Ссылки для упрощенного доступа

Собственности больше нет? Ловушки маркетинга. "Черная пятница" в России


Что на этой неделе обсуждали правозащитники, юристы и гражданские активисты?

СОБСТВЕННОСТИ БОЛЬШЕ НЕТ?

Верховный суд России в четверг разрешил строительной компании "ПИК" снести два квартала пятиэтажек в московском районе Кунцево, несмотря на протесты местных жителей. Власти Москвы без конкурса передали строительной компании землю под так называемую "реорганизацию". Собственников квартир в 37 малоэтажных кирпичных домах поставили перед фактом: здания будут снесены, взамен они получат жилье в том же районе. Но людям нравится их нынешнее жилье. Собственники протестуют, их разгоняют охранники и полиция.

Видеоверсия программы

Ситуацию комментируют Станислав Станкевич, ведущий специалист коллегии адвокатов "Домбровицкий и партнеры", и житель московского района Кунцево Алексей Шульгин.

Станислав Станкевич: И власти, и придворные журналисты, и представители ПИКа называют этих людей "жителями" или "жильцами", но речь все-таки идет именно о собственниках, которых отныне можно передвигать, как крепостных, как пешки на шахматной доске.

Марьяна Торочешникова: Но ведь если у человека есть в собственности квартира в доме, то теоретически ему принадлежит и часть земельного участка под этими домом? Как можно отобрать у собственника его землю?

Станислав Станкевич: Не только под домом. 36-я статья Жилищного кодекса говорит об участке для эксплуатации этого дома, который включает объекты благоустройства: места для стоянки машин, детские площадки и так далее.

Марьяна Торочешникова: Почему же Верховный суд игнорирует этот закон?

Станислав Станкевич: Власть не признает эту землю за москвичами. Говорят: "Раз она не стоит на кадастре, она не ваша". Но есть постановление Верховного суда и Высшего арбитражного суда 2010 года номер 10/22, где сказано как раз про такие случаи. Если участок еще не стоит на кадастре, власти не вправе использовать землю, которая выделена для многоэтажных домов.

Марьяна Торочешникова: То есть Верховный суд забыл про собственное же решение?

Станислав Станкевич: Да. А произносить слово "житель" в этой ситуации преступно. На основании постановления и распоряжения правительства Москвы об утверждении, в том числе, проекта планировки можно выявить тенденцию масштабного преступления. В документах везде речь идет о жителях, а не о собственниках.

На основании постановления правительства Москвы об утверждении проекта планировки можно выявить тенденцию масштабного преступления

Одна из цитат: "Учитывая необходимость переселения жителей из сносимых жилых домов, расчет населения осуществляется по СП (Строительное правило) такому-то: из расчета 30 квадратных метров площади квартиры на человека". Слово "собственник" в этом документе вообще не встречается. Допустим, у вас в собственности квартира в 45 метров – судя по этому документу, вам предлагается квартира в 30 метров.

Марьяна Торочешникова: Алексей, что предлагают вам? И как вы относитесь к тому, что происходит вокруг ваших домов?

Алексей Шульгин: Представители ПИК предлагают постоянно увеличивающиеся площади, у них постоянно меняется схема переселения. Но переселяет людей не ПИК, не девелопер, а Департамент городского имущества. И все обещания сотрудников ПИК не имеют под собой никакой документальной базы, никаких документов они предоставить не могут, так что это все сказки.

Марьяна Торочешникова: Как вы оцениваете то, что вас хотят лишить вашей собственности, не спросив вашего мнения и разрешения?

Алексей Шульгин: Конечно, очень отрицательно. Когда мы узнали об этом полтора года назад, был просто шок. Сейчас дело дошло до противостояния жителей и полиции. Я не понимаю, на основании каких законов меня могут лишить моей собственности. Представители ПИК говорят, что предоставят такое же жилье. Но это абсурд, ведь я живу в малоэтажном кирпичном доме, потолки в квартире 3,20. А что они могут предоставить? Скворечник из каких-то непонятных материалов с видом на такой же скворечник? Мы живем в смутное время, знаем, какие коррупционные схемы реализуются в строительстве.

Марьяна Торочешникова: А что намерены дальше предпринимать собственники квартир из этих 37 домов, которые готовят под снос? Вы будете обращаться в Европейский суд по правам человека?

Алексей Шульгин: Конечно! Мы пойдем до конца. Через неделю в Московском городском суде будет рассматриваться еще один иск – по поводу распоряжения правительства, в котором есть адресный список сносимых домов. И вопрос: на основании каких законов, каких статей Конституции возможен снос домов без согласия собственников квартир? – там встанет очень основательно. Отвергнут иск по поводу 903-го постановления, и аргументация суда была такая: это лишь проект планировки, он может быть принят, а может быть не принят, он является основанием для строительства. Но абсурд состоит в том, что строительство-то уже началось, и на вопрос, на каком основании оно начинается, представители правительства Москвы так и не смогли дать ответ.

Марьяна Торочешникова: Большие стройки в России нередко сопровождаются скандалами, связанными с протестами людей, которых выселяют из собственных домов. Станислав, российские власти действительно настойчиво намекают на то, что частной собственности в России больше нет?

Станислав Станкевич
Станислав Станкевич

Станислав Станкевич: Видимо, да. Видят только жителей, бесправных человечишек, но не видят класс собственников, которые за 27 лет существования Российской Федерации взяли на себя бремя ответственности за содержание собственности, приняли на себя все риски. Кстати, Кунцево – не единственный случай в Москве, и я предвижу, что число случаев бесправного отъема высокоценной недвижимости будет расти.

Другой пример, который пока не стал достоянием гласности, – столичный район Хорошево-Мневники. Здесь некое юридическое лицо под скромным названием "Автобаза "Связь", за которым на самом деле стоят иностранные лица, иностранные офшоры, взяло в аренду два гектара земли и попросило правительство Москвы о простой услуге: "Сделайте нам, пожалуйста, новый проект планировки, но не только на эти 2 гектара, а еще на 20". И правительство пошло навстречу – сделало проект планировки, по которому предполагается использование земли, не принадлежащей этой автобазе (непонятно, кто за ней стоит, кто прячется в офшорах). Это та же самая схема. Власти не видят как существующие там плоскостные гаражи, так и многоэтажный комплекс, стоящий на кадастровом учете многоэтажных гаражей. По сути, поверх существующей высокоценной недвижимости также планируется строительство коммерческого жилья и других гаражей, но в интересах каких-то будущих собственников.

Марьяна Торочешникова: Как это возможно в современной России, где есть Конституция, в которой закреплено право частной собственности?

Станислав Станкевич: Общество пока еще ведется на пропаганду, которая наяривает одну и ту же песню, и там ничего не говорится про собственность, про суть происходящих процессов. И каждый человек не примеряет это на себя.

Марьяна Торочешникова: А ведь это может произойти с любым собственником.

Станислав Станкевич: Конечно! А пропаганда все наяривает свою песню о том, что жильцы вышли во двор, чтобы защитить себя от каких-то строителей. Кстати, это касается не только официозных СМИ. Я недавно читал во вполне независимых источниках: "Жители Кунцева не хотят менять старое на новое". Но ведь это шикарные старые малоэтажные кирпичные объекты недвижимости в озелененном, сложившемся районе!

Марьяна Торочешникова: У этих домов всего 20–30 процентов износа.

Станислав Станкевич: И я прекрасно понимаю тех, кто ни за какие деньги не собирается переезжать в эти "человейники", качество которых оставляет желать лучшего.

Марьяна Торочешникова: Мы будем следить за развитием событий и, главное, за тем, как сложится судьба этого законопроекта, принятого Думой в первом чтении, который может существенно упростить жизнь чиновникам, и они смогут отбирать практически любой участок у кого угодно.

ЛОВУШКИ МАРКЕТИНГА

Другая тема, которую активно обсуждают на этой неделе российские пользователи соцсетей, юристы и даже маркетологи, тоже некоторым образом связана с собственностью. Речь идет о конфликте руководителя фонда и издания "Такие дела" Мити Алешковского и компании "Аэрофлот", лишившей его премиального статуса клиентской программы лояльности.

Мили, марки, бонусы, витаминки и даже литры – как только не называют условные единицы, которые компании предлагают копить своим клиентам для получения различных преференций и скидок по программам лояльности. Часто речь идет о действительно существенных привилегиях, которые очень неприятно потерять, особенно, если ты потратил немало денег, чтобы ими пользоваться. Но кому на самом деле принадлежат все эти электронные "морковки"? И вправе ли компания их отобрать? На этот вопрос отвечает управляющий партнер юридической компании "Кочерин и партнеры" Владислав Кочерин.

Когда мы говорим о лояльности, речь идет о лояльности кого к кому?

Законодательство не признает наличие такого имущества, как электронные условные единицы

Владислав Кочерин: Звучит это так, что компания лояльна к клиенту, учитывает его интересы, идет навстречу, представляя бонусы и скидки. Но фактически это очень мощный маркетинговый инструмент для того, чтобы клиент остался с компанией, обращался снова и снова.

Законодательство не признает наличие такого имущества, как электронные условные единицы. Они не регламентированы никакими законами, поэтому право на это имущество не возникает автоматически. Фактически это обязательства организации в рамках начисленных условных единиц оказать вам какие-то услуги.

Марьяна Торочешникова: С другой стороны, есть программы лояльности, в которых совершенно очевидно, что это реальные деньги: банковские программы кэшбэков, "Спасибо" Сбербанка, деньги, которые вроде возвращаются на ваш счет в конце месяца. У вас имеют право отобрать их?

Владислав Кочерин: Это тот исключительный случай, когда баллы и бонусы могут превратиться в реальное имущество, и собственник может требовать защиты права на него. В остальных случаях эти условные электронные единицы в полной мере не получают такой защиты.

Марьяна Торочешникова: В таком случае, компания может в любой момент отобрать все это у клиента?

Владислав Кочерин: Формально компания не имеет на это права, но на практике защита прав на условные единицы достаточно слаба, вы можете лишь требовать исполнения этих обязательств в судебном порядке, и закон вас не защищает.

Марьяна Торочешникова: А если в программе лояльности, например, написано, что скидки и бонусы распространяются только на женщин в таком-то возрасте, или если в правилах программы написано, что ее участник не может критически высказываться о компании, здесь есть смысл что-то оспаривать? Насколько законны такие требования?

Владислав Кочерин: Есть понятие "свобода договора", которое позволяет участникам любых отношений составить практически любой договор, который даже не предусмотрен законом. Но договор может быть признан недействительным, если он не соответствует закону, так что оспаривать это можно. Скорее всего, проблема возникнет в том, как доказать условия договора, ведь все находится в руках компании: компьютерная база учета баллов и миль, правила... Это сложно проконтролировать. Тут единственный ограничитель для компании – это репутационный риск. Клиенты могут задуматься, стоит ли дальше пользоваться услугами данной компании и ориентироваться на эти баллы.

РИСКИ "ЧЕРНОЙ ПЯТНИЦЫ"

Еще одна тема недели – так называемая "черная пятница" – день великих скидок, когда вроде бы можно позволить себе многое. Об этом расскажет Борис Базанов, эксперт по онлайн-распродажам, руководитель группы "Киберпонедельник по-русски".

Борис Базанов: Пятница настоящая, и накупить всего можно, но надо быть осторожным. Все началось в 2013 году, причем абсолютно случайно. Мы сидели в офисе и увидели такую распродажу. Тогда существовал магазин Enter. Мы увидели какой-то товар по очень привлекательной цене, решили посмотреть его в Яндексе и в кэше поисковиков и увидели, что до распродажи этот товар можно было купить тысяч на десять дешевле. Я сделал пост на Facebook. Вот так и образовалась наша группа "Киберпонедельник по-русски".

"Чёрная пятница"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:28 0:00

Марьяна Торочешникова: Теперь вы отслеживаете, как "разводят" покупателей в "черную пятницу".

Борис Базанов: Тут есть несколько основных способов. Первый – цену завышают заранее, а потом делают скидку. Заходим на сайт с площадки: существуют еще площадки – агрегаторы скидок, на них размещаются магазины. При переходе на эту площадку вы ожидаете увидеть какую-то привлекательную стоимость, которую вам пообещали на площадке, но не видите ее. Ну, таких "отбитых"... "Плеера" уже не стало, есть старый известный интернет-магазин "Холодильник", который каждый год на этом сыплется.

Борис Базанов
Борис Базанов

Некоторые люди все-таки стараются как-то подумать (ведь обмануть нужно изящно) и говорят, например: "Воспользуйтесь промокодом". Вы заходите на сайт, кладете товар в корзину, а где промокод? Чтобы найти его, нужно вернуться на главную страницу сайта, заполнить там форму, нажать кнопку, дождаться прихода результата на почту, перейти по ссылке, подтвердить... Вы можете и час возиться с этим промокодом. Расчет на то, что вы все равно совершите покупку, тем более что в таких случаях цена будет не завышенной, а регулярной или, может быть, чуть-чуть ниже.

И здесь мы плавно подходим к следующему, тоже очень распространенному способу, но уже не обмана, а, скорее, испорченности самой идеи "черной пятницы". Это когда на товар за 20–50 тысяч скидка 100-300 рублей. Это абсолютно несерьезно. А вызвано это тем, что цены и так внизу. Мы заходим на сайт, допустим, замечательного магазина "М.Видео". Несколько лет назад он один раз был замечен в попытке смошенничать, но, может быть, это была случайность. Видишь у них на сайте скидку в 500 рублей на товар за 100 тысяч, а на товар за 20 тысяч – 200 рублей. А почему так произошло? Посмотрев кэш поисковика, мы увидим, что неделю назад у него была еще какая-то распродажа...

Марьяна Торочешникова: Какая-то сезонная скидка.

Борис Базанов: А потом еще что-нибудь. А еще в этом году я видел "киберчетверг" и "черную среду" – ну, это уже из нетленок: развлекаемся, как можем.

В 2013 году нам вроде дали классную идею – спасибо большое организаторам интернет-магазина Wikimart. Но зачем устраивать распродажу 12 месяцев подряд? Распродажа не просто так делается один-два-три раза в год.

Марьяна Торочешникова: А вот мне как потребителю очень удобно, когда распродажа – каждую пятницу, а не раз в году.

Борис Базанов: Нет, это плохо. Из чего складывается выручка? Вот мы купили 100 товаров по 80 рублей и хотим их продать по 150, то есть заработать по 70 рублей. Примерно к 51-у товару мы выйдем в ноль и оставшиеся 49 можем продавать за любые деньги – это все равно будет плюс для бизнеса. А что получается, если мы продаем их по 85, закупив за 80? Мы нигде не можем дать хорошую цену. Эта игра ведет рынок в никуда. И Pleer.ru – очень яркий пример: невозможно выжить, постоянно торгуя за самую низкую цену.

Марьяна Торочешникова: А как проходят "черные пятницы" в рознице? Ведь в Америке "черная пятница" касается как раз розничной торговли, а в России все смешалось. Там есть какие-то нарушения, на них жалуются? Можно ли поймать тамошних розничных продавцов на жульничестве?

Борис Базанов: Очень сложно что-либо найти в офлайне: магазинов слишком много. Даже в онлайне очень сложно это отследить. Есть такая штука – динамически формирующийся адрес страницы, и если магазин его использует, трудно отследить историю этой страницы, потому что у нее постоянно меняется адрес.

Давайте все-таки радоваться, что от темного прошлого социализма мы потихонечку двигаемся к светлому будущему капитализма

Однажды я совершенно случайно поймал одну известную обувную сеть и купил там обувь, а через год она развалилась. Я пришел к ним, чтобы сдать ее по гарантии. Подхожу к своей модели – и вижу, что год спустя моя модель стоит дороже, причем со скидкой. Чудеса! При этом это старая модель.

Марьяна Торочешникова: А кто должен отслеживать, чтобы магазины не жульничали? Насколько законно повесить ценник, написать на нем: "Стоило десять тысяч рублей", – перечеркнуть и показать, что новая цена – полторы тысячи – только в "черную пятницу", хотя изначально этот товар и стоил полторы тысячи, а то и вообще 500 рублей. Можно наказать за это продавца?

Борис Базанов: Можно. Но есть нюансы. Давайте все-таки радоваться, что от темного прошлого социализма мы потихонечку двигаемся к светлому будущему капитализма. Регулирующий орган – это Роспотребнадзор. Ведь надзорный орган – это то, что было в социализме: он приходил и все за всех решал. Сейчас все-таки должна развиваться сознательность. Как это должно работать в идеальном мире? Мы видим правонарушение, отправляем заявление, то есть доносим это до ушей регулирующего органа. Регулирующий орган приходит – и нечистоплотный продавец несет ответственность. А как происходит на практике? Нам говорят: "Ну, обманули тебя на тысячу рублей. Это не уголовное дело, мы не будем этим заниматься". То есть нужен коллективный иск, а это уже вопрос судебной системы. И это не работает. Мы пытались это делать совместно с Национальной ассоциацией дистанционной торговли. Ну, как всегда, бегал-прыгал АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли), ну, мы пытались это делать, но у нас, по-моему, даже нет такого термина, как "коллективный иск".

Марьяна Торочешникова: Если я во время "черной пятницы" купила в магазине со скидкой что-то, что через две недели без всяких скидок стоит столько же, я могу написать заявление в полицию о том, что это мошенничество?

Борис Базанов: Нет. Это же бизнес, он сам решает, за какие деньги продавать. Единственное, что можно сделать, – это гласно призвать к совести. И большое спасибо рекламным площадкам, которые снимают подобных продавцов и их предложения: это все-таки бьет коммерсанта по карману и по репутации. На мой взгляд, это самый эффективный способ воспитания ретейла.

Марьяна Торочешникова: Есть смысл что-то покупать в России в "черную пятницу"?

Борис Базанов: Есть, несмотря на все вышесказанное. И не надо думать, что все совсем плохо. У нас есть очень разные игроки. Очень много хороших предложений по одежде, даже по электронике. Просто нужно потратить время на поиски, посмотреть по разным сайтам – и вы найдете хорошее, выгодное предложение на интересующий вас товар: можно очень серьезно сэкономить.

XS
SM
MD
LG