Ссылки для упрощенного доступа

Тень на иконы


Донатас Банионис
Донатас Банионис

Центр изучения геноцида и сопротивления жителей Литвы обнародовал список лиц, сотрудничавших в советские годы с КГБ и не признавшихся в этом. В нем, к неприятному удивлению многих, оказались выдающиеся деятели культуры – актер Донатас Банионис и дирижер Саулюс Сондецкис.

После того как в 2000 году в соответствии с Законом о люстрации в Литве было объявлено о возможности добровольного признания в сотрудничестве со спецслужбами СССР, такие признания сделали около 1600 человек. Всего же в 1940–1991 годы с КГБ Литовской ССР тайно сотрудничали около 118 тысяч граждан. В начале 1990-х годов могли быть уничтожены личные и служебные досье 36 тысяч агентов, вывезены за пределы Литвы 8,5 тысячи таких досье. Сохранившиеся дела об оперативном учете составляют лишь 0,6 процента всего бывшего архива КГБ в Литве.

В списке, опубликованном сейчас Центром изучения геноцида и сопротивления жителей Литвы, оказалось около 1600 граждан, сотрудничавших с этими структурами и не сознавшихся в этом до объявленного срока. В нем оказались фамилии Донатаса Баниониса и Саулюса Сондецкиса. Общество отреагировало очень болезненно.

Сын Баниониса режиссер Раймондас Банионис в первый момент в сердцах сказал, что ему страшно в Литве и он хочет уехать из страны. В комментарии для Радио Свобода он выразился мягче:

– Только он один мог бы комментировать. Но мне очень странно, почему сейчас это все появилось? Я, когда услышал, был настолько взволнован новостью, что сказал: пора уезжать, чемодан паковать. И про меня тогда уже пошли статьи… Я-то что? Сбоку припеку. Потом подумал: нет, никуда я не поеду, все проглочу, что получится из этой истории, все вытерплю. Ничего не поделаешь! Было так было, не было так не было. Я же не знаю! Позвонил мне Регимантас Адомайтис с поддержкой, и тоже в изумлении: кому это нужно?

– Директор Центра, опубликовавшего список, на этот вопрос отвечает: для очищения нации.

– О, это очень большой вопрос! Это не очищение. Или тогда давайте посмотрим на всех, особенно на серьезных и больших [людей] в стране, там не найдете людей без недостатков. Святых нет! Если все раскопать, так "очистимся", что никого не останется. Кроме негодяев, которые успеют спрятать свои неблаговидные поступки. Это иначе нужно было решать. Сейчас лучше не стало никому! Я понимаю, если бы были пострадавшие от указанных фактов – перед ними возможно было бы какое-то очищение. А так это все очень странно выглядит.

– Человек, который когда-то соприкоснулся со спецслужбами, хоть и по касательной (например, прошел рутинный советский инструктаж перед загранпоездкой), в Литве через столько лет даже не может знать, как это ему аукнется, где всплывет, в какой форме, могут ли его в чем-то обвинить.

– Здесь как раз такая ситуация. Одно дело в советское время – кагэбэшники, которых народ так не любил, которые стучали на всех. Другое – какой-нибудь рассказ человека, кого он встретил за границей, о чем он мог рассказывать и друзьям за столом. Тем более этот список частично от руки написан. Действительно, не знаешь, кто, когда и что всплывет. И проверить невозможно.

– Вы пробовали узнать подробности?

– Не успел еще после публикации.

Донатас Банионис
Донатас Банионис

Директор Центра, опубликовавшего взрывной список, Бируте Бураускайте так объясняет публикацию списка:

Эта информация – как предохранитель – для тех, кто чувствует ностальгию по советскому периоду. Ведь никто, кроме номенклатуры, не был тогда застрахован от вмешательства КГБ

– Не опубликовать мы не могли. Журнал учета – это документ. Он сейчас в специальном архиве, там закрыты фамилии только тех людей, которые признались в сотрудничестве. Мы завершили эту работу, и сейчас документальный материал будет доступен. Как раз и хотели закончить в этом году – когда Литва будет отмечать 100-летие государства. Мне очень хочется, чтобы люди больше смотрели не на человека, про которого всплыли какие-то очень скудные данные о сотрудничестве, а вообще на ту систему, которая тогда лезла в творческую жизнь, не щадила и таланты, вовлекала их для своих функций. Эта информация – как предохранитель – для тех, кто чувствует ностальгию по советскому периоду. Ведь никто, кроме номенклатуры, не был тогда застрахован от вмешательства КГБ – мы все чувствовали на своей шкуре эту подлую систему, которая деморализовывала общество. Естественно, это все болезненно сейчас! Узнать близким… Вообще, существует два мнения: закрыть всю информацию – а после 75 лет пусть историки копаются – или все же ознакомить общество.

– В таком щепетильном деле велика опасность двойных стандартов, манипуляций и злоупотреблений. К тому же существуют люди, видевшие, как в 1992 году в Вильнюсе из архива КГБ некие деятели выносили личные дела коробками. Такое могло быть?

– Конечно, могло. Слухов много, даже насчет наших политиков самого высокого ранга. Но, если бы действительно была такая компрометирующая информация, она бы за столько лет появилась. Обязательно! Но ее нет. А нынешний опубликованный материал – не обвинительный. Никто их не обвиняет, не наказывает. Просто есть такой факт в документах. Конечно, сейчас положение близких этих людей… Я им не завидую. Для них известие очень болезненное. Но не только нашему обществу, но и латышам, эстонцам, полякам – у которых Валенсу все время дергают – нужно переболеть этой болезнью. Другого пути нет.

Через день после обнародования Центром нашумевшего списка из него поступило уточнение, что к публикации нужно относиться критически.

Если взглянуть на комментарии по этой теме в литовских соцсетях, то там заметно раздражение, недоумение, иногда злость, иногда одобрение. Вот некоторые из них:

"для меня ничего сенсационного, но вот боль близким этим причинили",

"может, прекратите? уже за мертвых взялись",

"почему только сейчас заговорили об этом, и где остальные списки?",

"эти люди прославляли литву своим талантом, не лезьте к ним, ищите живых гэбистов",

"для того, чтобы покаяться, было достаточно времени, правильно, что обнародовали список",

"эти двое были великими людьми, а система та – уничтожающая",

"сколько можно? не надоела охота на ведьм?",

"зачем таких людей порочить, они разве что-то страшное сотворили?",

"эта тема для молодежи не интересна, только для старичков",

"если оглашать, то всех, в том числе тех, кто у власти",

"быть агентом кгб и состоять в их списках – не одно и то же",

"а я читала, что до сих пор тех, кто часто в Россию ездит, вербуют в кгб",

"негоже на мертвых наговаривать, они оправдаться не могут".

Известный литовский актер Регимантас Адомайтис высказался в интервью порталу Delfi: "У меня вызывает отвращение то, что происходит. Кто все это делает? Почему на людей, которые много сделали, достойны, уважаемы, нужно лить помои? Мы не любим друг друга, издеваемся, – возмутился Адомайтис, заметивший, что и его в свое время вербовали в КГБ. – Тогда все мы были конформистами за исключением лишь нескольких настоящих диссидентов. Должны были приспосабливаться к той жизни, к тому порядку. Но нужно ли сейчас выкапывать тех, кто уже мертв? Они не могут защитить себя".

Историк Альгимантас Каспаравичюс поддерживает эту позицию:

Более 90 процентов списка – люди, ушедшие в мир иной. Это по меньшей мере неэтично

– Обнародованные факты я не могу ни подтвердить, ни отрицать, но то, как сейчас эти документы публикуются, не будучи проверенными по сути… Публикуются по непонятным принципам, по непонятному отбору. Более 90 процентов списка – люди, ушедшие в мир иной. Это по меньшей мере неэтично. Важно и то, что есть другие списки, другие лица, которые признались, их охраняет закон. Двойной стандарт. Общество знало Баниониса, Сондецкиса как культурные иконы Литвы ХХ века. И сейчас, публикуя неподтвержденные документы, бросают тень на эти иконы. На близких этих людей. Совершенно очевидно, что это раздражает общество, оно не может сплотиться. И это все на фоне тотальной эмиграции, когда литовцы и без того не доверяют своему государству, своей власти. Как будто нарочно институции, которые работают от имени власти, вытворяют такие вещи, накануне 100-летия государственности. Ни логики, ни морали, ни рационального объяснения.

– Что бы вы могли сказать почитателям таланта Баниониса и Сондецкиса в разных странах, которые могут быть сильно смущены такими публикациями?

– Если даже правда то, о чем сообщается, это, на мой взгляд, не должно менять отношение к творчеству. Мы их оцениваем по вкладу в мировое искусство. И еще всегда остается надежда, что это только неудачный выброс информации Центра, который работает, мягко говоря, не очень профессионально, – сказал Альгимантас Каспаравичюс.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG