В Гамбурге в кулуарах саммита "Большой двадцатки" (G20) состоялась первая встреча президента США Дональда Трампа и президента России Владимира Путина. Она сильно затянулась: предполагалось, что лидеры побеседуют около часа, в действительности же переговоры продолжались 136 минут. Среди обсуждавшихся тем были конфликты в Сирии и Украине, кибербезопасность и российское вмешательство в выборы в США.
Перед началом встречи лидеры обменялись любезностями: Трамп сказал, что "для него честь" встретиться с президентом России, в то время как Путин отметил, что "очень рад видеть" президента США, потому что "телефонных разговоров всегда недостаточно", и личное общение лучше. Оба выразили надежду на позитивный итог переговоров. И, если верить одному из журналистов кремлевского пула, Владимир Путин проехался по адресу СМИ, с которыми у Дональда Трампа весьма непростые отношения:
На встрече также присутствовали госсекретарь США Рекс Тиллерсон и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Само приветствие двух президентов напомнило некоторым знатокам жесты персонажей американского политического сериала "Карточный домик":
Как было объявлено после переговоров, их главным итогом станет договоренность о перемирии в Сирии. Напомним, что в многолетней сирийской гражданской войне Россия выступает на стороне режима Башара Асада, а США поддерживают умеренную часть выступающих против него оппозиционных групп и движений. При этом госсекретарь США Рекс Тиллерсон подчеркнул, что Вашингтон по-прежнему не видит в будущей Сирии места для режима Асада, хотя и допустил, что для ухода сирийского диктатора потребуется определенный период времени. Как отметил госсекретарь США,
"это первый пример того, что Соединенные Штаты и Россия в состоянии взаимодействовать в Сирии".
"США и Россия взяли на себя обязательство обеспечить соблюдение режима прекращения огня соответственно всеми группировками, которые там находятся, обеспечивать также гуманитарный доступ и наладить контакты между оппозиционерами, которые в этом регионе находятся, и мониторинговым центром, который создаётся в столице Иордании", - разъяснил суть соглашения глава МИД России Сергей Лавров.
Не менее важное сообщение от Рекса Тиллерсона: по его словам, Трамп и Путин провели "долгую дискуссию" о предполагаемом российском вмешательстве в ход американской предвыборной кампании в 2016 году. Россия отрицает, что вмешивалась в выборы, которые принесли победу Дональду Трампу, американское разведывательное ведомство, однако, пришло к противоположным выводам. В США ведется специальное расследование обстоятельств кибератак, в организации которых подозреваются российские хакеры. По словам Рекса Тиллерсона, президент Трамп "намерен искать пути преодоления непримиримых разногласий по этому вопросу". При этом версия Тиллерсона сильно отличалась от той, с которой выступил на брифинге перед журналистами Сергей Лавров: он утверждал, что Трамп "услышал и принял" заверения Путина в том, что российское вмешательство в выборный процесс в США не имело места.
После заявлений, которые президент США сделал накануне приезда в Германию, были все основания полагать, что встреча с Путиным должна была оказаться непростой. Хотя первое рукопожатие двух президентов в кулуарах саммита выглядело вполне дружеским:
Десятки тысяч антиглобалистов еще в четверг приняли участие в демонстрации под лозунгом "G20: добро пожаловать в ад", закончившейся столкновениями с полицией. Так они приветствовали прибытие лидеров наиболее развитых стран на саммит, в том числе президента США Дональда Трампа, приехавшего из Польши и сразу встретившегося с канцлером Германии для обсуждения главных тем саммита – торговых правил и изменений климата, а также, как было сказано на сайте правительства Германии, ситуации на Украине, в Северной Корее и на Ближнем Востоке.
Так выглядела ситуация в некоторых районах Гамбурга в первой половине дня в пятницу:
Гамбургской встрече предшествовали несколько касающихся России заявлений, сделанных президентом США во время визита в Польшу в четверг. Трамп подтвердил приверженность Соединенных Штатов 5-й статье Устава Североатлантического договора, в которой говорится, что нападение на одного из членов НАТО означает нападение на весь союз, а во-вторых, призвал Москву "прекратить дестабилизирующую деятельность на Украине и в других местах, прекратить поддерживать враждебные режимы, в том числе Сирию и Иран, и вместо этого присоединиться к сообществу ответственных государств в нашей борьбе против общих врагов и в защиту самой цивилизации". Эти заявления Кремль никак не прокомментировал.
Сам Владимир Путин в пятницу сделал на встрече G20 заявление по поводу проблем, связанных с международным терроризмом. Он высказался за создание "единого антитеррористического фронта". Возможно, более подробно эту мысль, в том числе применительно к ситуации в Сирии, Путин попытался развить в ходе переговоров с Трампом. Во всяком случае, сообщения о перемирии в Сирии, с которым согласны и ближневосточные союзники США - Израиль и Иордания, говорят в пользу некоего компромиссного решения, непонятно лишь, насколько прочного и долговременного. До этого США и другие страны Запада критиковали сирийские власти за химические атаки на гражданское население, а 7 апреля американские военные по приказу президента Трампа нанесли ракетный удар по одной из сирийских военных баз.
Администрация Трампа готова действовать на самом высоком уровне, а это приемлемо и для Путина
Как отмечали накануне гамбургской встречи западные наблюдатели, планируемое законодательное ужесточение американских санкций против России и ответные меры Кремля, попытки Москвы расколоть Европу, хакерство и кибератаки, предполагаемое вмешательство России в президентские выборы в США могут подорвать усилия по возвращению отношений между странами в конструктивное русло. Несмотря на то, что во время предвыборной кампании Дональд Трамп высказывал готовность искать более близких отношений с Кремлем, встреча на саммите в Гамбурге проходила в момент, когда эти отношения находятся на самом низком уровне.
– Очевидно, что из-за вмешательства в выборы отношения [России и США] даже хуже, чем это было в конце президентства Барака Обамы, – считает Анджела Стент, директор Центра евразийских, российских и восточноевропейских исследований Джорджтаунского университета. – А потому возникает вопрос: как можно возобновить диалог, решить проблемы там, где Россия продемонстрировала способность затрагивать американские интересы, в Сирии и других местах? Как делать это в атмосфере, где, очевидно, нет согласия по обширному количеству проблем? Тем не менее, сам факт встречи важен для Путина, поскольку контакты на уровне президентов между Москвой и Вашингтоном практически прекратились в последний год пребывания в Белом доме Барака Обамы. В отличие от Обамы, администрация Трампа готова действовать на самом высоком уровне, а это приемлемо и для Путина.
До настоящего времени Белый дом не пересматривал политику в отношении России, которая проводилась при предшественнике Трампа – Бараке Обаме. Продолжают действовать санкции, наложенные США на Россию в 2014 году после аннексии Россией Крыма и катастрофы малайзийского "Боинга" над Донецком, а также санкции, введенные в декабре 2016 года после получения данных американской разведки об активном вмешательстве России в кампанию по выборам президента США. Эти меры включают в себя закрытие доступа к российским дипломатическим загородным резиденциям в Нью-Йорке и Мэриленде. По заявлению американских чиновников, они, возможно, использовались для сбора информации. Москва неоднократно требовала возврата этих дипломатических дач.
Фоном встречи Трампа и Путина стали и другие связанные с Россией скандалы, считает Стивен Блэнк, занимающийся Россией в Совете по международным отношениям. Блэнк напоминает, что первый советник Трампа по вопросам национальной безопасности Майкл Флинн был уволен после того, как ввел в заблуждение представителей Белого дома о глубине его взаимодействия с российскими чиновниками, по той же причине было начато расследование в отношении генпрокурора США Джеффа Сешнза.
– [У России] нет возможности диктовать Трампу какие-то условия, и об этом там знают. Но при этом отчаянно хотят, чтобы Трамп начал стратегический диалог с целью легитимизировать то, что Россия уже получила. Но ничего такого произойти не может. И даже если бы Трамп очень хотел сделать это, он столкнулся бы с огромным сопротивлением в Вашингтоне, в администрации и в Конгрессе, – считает Стивен Блэнк.
По мнению аналитика Московского центра Карнеги Андрея Колесникова, у Владимира Путина накануне встречи с Дональдом Трампом была относительно выгодная позиция. В случае если встреча завершилась бы ничем, Кремль всегда может заявить, что президент США связан по рукам и ногам той частью американской политической элиты, которая подозревает его в "нестандартных" связях с Россией. Если же миру удастся предъявить какие-то позитивные результаты переговоров, Путин сможет презентовать их как свой дипломатический успех.
О том, когда президенты России и США встретятся в следующий раз, пока неизвестно. По информации корреспондента телекомпании CBS, Рекс Тиллерсон сообщил на этот счет следующее:
"Договоренности о новой встрече нет. Очень много вопросов на столе. Хороший старт. Отношения [двух стран] весьма важны".