Пока органы правопорядка расследуют обстоятельства массовой драки и серии поджогов цыганских домов в селе Чемодановка под Пензой, волонтеры пытаются спасти животных, брошенных цыганами при побеге. Чтобы их накормить, приходится брать разрешение в Следственном комитете.
Цыгане спешно покинули Чемодановку в ночь с 13 на 14 июня после массовой драки с русским населением, в которой участвовали, по разным оценкам, от 200 до 500 человек. В драке погиб 34-летний Владимир Грушин, а вечером 14 июня жители Чемодановки перекрыли движение по автодороге федерального значения "Урал" и потребовали от местной власти выселить цыган навсегда.
Цыгане уехали сами, и не только из Чемодановки, но и из соседней деревни Лопатки – там опустели сразу две улицы. Достоверно известно, что пустуют цыганские дома и в селе Павло-Куракино Городищенского района, в 50 км от Чемодановки.
Кто живет в Лопатках
Первые сообщения о том, что в брошенных цыганами домах остаются животные, появились в соцсетях 15 июня. Очевидцы рассказывали, что птицы, коровы и привязанные на цепь собаки медленно умирают от голода и жажды. Если в Чемодановке на помощь к брошенным животным приходят хотя бы русские соседи, то въезд в деревню Лопатки перекрыт кордонами полиции. Там, по словам представителей правоохранительных органов, проводятся следственные мероприятия с целью установить виновных в поджоге цыганских домов. Известно как минимум о двух таких случаях.
15 и 16 июня волонтёры пытались, но не смогли попасть в Лопатки, чтобы накормить животных. Только 17 июня в деревне побывали специалисты ветеринарной службы. Как следует из пресс-релиза Министерства сельского хозяйства Пензенской области, всех найденных в 45-ти подворьях животных передали на временное содержание одному из местных предпринимателей. Это фермер Николай Лютенков, владелец небольшого хозяйства в Чемодановке. Он подтвердил, что животные находятся на его ферме, хотя и не смог уточнить, какие именно – деталями "занимается помощник".
– Все животные на карантине, под контролем ветеринарного врача, – пояснил Николай Лютенков. – Мы их кормим за свой счет и будем содержать до особого указания главы Бессоновского района. Каждый день прописываем рацион и затраты. Потом будем это куда-то предъявлять.
Зоозащитник Юлия Аленкина утверждает, что из Лопаток вывезены не все животные.
– Сначала глава администрации Чемодановского сельсовета Николай Кузнецов заявлял нам, что всех животных забрали и кормить там никого не надо, – рассказывает Юлия Аленкина. – Но кошек и собак никто не забирал. Поэтому мы продолжили настаивать на том, чтобы нас пустили в Лопатки. Это удалось сделать только после звонка в приемную губернатора.
По итогам обхода домовладений выяснилось, что чиновники забыли в Лопатках не только десятки собак и кошек. К примеру, волонтеры обнаружили пять поросят и коробку с утятами, которых специалисты ветеринарной службы, скорее всего, не посчитали. Осталась и стая домашних голубей, которая, по словам полицейских из оцепления, часто кружит над голубятней. По деревне бегает собака с цепью – оторвалась, а поймать и отвязать не получается, собака боится людей.
22 июня зоозащитники спасли кошек, которые почти неделю провели в запертом цыганском доме в Чемодановке:
– Рядом с этим домом живет замечательный сосед дядя Женя, бывший летчик-радист, – говорит Юлия Аленкина. – Он всю неделю кормил старую цыганскую овчарку и голубей. Но помочь запертым кошкам не мог, поскольку надо было бить стекла или ломать дверь. Он сообщил нам, а мы позвонили в полицию. Вечером сотрудники приехали и выпустили кошек.
Сосиска от Следственного комитета
Помощь брошенным животным пытаются оказать несколько волонтерских организаций. Одна из них – региональная общественная организация "Зоозащита" – очередной рейд в Лопатки совершила 21 июня. Волонтеры привезли около 50 кг куриных лап и голов, а также лекарства для кошек.
Пройти в деревню им не удалось. Пока волонтеры препирались на въезде с сотрудниками ДПС по поводу следственных действий, животные вышли к ним сами. Пять котят и взрослая кошка жадно накинулись на еду. Вскоре прибежали и другие.
– Мы видим, что животные голодные и хотят пить, – констатировала руководитель "Зоозащиты" Наталья Кадомцева. – Но законы у нас слишком суровые. Чтобы покормить котенка сосиской, мы должны получать личное разрешение Дмитрия Матушкина (начальник Следственного управления Следственного комитета России по Пензенской области. – РС). Сколько животных умирает в запертых домах, нам до сих пор неизвестно.
Сотрудники ДПС, наблюдавшие за кормлением, пытались объяснить, почему не могут пустить волонтеров в деревню. По их словам, криминалисты до сих пор не осмотрели место поджогов и не сняли отпечатки пальцев.
Чтобы покормить котенка сосиской, мы должны получать личное разрешение начальника Следственного управления
Кордоны полиции на въезде в Лопатки стоят круглосуточно. Кто-то из силовиков привозит еду для собак и кошек, но на всех ее не хватает. По словам полицейских, собак и кошек здесь много.
– Периодически местные кошки дерутся с местными крысами, – пояснил сотрудник ДПС, который оказался свидетелем нескольких стычек.
– Где собаки? – обращается волонтер Ольга Маркелова к полицейским. – В прошлый раз их было довольно много, около двадцати.
Волонтеры опасаются, что собак просто отравят. Это самый простой путь для местной власти, да и оставшихся жителей, которых пугают брошенные голодные собаки.
То, что собаки живы, выясняется через полтора часа после прибытия волонтеров. Сначала в проеме забора показывается одинокий пес, потом появляется целая стая.
Если нашей власти на людей наплевать, то на животных – тем более
По словам зоозащитников, проблема бездомных животных в Пензе даже не начала решаться. Собственного питомника у общественных организаций нет, есть частные мини-приюты, которые берут деньги за передержку. Вот уже несколько лет волонтеры ищут себе брошенное здание или земельный участок для приюта в Бессоновском районе, в который входит Чемодановка. Однако местная администрация и депутаты вразумительных ответов не дают.
– Если бы у нас было свое здание, мы давно бы увезли всех этих животных отсюда, – говорит волонтер Ольга Маркелова. – По-моему, нашему правительству просто по фигу на это всё. Государство, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным. Если нашей власти на людей наплевать, то на животных – тем более. Животные для них мусор.
Руководитель пресс-службы Управления МВД по Пензенской области Ольга Евдокимова уверяет, что сотрудники полиции, перекрывшие въезд в деревню Лопатки, не совершают правонарушений, подпадающих под действие закона "О жестоком обращении с животными".
Мы кормим только тех, кто может выйти сам
– Трудности с доступом волонтеров к животным были в первые дни и часы, – пояснила Евдокимова. – В настоящий момент доступ в Лопатки организован, сотрудники полиции подводят волонтеров в определенные места, и те оставляют корм.
По словам зоозащитников, доступ в дома, где могут оставаться запертые животные, так и не открыт.
– Мы кормим только тех, кто может выйти сам, – резюмирует Наталья Кадомцева.
22 июня зоозащитники получили справку из Бессоновского межрайонного следственного отдела СУ СК по Пензенской области, из которой следует, что "им разрешено кормить животных на территории с. Чемодановка Бессоновского района". С этой бумагой зоозащитники надеются проникнуть и в Лопатки.
– Сегодня я хотела уточнить это у сотрудника Следственного комитета, который справку выдал, но дозвониться до него не смогла, – говорит зоозащитник Наталья Ляпустина. – Сейчас наши волонтеры вместе с этой справкой отправились в Лопатки. Посмотрим, действует она или нет.
В ожидании цыган
Тем временем по Чемодановке продолжают распространяться слухи о том, что цыгане вернутся. Жители настроены воинственно, некоторые говорят о том, что готовы им мстить.
– Они убили Владимира Грушина, – аргументирует свою позицию один из русских жителей, который не хочет называть своего имени. По его словам, с ним солидарны многие.
Пресс-секретарь губернатора Пензенской области Дина Черемушкина заявляет, что по состоянию на 24 июня в Лопатки и Чемодановку никто из цыган не вернулся:
– Они уезжали сами, соответственно, они и будут приезжать сами, – пояснила Дина Черемушкина. – Никого в известность о своем передвижении они не ставили и вряд ли будут. Они не имеют таких обязательств.
Мы знаем о настрое некоторой части русского населения и знаем, во что это может вылиться
По ее словам, правительство Пензенской области следит за ситуацией в Чемодановке и в Лопатках. В том случае, если кто-то из цыган вернется, об этом станет известно от сотрудников полиции и главы администрации Бессоновского района. Пресс-секретарь полиции Ольга Евдокимова подтверждает, что в случае возвращения цыган об этом незамедлительно узнают власти:
– На сегодняшний день они не вернулись, – говорит Евдокимова. – Для нас эта тема очень острая. Мы знаем о настрое некоторой части русского населения и знаем, во что это может вылиться. Но мы не имеем никаких правовых оснований для того, чтобы воспрепятствовать возвращению цыган в Чемодановку и Лопатки. Они там прописаны, у них эти дома в собственности.
По ее словам, некоторые цыгане в сопровождении сотрудников полиции приезжают в свои дома, чтобы забрать вещи.
– После этого они уезжают также в сопровождении сотрудников полиции, – резюмировала Ольга Евдокимова. – У нас нет пока информации о том, что они собираются возвращаться.