом воздушных судов. Потом их вытеснили самолеты, которых никто не ждал. А сегодня дирижабли опять возвращаются.
Дирижабль USS Akron в полете. 2 ноября 1931 года. Дирижабли были первым видом воздушных судов. Потом их вытеснили самолеты, которых никто не ждал. А сегодня дирижабли опять возвращаются.

В 1964 году корпорация RAND в лице своих сотрудников Т. Гордона и О. Хелмера сделала прогноз развития науки и техники на ближайшие 50 лет, опросив для этого группу экспертов, в число которых вошли писатели фантасты Айзек Азимов и Артур Кларк. Прошло более сорока лет, и оказалось, что половина предсказаний сбылось.


Если сегодня мы посмотрим на опрос RAND, то увидим, что некоторые вопросы оказались точными, а другие попали в «молоко».


Например, «Безошибочные прогнозы погоды», которые участники опроса в 1964 году надеялись получить уже к 1975 году, оказались возможны только в краткосрочной перспективе, и как выяснилось, это сопряжено с очень трудными задачами и принципиальными ограничениями.


Возможно, и в сегодняшнем опросе немало необоснованных ожиданий, но если хотя бы половина предсказаний сбудется — мы немного приоткроем будущее.


Один из организаторов опроса, модератор Клуба научных журналистов Александр Сергеев, любезно согласился ответить на вопросы Радио Свобода.


- Александр, насколько с вашей точки зрения опрос, проведенный RAND (и вопросы, и ответы), совпал с тем, как действительно развивалась наука? Что было упущено, а что совсем не совпало с развитием науки?


- Опрос RAND делился на две части. Первая касалась прогнозов развития науки, вторая — систем автоматизации. В области науки прогнозы можно охарактеризовать как очень оптимистичные.


Если бы все пошло по плану, то уже в 1994 году появилась бы универсальная вакцина от всех бактерий и вирусов, а со дня на день должна была бы родиться технология регенерации утраченных органов человеческого тела.


Такой технооптимизм был напрямую связан с огромными успехами послевоенной науки. Менее чем за 20 лет возникли космонавтика, кибернетика, атомная энергетика, был расшифрован механизм наследственности. Скорость прогресса была столь высока, что ответы большинства экспертов оказались излишне оптимистичными, заостренными на темах научной фантастики. «Коридор будущего» в глазах специалистов того времени был слишком заужен и целенаправлен.


Что касается науки, то из 21 прогноза со сроками до 2007 года оправдались только 8. Но зато в области автоматизации и компьютеризации прогнозы оказались куда более удачными — сбылись 16 из 22 прогнозов, хотя и не всегда в те сроки, когда предполагалось. Все-таки, имея в наличии, пусть и не очень совершенные компьютеры, проще давать прогнозы их использования в перспективе, чем предсказывать развитие областей, которые еще только предстояло сформироваться.


Тем не менее, некоторые важнейшие вещи были в опросе RAND вовсе упущены. Так его авторы не задумывались о появлении персональных компьютеров и массовой мобильной связи. Полная расшифровка генома тоже не рассматривалась, хотя и упоминается возможность модификации генов для лечения наследственных болезней.


- Кто организует сегодняшний опрос?


- Организатором проведения нового опроса выступил Клуб научных журналистов — это профессиональное объединение людей, чья деятельность связана с популяризацией науки и ее освещением в средствах массовой информации. Непосредственными инициаторами и авторами опросника стали астрофизик и писатель-фантаст Павел Амнуэль и социолог Юлия Шкурко, хотя в отборе и редактировании вопросов активно участвовали члены Клуба научных журналистов.


Первоначально думалось провести опрос только серди экспертов. Однако редакции многих научно-популярных изданий посчитали, что проведение такого опроса среди широкой публики позволит лучше понять интересы аудитории. Кроме того, сам факт такого события пойдет на пользу науке в России – привлечет к ней внимание публики.


Первым нас поддержал познавательный журнал «Вокруг света», который как раз в эти же дни запустил новую расширенную версию своего сайта. Затем присоединились научные отделы «Газеты.ру», «Граней.ру», журналы «Популярная механика», «Химия и жизнь», «Что нового в науке и технике», а также целый ряд научно-популярных интернет-проектов: «Элементы», «Математические этюды», «Коммерческая биотехнология». Все они обратились к своим читателям и посетителям с просьбой принять участие в опросе. И, кстати, мы, как организаторы, будем рады, если ряды наших партнеров еще пополнятся.


- Какие цели вы преследуете?


- В 1990-е годы Россия пережила катастрофический спад интереса к науке. Сейчас интерес вновь восстанавливается, но понесенные потери восполнить трудно. Может быть, главная из этих потерь – общественная значимость науки и ученых. Их место нередко занимают всевозможные «альтернативные» деятели и методики. Критичность суждений в обществе до крайности снижена, многие представления о возможностях науке и технике сильно искажены.


Но все это лишь слова и субъективные оценки. А для изменения ситуации важно знать реальное положение дел. Футурологический опрос — дает не столько объективный прогноз будущих событий, сколько проекцию представлений о будущем в настоящее. Этим в большей мере характеризует настоящее, чем будущее. Впрочем, эти представления о будущем самым непосредственным влияют на наши действия в настоящем, а значит, и формируют будущее.


Вот для того, чтобы понять, на какой точке находятся сейчас представления о будущем и ожидания людей, которые интересуются наукой и техникой, мы и затеяли этот опрос. За первые сутки опроса анкету заполнили около 700 человек. Сам опрос будет продолжаться до конца февраля.


- Чему больше соответствует ваш опрос: сформированным в обществе ожиданиям, или, напротив, вы хотите узнать мнение публики о радикальных переменах в направлении научного поиска?


- Мы старались учитывать и то и другое. Ведь представления о будущем очень трудно вписать в жесткие рамки. У нас есть как сугубо конкретные вопросы, отражающие ближайшие перспективы технологического развития, так и вопросы, которые многим покажутся чистой фантастикой, если не фантазией.


При этом мы также собираем минимальную социально-демографическую информацию, чтобы можно было построить срезы по разным возрастным и профессиональным группам. Первые предварительные результаты появятся в конце марта. Расширенные — ко Дню космонавтики. Но думаю, что социологи будут долго и с интересом обрабатывать результаты опроса — в них содержится масса информации.


Более того, я думаю, что и через десятилетия исследователи будут обращаться к собранному нами массиву данных, чтобы лучше понять, какими надеждами мы жили в России в начале XXI века.


- Насколько лично вы уверены, что человек в XXI веке сможет жить 120 лет?


- А хочется, правда? Но, чтобы не нарушать чистоты эксперимента, я не могу отвечать публично на этот вопрос. Выскажитесь лучше сами в нашей анкете и через месяц увидим, что мы все вместе об этом думаем.


На сайте Клуба научных журналистов вы можете ответить на вопросы Футорологического прогноза: Попробуйте свои силы в угадывании будущего.


XS
SM
MD
LG