Ссылки для упрощенного доступа

Отвлекают от Белгорода


Белгород
Белгород

Почему федеральные СМИ молчат про Белгород и зачем власть учит лжи

После выборов Владимир Путин активно обсуждает ситуацию в Белгородской области. Пропагандистка Маргарита Симоньян считает, что Путин получил 90% в Белгородской области из-за регулярных обстрелов – любимый нарратив "Нас бьют, а мы крепчаем". До выборов российские государственные СМИ удаляли комментарии об обстрелах Белгорода и банили тех, кто об этом писал.

Зато российская пропаганда публиковала новости о смерти короля Великобритании Карла III. В интернете появился скриншот с заявлением якобы от Букингемского дворца, что король умер. Но выяснилось, что это фейк, который, по всей видимости, запустила сама российская пропаганда.

Параллельно с этим глава российской разведки Сергей Нарышкин рассказывает слухи об отправке французских военных в Украину. Администрация Эммануэля Макрона это опровергает. Почему машина фейкньюс активно работает на Кремль? И как власть учит россиян лжи? Обсуждаем с автором Telegram-канала "На Zzzzzападном фронте без перемен" Иваном Филипповым, журналистом и фактчекером Ильёй Бером и социологом Игорем Эйдманом. Ведущий 2 Иван Воронин.

Иван Воронин: "Мы все глядим в Наполеоны": кто-то – на 87%, кто-то – поменьше. Комплекс Наполеона глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин приписывает французскому президенту, якобы готовящему две тысячи военных для отправки в Украину. В Минобороны Франции это называют частью систематической дезинформации. Владимир Путин попытался прервать молчание, за которое россияне, особенно жители Белгородской области, ругают власти, и на встрече с доверенными лицами выразил глубокую озабоченность ситуацией в Белгороде.

Путин про Белгород
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:00:35 0:00

Иван Воронин: Впрочем, все это общие слова, от федеральных властей пока не прозвучало никакой конкретики. А федеральные медиа если и говорят об атаках на Белгородскую область, то короткой строкой, в отличие от так называемых Z-пабликов, отмечает исследователь российской пропаганды, автор телеграм-канала "На Zzzzzападном фронте без перемен" Иван Филиппов.

Филиппов о том как военкоры освещают Белгород
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:00:39 0:00

Иван Воронин: В начале недели, в то самое десятилетие с аннексии Крыма и по совместительству в день констатации, 87% российские медиа назло Западу сообщили Владимиру Путину о смерти короля Великобритании Карла III, персоны, смерть которой задолго до нее подробно расписывается в медиаплане британских медиа как минимум на две недели вперед, и это не считая всех титульных церемоний. Тем самым британским медиа на этой неделе пришлось погрузиться в дивный мир российской пропаганды.

Гардиан о фейках про Карла
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:00:51 0:00

Иван Воронин: О том, чем еще отметилась российская пропаганда, – в нашем сюжете.

Новые российские фейки
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:28 0:00

Иван Воронин: С нами автор проекта "Проверено. Медиа", журналист, фактчекер Илья Бер.

Давайте начнем с Карла III. В знаменательный день этот фейк разогнали российские медиа, даже "Ведомости". Не дошли руки до элементарного факчекинга. Например, открыть главную страницу Би-би-си: это издание должно первым написать, по регламенту Британской короны. Как вы думаете, что именно пытались перебить этим информационным вбросом?

Российской пропаганде нужно как-то выкручиваться

Илья Бер: Дело в том, что на этот фейк купились не только пропагандистские медиа, но и "Медуза", между прочим. Очень быстро убрали, но несколько минут это дело провисело. Когда такие новости разлетаются со скоростью лесного пожара, только очень опытные и грамотные новостники удерживаются от того, чтобы не забрать это к себе, особенно когда есть документ. Это бич новостной журналистики. Здесь дело не только в пропаганде.

По поводу того, зачем это понадобилось российским пропагандистам, можно только гадать и выстраивать любые конспирологические или не конспирологические теории, но я этого не люблю. Можно поговорить о том, что это понадобилось, чтобы отвлечь внимание от результатов выборов, от сообщений об их фальсификации. Звучит логично, но для меня – не до конца. Зачем отвлекать внимание, когда для российской пропаганды и администрации президента это триумфальная победа, что по явке, что по процентам Путина. Никаких сообщений о фальсификациях в официальных медиа, где была разогнана новость про Карла III. Поэтому для меня это звучит не очень убедительно.

Я совершенно не удивлюсь, если это вообще была не целенаправленно спланированная в кремлевских кабинетах операция, а чей-то прикол, который попал именно на эту дату, и на него купились и те, и другие. Может быть, все-таки целенаправленная. Не хватает данных, может быть и так, и так.

Илья Бер
Илья Бер

Иван Воронин: Перейдем к белгородским новостям. Как нам относиться к попыткам как минимум приуменьшить обострение ситуации в Белгородской области, или это закономерно, особенно на прошлой неделе, на которую пришлись выборы, да еще и масленичная неделя заодно?

Илья Бер: Конечно, это закономерность. Я понимаю, что вы не хотите ставить себя на место российских пропагандистов (нормальные люди не хотят этого делать), но на секундочку мы же можем сыграть в адвоката дьявола. Представьте себе, что у вас задача – максимально покрывать информационно все, что происходит, показывать все с выгодной для Кремля стороны, – что вы будете делать? С одной стороны, идет реальная война, Белгород обстреливают. Происходит ровно то, что (только в больших масштабах) делала Россия в отношении украинских городов: удары, которые частично приходятся по гражданской инфраструктуре, специально или не специально, мы не знаем, потому что там не боги и не волшебники, и никто пока не научился направлять высокоточное оружие так, чтобы не было ошибок и прилетов по любым другим объектам.

Все это вообще нельзя воспринимать всерьез

Было давно предсказано, что Украина будет это делать. А почему она не должна это делать, если против нее это делали в первую очередь? Теперь российской пропаганде нужно как-то выкручиваться. С одной стороны, вроде нельзя не показать, потому что это российская область, там гибнут случайные мирные люди, а с другой стороны, нельзя показать, что Россия, такая гигантская и со всей своей замечательной противовоздушной и прочей обороной ничего не может с этим сделать.

Иван Воронин: Как вы думаете, те самые новости от Службы внешней разведки о рассекреченных депешах своих агентов – это тоже попытка перебить, причем еще и задним числом?

Илья Бер: Все это вообще нельзя воспринимать всерьез. Я думаю, если там есть какая-то реальная работа разведки (она должна быть, наверное), какие-то нераскрытые шпионы или разведчики, которые работают в западных странах, должны поставлять информацию, но никто не будет добровольно открыто публиковать ее в такого рода журналах. То, что там публикуется, – это просто еще один кусочек в общий пазл информационных операций или информационной войны.

Иван Воронин: В неопровержимых депешах российской разведки исследователь пропаганды Иван Филиппов видит продолжающуюся линию партии о противостоянии России если не со всем миром, то уж точно с НАТО.

Филиппов о фейках про Макрона и солдат
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:00:28 0:00

Иван Воронин: К нам присоединяется социолог Игорь Эйдман. По этой логике даже любопытно, как это след НАТО еще не обнаружили под Белгородом, например. Давайте послушаем госпожу Симоньян, она давеча и вовсе заявила, что в Белгородской области 90% за Путина как раз на фоне атак.

Симоньян про Белгород
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:00:26 0:00

Иван Воронин: Ее "начальник", как она называет Путина, кстати, все-таки назвал атаки на Белгородскую область попыткой срыва выборов, а не частью предвыборной кампании. Тут как раз как будто бы и напрашивается такой вывод, что атака на приграничные районы только повышает электоральный рейтинг. Не начал бы Путин войну – не бомбили бы Белгород, не было бы у него 90% поддержки. Ожидать ли нам "следа НАТО"?

Даже яйца подорожали, потому что так захотели англосаксы!

Игорь Эйдман: Везде, что бы ни происходило негативного в России, тем более на фронте войны против Украины, пропагандисты, конечно, тут же находят "след НАТО" или даже конкретнее – англосаксов. Сейчас это пропагандистский штамп – англосаксы, такое искусственное образование, вспоминаются учебники по истории Средних веков. Что-то они достали оттуда, из своих пропыленных сундуков, нашли каких-то англосаксов, которые вредят: "англичанка гадит", как говорили классики. Отсюда неудачи на фронте, проблемы в экономике, даже яйца подорожали, потому что так захотели англосаксы! То есть это заменители евреев в нацистской пропаганде. Даже украинцы – они, конечно, считаются врагами, но это как бы младший враг, а старший, главный закулисный враг – это страшные англосаксы. Так что ничего удивительного, что их приплетут к обстрелам Белгородской области.

Что касается "электорат консолидировался", во-первых, цена всем этим сведениям о результатах выборов грош. Поэтому Симоньян надрывается по поводу 90%. Сколько там губернатор приказал, столько и нарисовали. Это не имеет никакого отношения к реальности. Конечно, я не думаю, что эти обстрелы вызывают оппозиционные настроения. Потому что опять-таки пропаганда грамотно переводит стрелки, перекладывает с больной головы на здоровую, то есть перекладывает ответственность за преступную войну, за все ее последствия на жертвы этой войны – на Украину и якобы стоящих за ней англосаксов, Запад, НАТО и так далее.

Игорь Эйдман
Игорь Эйдман

Средний избиратель не в состоянии выстроить логическую цепочку, что за чем следовало. Естественно, атаки на Белгород следовали за многомесячными атаками на мирные украинские города. Но понять, что это конкретный ответ на гораздо более мощные, кровопролитные, непрекращающиеся атаки на мирные города, средний российский обыватель, к сожалению, пока явно не может.

Не начал бы Путин войну – не бомбили бы Белгород

Иван Воронин: Как вы думаете, почему Путин только сегодня начал говорить о некой пока что не конкретизированной поддержке жителей Белгородской области? Возьмет ли он на себя политический риск, или он так и будет отдан на откуп региональным властям?

Игорь Эйдман: Путин не любит говорить о вещах, неприятных ему и избирателям, он действительно старается переводить стрелки на своих подчиненных. Пропаганда, прежде всего, создает образ врага, за которым стоят все неприятности в России, а конкретнее – ответственность за то, что этот враг имеет возможность устраивать россиянам такие неприятности. Естественно, ищут не в Кремле, а на региональном уровне. Когда была эпидемия коронавируса, Путин тоже не любил об этом говорить, брать на себя ответственность за меры, связанные с коронавирусом, он переводил стрелки на губернаторов, то есть ограничения, карантины вводили губернаторы, а Путин как бы ни при чем. Конечно, ему крайне неприятна ситуация в Белгороде, но сделать он ничего с этим не может, поэтому пропаганда действует по своей отработанной схеме.

Иван Воронин: Давайте послушаем господина Зюганова на недавней встрече с победившим кандидатом в президенты.

Зюганов ищет врагов
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:00:35 0:00

Иван Воронин: Издание "Агентство" напоминает, что это Володин, спикер Госдумы, предложил в 2013 году допустить Навального до выборов мэра Москвы. Об этом в свое время писало издание "Проект". Сидит спикер Госдумы Володин по правую руку от Путина, через стол от него Зюганов чуть ли не пальцем указывает на предателя, а Путин как раз вчера напомнил о важности этого самого поиска предателей. Что же получается: внешние предатели у нас закончились, ищем среди своих? Как бы вы оценили этот внезапный выпад от главы фракции КПРФ?

Зюганов, задрав штаны, бежит впереди всех и пытается топить людей из окружения Путина

Игорь Эйдман: Выпад, может, и внезапный, но сам принцип поиска врагов и попыток окружения Путина или другого диктатора переводить друг на друга ответственность, топить друг друга, доносить друг на друга – это вполне в российских исторических традициях. Это примерно как если бы на заседании политбюро, предположим, какой-нибудь Молотов начал топить Бухарина.

Зюганов решил подсуетиться, как комсомолец (правда, уже немолодой). Задрав штаны, он бежит впереди всех и пытается топить других людей из окружения Путина. Я думаю, это был намек не только на Володина, но и на Кириенко. Имелось в виду, наверное, выдвижение Даванкова, а до этого выдвижение Надеждина, он сравнивал это с выдвижением Навального, говорил, что повторяют старые ошибки, что Кириенко опять играет в какие-то старые игры, выдвигает каких-то не совсем лояльных диктатуре, лично Путину кандидатов. Соответственно, Зюганов суетится, стараясь доказать, что он самый главный ура-патриот, самый главный верноподданный. К сожалению, это нормальная ситуация для России.

Иван Воронин: Получается, что ситуация в Белгородской области – это ключевой вызов для режима Владимира Путина, перевыбранного президента. Какой информационной стратегии вы ожидаете от Кремля в ближайшее время?

По всем направлениям будет негативная эскалация

Игорь Эйдман: Я думаю, будет продолжаться вал антиукраинской, антизападной пропаганды. Все негативное, что будет происходить, будет приписываться проискам Запада, англосаксов. Украину опять будут пытаться запугивать, грозить всякими страшными карами. Население будет этому в основном аплодировать: "за Белгород надо мстить". А дальше, я думаю, эскалация войны неизбежна, и эскалация внутренних репрессий тоже неизбежна, а пропаганда будет обслуживать эту эскалацию, объяснять ее необходимость, объяснять, что репрессии нужны, дополнительные удары по Украине нужны. Так что ничего хорошего я не вижу, по всем направлениям будет негативная эскалация.

XS
SM
MD
LG