Ссылки для упрощенного доступа

Смерть, любовь и рок-н-ролл. Артемий Троицкий в полях тёмной романтики


The Brian Jonestown Massacre. Фрагмент логотипа группы
The Brian Jonestown Massacre. Фрагмент логотипа группы

Хедлайнеры сто пятьдесят восьмого выпуска программы "Музыка на Свободе"​ – участники американского рок-н-ролльного проекта The Brian Jonestown Massacre,​ творчество которых прямо-таки пропитано "духом Шестидесятых", с большой буквы "Ш". Рок-критик Артемий Троицкий объясняет, почему реплика контркультурного бунта не несёт миру ощущение опасности.

Всякий раз, выбирая героев тематической части программы "Музыки на Свободе", я задаюсь простым вопросом: почему из бездонного пула симпатичных артистов стоит выбрать именно этих? Чем они интересны или уникальны? О чём тут можно поговорить, помимо дежурных фактов и банальностей – имён, дат, названий песен и альбомов? Ну что же, в случае с The Brian Jonestown Massacre разговор начинается уже с самого названия группы. Очевидно, что это игра слов в двух частях: Brian Jonestown, Брайан Джонс культовая личность, сооснователь и гитарист великих The Rolling Stones, первая жертва рок-н-ролльного лайфстайла (он утонул в собственном бассейне, видимо от передоза, в 1969 году, и было парню, как и положено, 27). Jonestown Massacre, "побоище в Джонстауне" – мрачнейшая и мистическая история из 1978 года, когда около тысячи членов тоталитарной секты "Храм народов", живших коммуной в джунглях Гайаны, покончили с собой по приказу своего "гуру" Джима Джонса. Уже невесело, да?

Основатель группы со зловещим названием, Антон Ньюкомб, родился летом 1967 года, оно же знаменитое "Лето любви", причём в самом эпицентре тогдашней хипповской движухи, в Сан-Франциско. Понятное дело: ни первого open air рок-фестиваля в Монтерее, ни Джими Хендрикса, ни Джима Моррисона и Дженис Джоплин младенец Антон застать не успел. Однако безумный "дух Шестидесятых" полностью захватил его и крепко держит до сих пор.

Anemone, 1995

The Brian Jonestown Massacre возникли в 1990 году. Группа в ту пору играла ретрушный психоделический рок, но с некоторыми тёмными отклонениями от магистрали "мира и любви": скажем, сборник их ранних записей получил милое название "Наслаждения в пентхаусе Пол Пота". При этом ни намёка на агрессивный панк-рок, кровожадный метал или пугающий готический рок – скорее, мучительная романтика. Прекрасный пример – красивейшая баллада "Анемон", запись 1995 года.

Melody’s Actual Echo Chamber, 2017

По мере выхода новых альбомов (группа Ньюкомба довольно плодовита, записано около двадцати LP) и расширения репертуара стала отчётливо заметна одна необычная черта, которую я назвал бы "музыкальным тарантизмом". Так же как кинорежиссёр и синефил Квентин Тарантино бесконечно сыплет в своих работах цитатами и ссылками на другие фильмы, лидер BJM апеллирует к классическим рок-альбомам, песням и прочей топонимике. Вот несколько названий пластинок группы: "Кто убил сержанта Пеппера?" (отсылка к The Beatles); "Вторая просьба Их Сатанинского Величества" (The Rolling Stones); My Bloody Underground (смесь названий любимых групп My Bloody Valentine и Velvet Underground). Из этой же серии трек Melody’s Actual Echo Chamber (альбом Don’t Get Lost 2017 года), обыгрывается слегка переделанный псевдоним французской певицы Мелоди Проше. И в целом в 2010-е годы фокус интересов Ньюкомба переместился из Америки в Европу, в Германию и во Францию.

Good Mourning, 2016

Новая культурная обстановка сильно повлияла на стилистику калифорнийской группы. Уже на альбомах "Откровение" и "Пирамида Третьего мира" (песня Good Mourning в компании с канадкой Тессой Паркс) стало заметно влияние этнической, особенно ближневосточной, музыки. Гибкость и эклектичность репертуара BJM легко обеспечивались за счёт текучести состава группы, фактически это был Антон Ньюкомб и его постоянно менявшиеся партнёры. Записанный в Берлине в 2014 году альбом "Музыка для воображаемого фильма" и вовсе был инструментальным, стилизованным под саундтреки французской "новой волны" 1960-х (Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо). Я думал, что муза поведёт Ньюкомба и дальше в электронно-экспериментальном направлении, но ошибся. На последних альбомах BJM, Something Else (2018) и просто The Brian Jonestown Massacre (2019) рок вернулся – с гитарой Рика Мейми, ретроорганом Роба Кампанеллы и передозировкой тёмной романтики.

Who Dreams of Cats, 2018

В прошлом году вышла и книга об истории группы, Keep music evil (можно перевести как "Пусть музыка остаётся злой") – сборник баек, воспоминаний и манифестов, собранный кинодокументалистом Джесси Валенсия. "Рок-н-ролл должен нести в мир ощущение опасности, и мы остаёмся верны этой цели", – говорится в одном из пресс-релизов BJM. Нам ли сегодня не знать, что опасность исходит отовсюду, но глумливый рок – один из самых приятных и безопасных её источников?

Плей-лист программы "Музыка на Свободе" (выпуск 158):

1. Hater (Sweden). Things to Keep Us With, LP Siesta

2. Gøggs (USA). Burned Entrance, LP Pre Strike Sweep

3. Sarah Nixey (UK). Love Is Blue, LP Night Walks

4. Tralala Blip (Australia). Voodoo Pins, LP Eat My Codes If Your Light Falls

5. The Brian Jonestown Massacre (USA). Anemone, LP The Singles Collection1992-2011

6. The Brian Jonestown Massacre (USA). Good Mourning, LP Third World Pyramid

7. The Brian Jonestown Massacre (USA). Melody’s Actual Echo Chamber, LP Don't Get Lost

8. The Brian Jonestown Massacre (USA). Who Dreams of Cats? LP Something Else

9. The Brian Jonestown Massacre (USA). Cannot Be Saved, LP The Brian Jonestown Massacre

10. Lorelle Meets The Obsolete (Mexico). Accion-vaciar, LP De facto

11. Bad Mojos (Switzerland). Diggin My Own Grave, LP I Hope You Od

12. Sarah Blasko (Australia). Never Let Me Go, LP Depth of Field

13. Pye Corner Audio (UK). Hollow Earth, LP Hollow Earth

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG