Судья дает слово Навальному. Он говорит, что решение о замене наказания на реальный срок можно было бы рассмотреть, только если бы он скрывался:
"Более менее весь мир знал, где я нахожусь. Наш разговор с прокуратурой, с инспекцией — странный. Вот сейчас самая модная вещь — тикток, там есть такой шаблон: «А все уже все, надо было раньше». Я сам такое записывал. Вот у нас так же: мне говорят, все уже. А я говорю — а мы же уведомили. А прокуратура говорит — а раньше надо было", - цитирует Навального "Медиазона".
Оппозиционер предлагает подумать про «идеального человека», который после аварии попал в больницу, а потом ему врач сказал проходить реабилитацию, и представить, как такой идеальный человек напишет в инспекцию письмо о том, что он проходит реабилитацию, и после этого придется домой, а затем проходит финальное обследование. "После этого этот чувак берет билет и едет домой. Я купил билет, поехал домой, и мне говорят — ты скрывался. Я говорю, да нет, а мне говорят — да раньше надо было".
"Если б я скрывался, я б не стоял в этом прекрасном аквариуме", — стучит Навальный по стеклу. Он настаивает, что его адвокаты направляли все необходимые документы. "Говорят, должен был какие-то справки… Ну какие справки, что со мной сегодня физиотерапевт делает что-то?" — продолжает он.
Оппозиционер говорит, что, к счастью, реабилитировался он быстро, вернулся домой и никогда не скрывался. На этом он заканчивает выступление.
Выступления адвокатов Алексея Навального
Адвокат Кобзев поддерживает Навального и недоумевает по поводу решения Симоновского суда, сообщает "Медиазона". "Говорится, что учитывает данные о личности, а какие именно — непонятно", — сетует. Он говорит, что суд также не зачел срок домашнего ареста за период между решением суда и вступлением в силу — около двух месяцев.
Адвокат Михайлова подчеркивает: Навальный не скрывался, получив "тяжелейшее отравление". В материалах дела есть справки об амбулаторном лечении, говорит она, а у инспекции ФСИН был даже берлинский адрес оппозиционера, по которому Симоновский суд направлял документы. Она напоминает, что ЕСПЧ установил нарушения в решении по делу "Ив Роше", и использовать его теперь — незаконно.
Далее выступает прокурор, она не поддерживает апелляционную жалобу
Фролова, как передает корреспондент "Медиазоны" пересказывает нормы закона о замене условного срока на реальный при нарушении условий: если осужденный скрывается или не отмечается в инспекции. Она напоминает, что суд продлевал оппозиционеру испытательный срок на год, а затем переходит к справке из "Шарите" об амбулаторном лечении. В этот период, по ее словам, инспекция приостановила надзор за Навальным. Прокурор возвращается к старому доводу о том, что период реабилитации Навального российские власти не считают лечением и полагают, что он в это время скрывался. Доводы защиты она называет надуманными.
Далее она переходит к решению по делу "Ив Роше". Фролова напоминает, что Верховный суд не нашел в нем нарушений, поэтому нет оснований оценивать деятельность братьев Навальных как законную предпринимательскую.
После краткого выступления судьи судебное следствие завершается, стороны переходят к прениям.
Алексей Навальный на заседании в Бабушкинском суде
Начались прения
Первым выступает Алексей Навальный: "Так это все странно. Вот судили меня по этому делу в 2014 году. Потерпевшие были в зале суда и говорили, прям под протокол судье, что не нанес Навальный никакого ущерба. А судья им на это говорит, что следствию лучше известно, нанес или не нанес. А потом было решение ЕСПЧ, что дело сфабриковано, а теперь есть решение что меня нужно освободить. А меня все судят и судят, и это выглядит очень странно".
Пока в Москве идут суды по делам Алексея Навального, в регионах продолжаются преследования его сторонников
В прениях закончилось выступление прокурора
Прокурор Фролова, как сообщает "Медиазона", укорила защиту в том, что та "уклонялась от обсуждения фактов". Прокурор настаивает, что Навальный десятки раз нарушал правила отмечания в инспекции, только через два месяца после выписки из клиники направил в УИС уведомление, где говорилось про амбулаторное лечение, за которое ему никто и не предъявляет претензий.
Прокурор продолжает повторять тезисы о том, что Навальный постоянно скрывался от контроля ФСИН. Фролова считает, что Навальный пытается декларировать "право на исключительность, право быть выше закона": так, он должен был являться на регистрацию, когда скажет УИС, а не когда ему удобно. Она перечисляет даты, когда Навальный должен был явиться на регистрацию — еще до отравления — но не явился.
"Все доводы защиты относительно периода после выписки из Шарите сводятся к тому, что это ФСИН должна была искать осужденного", — говорит Фролова. Период реабилитации, говорит прокурор, она не может "считать фактом" — в медицинском журнале Lancet говорилось лишь о выписке в связи с выздоровлением — но фактами можно считать то, что он сам дал знать о себе: перечисляет даты и события, как "прогулка с сыном", "интервью известному блогеру", и так далее.
"Где, по мнению осужденного УИС должна была его зарегистрировать? В лесу? На водопаде? У озера? Осужденный нагло бросил вызов закону!" — продолжает она
При этом Фролова просит зачесть в срок отбытого период с 30 декабря 2014 по 30 февраля 2015 года, то есть от приговора до вступления его в силу. На этом она заканчивает выступление.
Навальный выступает с последним словом, его цитирует "Медиазона".
"Так часто я выступаю с последним словом! Сейчас наше закончится, а потом — по другому делу. Наверное, если кто-то захочет издать мои последние слова, то получится довольно толстая книжка. Наверное, в этом есть своеобразный сигнал, который посылает мне власть и владелец замечательного дворца Владимир Путин. Он как жонглер или фокусник говорит: смотри, мы можем эту судебную систему вертеть на любой части тела, вот прямо так. Но мне кажется, что такая их бравада — вижу это не я один, а и обычные люди, которые смотрят на это, и на них это тяжелое впечатление производит. Каждый думает, а если я столкнусь с судебной системой, какие шансы у меня добиться?
Тем не менее, последнее слово! Я уже не знаю, о чем говорить. Хотите, поговорю о боге? Выкручу ручку пафоса на максимум. Я верующий человек. Это служит поводом для насмешек в ФБК. В основном люди атеисты, я сам таким был когда-то. Но все становится гораздо проще. Я меньше раздумываю, меньше дилемм в моей жизни. Ну, есть книжка, в которой более-менее четко написано, что нужно делать. Не всегда легко следовать этой книжке, но, в общем-то, я стараюсь, поэтому мне легче заниматься политикой, чем другим в России. И тут мне пишет человек: "Навальный, а чего тебе все пишут "терпи"? Ты же в интервью говорил, что в бога веришь, а сказано ведь, блаженны алчущие правды, ибо они насытятся". Отлично — именно эту заповедь я воспринимал как инструкцию к деятельности.
Не очень наслаждаюсь тем местом, где я нахожусь, и тем не менее не испытываю никаких сожалений от того, что я вернулся, потому что я все сделал правильно, я испытываю удовлетворение — в сложный момент я делал как положено по инструкции, и заповедь не предал. Важная вещь: для современного человека эта заповедь — блаженные, алчущие, — звучит напыщенно и странновато, честно говоря, а люди, полагающиеся на них, кажутся странными. Сумасшедшие странные люди, сидят с всклокоченными волосами в камере и пытаются себя подбодрить чем-то, потому что больше они никому не нужны. И вся наша власть пытается сказать таким людям — ты одинок. Важно сначала запугать, а потом доказать, что ты один. Ну, потому что мы же нормальные люди, ну какие заповеди, господи? И вот это про одиночество — очень важно, про это сказал один из замечательных философов — Полумна Лавгуд, помните такая в Гарри Поттере? Важно не чувствовать себя одиноким, потому что на месте Волан-де-морта я бы очень хотела, чтобы ты чувствовал себя одиноким.
Конвой, в тюрьме— нормальные ребята, но со мной не разговаривают. Видимо, им запретили. Но я совершенно не чувствую себя одиноким, потому что эта конструкция про блаженных кажется экзотической, странноватой, но на самом деле это главная политическая идея, которая сейчас есть в России. Какой самый популярный лозунг в России. В чем сила? Правильно, в правде — это повторяют все, это и есть то же самое про блаженство, просто сжатое, без "ибо", и вся страна повторяет, что сила в правде, за кем правда, тот и победит. И несмотря на то, что страна наша сейчас построена на несправедливости — мы постоянно сталкиваемся с несправедливостью, худший вид — вооруженная несправедливость — но одновременно миллионы людей хотят добиться правды, и рано или поздно они ее добьются, насытятся. Всем очевидно: ну есть нищие люди, можно сколько угодно говорить про уровень жизни, но есть правда и против нее не попрешь, и рано или поздно люди, которые хотят правды, добьются. И важная вещь которую я вам хочу сказать, и прокурору — важно не бояться людей, которые добиваются правды.
Кто-то опасается — революция, будут потрясения. Но подумайте сами, как хороша была бы жизнь без постоянного вранья, этой лжи. Это восхитительно — подумайте сами, работать судье без телефонного права, большая зарплата, ты классный судья, ты рассказываешь детям и внукам. Классно было бы быть прокурором в состязательной системе, который ведет тонкую юридическую игру. И я не верю, что люди хотят стать полицейскими, чтобы рассказывать, как классно они раскроили на митинге кому-то голову".
Никаких плюсов от вранья нет, продолжает Навальный. "Нету школьников с горящими глазами, которые говорят — я пойду в ФСБ, чтобы намазывать трусы оппозиционера ядом".
Другой выдающийся философ современности по имени Рик Санчез сказал: "Жизнь — значит риск всегда и во всем. А иначе ты просто вялая кучка беспорядочно собранных молекул, которые плывут по течению Вселенной".
Навальный говорит, что каждое второе письмо ему заканчивается словами "Россия будет свободной". "Это классный лозунг, но я постоянно думаю, чего-то мне не хватает. Я хочу конечно, это необходимо, но не достаточно, это не может являться целью само по себе. Я хочу чтобы Россия была богатой, чтобы национальные богатства справедливей распределялись, все получали долю нефтегазового пирога", — говорит он. Политик рассказывает о хорошем здравоохранении, образовании, европейских зарплатах.
"Хотел бы чтобы много других вещей случилось в нашей стране. Нужно бороться не только с тем что Россия не свободна, а и по другим направлениям несчастна. — продолжает он. — Русскую литературу откройте, одни описания несчастья и страдания. Россия должна быть счастливой, Россия будет счастливой".
Суд удалился в совещательную комнату