Ссылки для упрощенного доступа

"Ильич" в шоколаде


Конфеты "Ильич" производства кондитерской фабрики имени Н.К. Крупской. Ныне экспонат Музея политической истории
Конфеты "Ильич" производства кондитерской фабрики имени Н.К. Крупской. Ныне экспонат Музея политической истории

1917 год в музее и на кондитерской фабрике

В Санкт-Петербурге в Государственном музее политической истории России прошел круглый стол, обсуждавший общественную интерпретацию событий Октября 1917 г.

– В проекте Благотворительного фонда Владимира Потанина приняли участие более ста музеев России. На конференциях и круглых столах выяснилось, что в небольших музеях к юбилею революции 1917 года сделано много интересного. Это значит, что культура прорастает не только столицей, но и силами регионов, – подвела итог годичной работы профессор Юлия Кантор. – Сегодня есть выставка о Троцком в Свияжске, экспозиция о Керенском. Есть десятки выставок о революции, в Петербурге около 50. Здесь Ленин фигурирует как портрет, как образ, как текст, как персонаж советского мифотворчества, но как персоне Ульянову-Ленину посвящена только одна выставка – в ГАРФе. Но самая главная выставка о Владимире Ленине остается в Мавзолее в Москве, и с этим еще надо разобраться.

В целом реальная фигура Ленина оказалась фигурой умолчания, но иногда еще и развенчания. Хитом юбилея стали конфеты "Ильич" кондитерской фабрики имени Крупской по 3000 рублей за килограмм, с запиской в упаковке: "Знай историю своей страны". Революция уходит в шутку, но как трагедия не осмыслена", – говорит историк Юлия Кантор.

– Зарубежные коллеги спрашивают, почему у нас так мало говорят о революции. И наша серия круглых столов – важный аспект научной и общественной рефлексии на тему революции – ответ, что мы продолжаем вовлекать общество в этот актуальный диалог. Дискуссии позволяют не только сохранить информацию, но и посмотреть, как революция и знания о ней помогают отвечать на сегодняшние политические, социальные, культурные вызовы. Нам удалось объединить хранителей прошлого в одном проекте, и важно, чтобы объединение профессионалов проходило и за пределами столиц. Так на межрегиональной основе будет развиваться сильное профессиональное сообщество, способное обмениваться знаниями, – подчеркивает гендиректор Благотворительного фонда Потанина, историк Оксана Орачева.

Выступает Оксана Орачева
Выступает Оксана Орачева

– Корректировка музейных событий была нормой, происходило закрытие экспозиционных залов и даже музеев. Так, Музей революции в Ленинграде закрывался не раз – в 1935,1936,1937 годах. Закрыт музей был с 1945 по 1955 год. Потом музей трансформировался в партийно-политический. Уничтожались и убирались экспонаты. Музей революции потерял около 100 тысяч экспонатов, – напомнила научный руководитель Музея политической истории Елена Костюшева.

– Комиссия Ленинградского Обкома ВКП(б) в 1935 году объявила, что Музей Революции – это музей народничества в меньшевистской трактовке, рассказала завотделом Музея политической истории Ольга Никонова. – В период с 1947 по 1954-й по политическим мотивам из музея было передано в спецхран и архивы до половины коллекции. Хотя удалось обнаружить, что вопреки приказу часть негативов не была уничтожена.

Новая экспозиция в Музее политической истории
Новая экспозиция в Музее политической истории

–​ Мы поняли, что требуется реинтерпретация всей российской истории XIX–XX веков. Была создана новая экспозиция о Революции 1917–1922 года. Мы рассматриваем Революцию 1917 года как единый процесс, завершившийся победой сторонников советской власти. Цель –​ показать трагедию России, оказавшейся неспособной эволюционным путем решить назревшие проблемы, –​ сообщил директор Музея политической истории Евгений Артемов.

Около 20 тысяч экспонатов были сожжены в кочегарке Центрального дома Красной Армии

– Десятки тысяч предметов, связанных с белым движением, с противниками большевиков, как мы нашли, были уничтожены. И мы стали строить экспозицию через судьбы людей. Обнаружили, что, например, братья кинорежиссера Сергея Герасимова погибли во время Гражданской, воюя на стороне белых, – рассказала директор Свердловского краеведческого музея Наталья Ветрова.

– Мы в музее в годы репрессий утратили около 20 тысяч экспонатов, они были уничтожены, сожжены в кочегарке Центрального дома Красной Армии, но удалось сохранить знамя Льва Троцкого. Сейчас мы привезли из США крупнейшую коллекцию русской эмиграции, за 8 лет доставили более 40 тысяч предметов. Часть из них через Фонд культуры станет основой Музея русского зарубежья, который создается на базе Библиотеки русского зарубежья на Таганке, – сообщил Александр Никонов, директор Центрального музея Вооруженных сил России.

Историк из Латвии Каспарс Зелис рассказал о музейном пространстве Балтии:

– Новые государства Балтии на базе национального мифотворчества на событиях освободительной войны создавали свою версию создания государственности. И во всех трех странах были созданы военно-исторические музеи. В Литве и Эстонии – в 1919 году, а в Риге базой военного музея стал музей латышских стрелков, образованный в 1915 году, увековечивавший память о героях освободительной войны. Эти экспозиции стали меняться уже в 1940 году, сразу после появления советских танков. Начался новый этап интерпретации истории. Стали доказывать неизбежность революции, которая якобы была подавлена иностранной силой. Стали из Москвы подвозить фонды революционных организаций, хотя была проблема в том, что все балтийские революционеры в 1937–38 годах в СССР были репрессированы. В 50-е годы начали мифологизировать историю латышских стрелков, которая стала историей "красных". Официальную точку зрения на революцию до середины 70-х годов давала исключительно АН Латвии. После конца СССР музеи возвратились к концепции 20–30-х годов. Юбилеи Первой мировой войны или Революции 1917 года сейчас не отмечаются: "Это не наша история", – отметил Каспарс Зелис.

Есть документы, доказывающие получение Лениным из Германии в 1917 году 5 миллионов рейхсмарок

– В 2017 году для музеев Белоруссии 950-летие Минска и 500-летие издания первой печатной книги на белорусском языке были более важными событиями, чем столетие революции. Похоже, белорусский народ хочет искать основы государственности в далеком прошлом, а не в периоде, который привел к катастрофе, – отмечает историк из Минска Сергей Новиков. – Были выставки в Национальном музее Беларуси и его филиале, Музее первого съезда РСДРП ("Советский плакат", "Минск 1917 года"), в краеведческих музеях Полоцка ("Ленин жив, Ленин жил, Ленин будет жить!") и Могилева ("1917 год. Взгляд через столетия"). В Могилеве в 1915–17 годах находилась Ставка Верховного главнокомандования. Используются новые материалы, есть критическая оценка событий, показано, к чему они привели. На выставке "Минск 1917" показывают Минск в прифронтовой зоне, деятельность большевиков на Западном фронте, подготовку вооруженных формирований, рассказано о проведении 5 декабря 1917 года Всебелорусского конгресса, поставившего вопрос о государственном оформления статуса белорусского народа и разогнанного большевиками. Результат опроса на выставке: большинство Октябрь оценило как "переворот большевиков", а не как "событие всемирно-исторического значения", – рассказал Сергей Новиков. Он сообщил, что в Берлине на юбилейной выставке, открывшейся 11 ноября, есть документы, доказывающие получение Лениным из Германии в 1917 году 5 миллионов рейхсмарок.

Историк Алексей Литвин посетовал, что революция и гражданская война плохо документированы в фотографии и кино, есть серьезные проблемы установления авторства фотографий и документальных кинофильмов. И сейчас делаются важные находки, найдены неопубликованные фото, подтверждающие наличие голода в Петрограде в 1918 году.

Заведующая отделом Музея политической истории Елена Лысенко сделала доклад о ролевых играх, которые проводятся в их музее, и отметила: "Кто-то из учителей заметил, вы подталкиваете к расколу, это непедагогично. Так вот, раскола нет, практически все школьники по своим взглядам красные".

Белые казаки
Белые казаки

Директор краеведческого музея в Петрозаводске Михаил Гольденберг рассказывал об истории создания экспозиции о Революции в Олонецкой губернии, конкретно в Петрозаводске:

– Коллекция музея в советские годы вычищена, заточена на апологетику. И мы пошли по пути анализа, как революцией был разбужен губернский город-завод с 20 тысячами жителей, 1500 зданий и 18 храмами. Революция приехала на поезде (1916 год – пришел первый поезд) в виде человека с ружьем. Показываем кризис власти, создание Комитета общественной безопасности, работу земства. Митинг на Соборной площади, переименованной в площадь Свободы, со священниками под красными знаменами. 20 тысяч жителей, тут же появляются 300 эсеров, а о большевиках до августа 1917 года и не слышно. Город митингует, директор Александровского завода просит начинать работу в 10 утра, создаются профсоюзы извозчиков и учащихся. Совет во главе с карелом Куджиевым не признает Совнарком, проводит выборы в Учредительное собрание. И 5 января 1918-го отряд матросов и солдат из Петрограда заставляет подчиниться Ленину – такова картина революции в Петрозаводске.

Общество в оценке событий 1917 года расколото

– Я бы не согласился, что общество в оценке событий 1917 года не расколото. Беседовал с посетителями. Расколото. Есть молодежь, которая мало что знает о революции, – сделал свой вывод Михаил Гольденберг.

Организаторы проекта "Революция в России. 1917–1922" хотят продолжить его в 2018 году, провести дискуссии уже об освещении и изучении Гражданской войны в России.

Актуальный и ныне лозунг
Актуальный и ныне лозунг
XS
SM
MD
LG