Варшава призывает Киев ради будущего членства Украины в ЕС разрешить исторические споры, отказавшись, в частности, от героизации лидера Организации украинских националистов (ОУН) Степана Бандеры. Это и другие заявления главы польского МИДа привели к дипломатическому скандалу между двумя странами. В рамках декоммунизации имя Степана Бандеры сейчас носит киевский проспект, который ранее назывался Московским. В честь проводника ОУН названы многие улицы и площади, причем не только в западных регионах страны. Украинские националисты задаются вопросом: "Не потребуют ли в Польше после Бандеры отказаться и от украинских гетманов и казаков, которые в свое время успешно расшатывали устои Речи Посполитой?"
На фоне продолжающейся подготовки визита президента Польши Анджея Дуды в украинскую столицу глава польского внешнеполитического ведомства Витольд Ващиковский в опубликованном 3 июля интервью еженедельнику wSieci заявил, что Украина не войдет в состав Евросоюза, если исторические разногласия между Киевом и Варшавой не будут разрешены. "Наше послание очень ясное: с Бандерой в Европу не войдете. Мы говорим об этом и громко, и тихо. Мы не повторим ошибок 90-х, когда не были завершены определенные дела в отношениях с Германией и Литвой. Я имею в виду статус польского меньшинства в этих странах", – сказал Ващиковский. В этом же интервью он отметил, что "у украинцев есть наивное убеждение, что европейцы, немцы, французы одержат за них победу в конфликте с Россией. Сегодня мы видим, что этого не произойдет, что Париж и Берлин не стремятся вернуться к ситуации, которая была до начала агрессии [в Донбассе]. На мой взгляд, если старые форматы переговоров не работают, вы должны думать о чем-то новом, с участием США и других европейских стран".
5 июля в МИД Украины был вызван польский посол Ян Пекло, где ему заявили, что официальный Киев с разочарованием воспринял слова главного дипломата Польши относительно Украины, и призвали Варшаву сдержано подходить к чувствительным историческим вопросам. В ходе встречи, по информации пресс-службы Министерства иностранных дел, в частности, говорилось, что "Украина и Польша совместными усилиями должны строить общее европейское будущее, "а не ставить друг другу условия". Кроме того, было обращено внимание на некорректность высказываний руководителя польского МИДа о ситуации на востоке Украины. "Именно украинский народ платит очень высокую цену – цену сотен жизней лучших своих представителей – за независимость, за цивилизационный выбор развития, а также за то, чтобы не допустить на территорию Польши и других стран ЕС российские войска", – подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве Украины. Еще недавно Польшу часто называли главным адвокатом Украины в Европе, она все еще является ее стратегическим партнером, однако тональность последних заявлений польских политиков, включая и министра иностранных дел Витольда Ващиковского, дает повод для беспокойства, констатирует глава правления общественного объединения "Европейское движение Украины" Вадим Трюхан:
– Украина и Польша – два стратегических партнера. И Польша, наверное, единственная страна в Европе, которая считает, что без процветающей, независимой Украины не будет независимой, процветающей Польши, и многие годы, до настоящего момента, Польша считалась адвокатом Украины в Европейском союзе. Тем не менее это не означает, что в самом соседнем с нами государстве не происходят определенные внешнеполитические события, которые могут приводить к тем или иным трениям в наших двухсторонних отношениях. Сейчас партия, которая находится в Польше у власти (партия "Право и Справедливость" Ярослава Качинского. – Прим.), готовится к местным выборам, и она в основном ориентируется на консервативный электорат. Заявление министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского действительно выглядело несколько неожиданным для Украины, потому что оно прозвучало из уст главного дипломата нашего стратегического партнера. Тем не менее, как мне кажется, оно не повлияет ни на отношения Украины с Польшей, ни на движение Украины на пути в ЕС. Дело в том, что в ближайшие 15-20, а может быть и 25 лет вопрос о членстве Украины в Европейском союзе не будет стоять в повестке дня отношений Киева и Брюсселя. И говорить сейчас о каких-то условиях [членства в Евросоюзе] преждевременно. А вопрос о том, кто является героем для той или иной страны, – ее исключительно внутреннее дело.
– В публикации "О бандеризации украинско-польских отношений" вы утверждаете, что в последнее время поляков и украинцев пытаются целенаправленно и цинично поссорить. Кто? И зачем?
– Всегда, когда осуществляются те или иные провокации, когда затрагиваются те или иные чувствительные исторические вопросы, касающиеся отношений двух стран, нужно искать, кому это выгодно. Выгодно ли это Украине сейчас? Конечно же, нет. Выгодно ли это Польше? Конечно же, нет. Поэтому в данном конкретном случае необходимо все-таки искать ту страну, ту сторону, которая хотела бы поссорить украинские и польские народы. Если абстрагироваться от этого заявления главы польского МИДа, то следует сказать, что на протяжении последних нескольких месяцев было несколько провокаций, в том числе в Польше уничтожили более десяти памятников украинским героям, погибшим на территории Польши, и в Украине также уничтожили памятники польским героям. Более того, был осуществлен теракт с применением ракеты в Луцке.
В ночь на 29 марта этого года на улице Дубенской в Луцке неизвестные из гранатомета обстреляли Генеральное консульство Республики Польша в Украине. К счастью, никто не пострадал. В этот же день утром во Львовской области около 100 демонстрантов пытались перекрыть трассу к международному пункту пропуска Рава-Русская на границе с Польшей под лозунгами "Нет геноциду поляков", "Волынь в сердцах". Служба безопасности Украины назвала звеньями одной цепи акцию у польской границы и обстрел консульства в Луцке, который правоохранительные органы квалифицировали как теракт. Вадим Трюхан продолжает:
– Он расследуется, но результатов пока не знаем. Но уже известно, что организаторы акции [во Львовской области] по блокированию трассы в день, когда произошел этот теракт, получили финансирование из Российской Федерации. У них была задача – привлечь внимание общественности в Польше, что, мол, права поляков в Украине ущемляются, но когда начали сотрудники правоохранительных органов задерживать участников акции, то оказалось, что это никакие не поляки, а украинцы, которые вышли за деньги постоять с какими-то транспарантами, изготовленными провокаторами, которых наняли российские агенты. Поэтому, как ни старается Россия поссорить Польшу и Украину, осуществляя теракты и заказные проплаченные акции, ничего у нее не получится.
– Витольд Ващиковский в упомянутом интервью польскому изданию также заявил: "У украинцев есть наивное убеждение, что европейцы – немцы, французы одержат за них победу в конфликте с Россией". Как вы расцениваете эти слова руководителя МИДа Польши?
– Эти слова, конечно, обидны для нас, поскольку Украина защищает не только себя, но и Европу, и в первую очередь Польшу, от агрессии Российской Федерации. И практическая помощь европейцев, к сожалению, на данный момент минимальная. Только Литва осуществила поставки боеприпасов к стрелковому оружию. Больше – никто. И в Украине все больше вызревает понимание того, что себя мы можем защитить только собственными руками. Тем не менее Украина выступала, выступает и всегда будет выступать за консолидацию усилий всего мирового сообщества, в том числе европейцев, направленных на то, чтобы остановить агрессию РФ и вернуть ее в рамки международного права и уважения общечеловеческих и общеевропейских демократических ценностей.
Между тем заявления польского министра иностранных дел, в частности, его призыв к Украине идти в Евросоюз без Бандеры раскритиковали в праворадикальной партии "Свобода". По мнению лидера депутатской фракции "Свободы" в Киевсовете Юрия Сиротюка, если следовать нынешней логике Варшавы, то после Бандеры она может потребовать от Киева отказаться и от украинских гетманов и казаков, которые в свое время успешно расшатывали устои Речи Посполитой:
– Лидер ОУН Степан Бандера, как и главнокомандующий УПА Роман Шухевич, были официально признаны в 2008 году Героями Украины, но затем рейдерским путем их лишили этих званий (в период президентства Виктора Януковича, в августе 2011 года Высший админсуд Украины поддержал решение предыдущих судебных инстанций, которые признали незаконным присвоение звания Героя Украины лидеру Организации украинских националистов Степану Бандере и главнокомандующему Украинской повстанческой армии Роману Шухевичу. – Прим. РС), но отношение нашего народа к ним не изменилось. Заявление польского министра – вызов украинскому общественному мнению, и это не улучшит наши отношения с Польшей. Украина пойдет в Европу со всем тем багажом прошлого, который она имеет. Его невозможно вычеркнуть и забыть. Европа – это континент наций со своей историей. Поэтому мы пойдем [в ЕС] не только с Бандерой и Шухевичем, но и с гетманом Богданом Хмельницким, Иваном Гонтой и Максимом Зализняком (предводители гайдамацкого восстания 1768 года в Правобережной Украине. – Прим. РС). Это часть нашей истории, мы разобрались, кто наши герои, кто враги, что есть добро, а что зло, поэтому не хотим, чтобы наши иностранные партнеры вмешивались в наши внутренние дела. Я не думаю, что это коллективное требование Европейского союза к Украине [идти в ЕС без Бандеры]. Сегодня в Польше, к сожалению, пришли к власти политики, которые возрождают так называемую Ягеллонскую концепцию польской государственности как империи от моря до моря. И у поляков появляются претензии не только к Украине, но и к Литве, Германии. Очевидно, что удар по этой польской концепции в свое время нанес и Бандера. Лидер ОУН Степан Бандера не был уголовным преступником, не совершал никаких криминальных преступлений, он сидел в польском и немецком концлагерях. Поэтому для нас это какая-то детская, неадекватная реакция главы польского МИДа. Но Польша, как, впрочем, и любая другая страна Европы, должна понимать, что украинцы пойдут в ЕС как украинцы со всем своим историческим багажом.
Юрий Сиротюк сомневается, что Витольд Ващиковский и другие польские политики, выступающие с антиукраинскими заявлениями, действуют под диктовку Кремля:
– Очевидно, что министр иностранных дел в нормальной стране высказывает мнение правящего большинства. В данном случае есть польская партия "Право и справедливость", и до Ващиковского с таким же заявлением выступил ее лидер Ярослав Качинский, поэтому думаю, что это солидарная партийная позиция. К сожалению, эта позиция не способствует улучшению отношений между Киевом и Варшавой. И безусловно, антиукраинские заявления польских политиков будут максимально использованы Москвой. Я не хотел бы говорить, что польские руководители пляшут под дудку Кремля. Это смешно. Они защищают свои польские национальные интересы. Но в данном случае мне кажется, что заявления польских политиков против Украины в конечном итоге отразятся и на самой Польше. Сегодня, когда существует общая угроза российского империализма всему Европейскому континенту, в первую очередь, странам Балтии, Украине, Молдавии, вот эти удары Польши в спину Украины, бесспорно, будут использованы Россией. Наше внешнеполитическое ведомство не должно никому позволять задевать память наших предков. Да, полякам не нравится киевский князь Владимир, отобравший у них в свое время земли, но поляки же из-за этого не требуют запретить крестителя Киевской Руси – князя Владимира. Полякам может не нравиться и гетман Богдан Хмельницкий, который, по их мнению, уничтожил их империю, но это наш национальный герой, и мы от него не откажемся. Мы же не говорим полякам: запретите и вычеркните из своей истории польского маршала Юзефа Пилсудского, который был другом Адольфа Гитлера. У Польши – свои герои, а у нас – свои. Для меня герой – Степан Бандера, и никто не имеет право диктовать мне – любить его или не любить.
– Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский в интервью еженедельнику wSieci также заявил о нерешенном вопросе о правах польского меньшинства в Украине. Вас это не удивило?
– Это первое такое заявление. Ранее мы слышали лишь о проблемах в Украине сначала российского, а потом русскоязычного меньшинства. Мы хотели бы услышать факты. Польское меньшинство имеет в Украине все права, здесь действуют их церкви, воскресные школы, есть образовательные учреждения. Мне не известен ни один пример дискриминации и преследования поляков в Украине. В то же время есть массовая волна антиукраинской истерии в Польше – избиения, угрозы, уничтожение наших памятников, кладбищ. Мы видели ксенофобские антиукраинские выступления в Перемышле. Поэтому мы хотим, чтобы польский министр иностранных дел не допускал таких необоснованных и истерических заявлений, которые наносят ущерб нашим отношениям с братским польским народом.
Как сообщило накануне "Польское радио", прокуратура Польши выдвинула обвинения двадцати гражданам страны, которые в июне 2016 года пытались помешать процессии украинских греко-католиков и православных в Перемышле. Им грозит до трех лет лишения свободы. Еще одному активисту, который в декабре прошлого года в этом же польском городе во время Марша орлят выкрикивал "Смерть украинцам", угрожает от трех месяцев до пяти лет тюрьмы.
О том, почему в последнее время в Польше все чаще звучат недружественные заявления в адрес Украины, рассуждает киевский историк и политолог Александр Палий:
– В Польше есть на сегодняшний день некие маргинальные группы, которые раздувают истерию против Украины за российские деньги. Есть даже арестованные по этим делам. Они организовывали антиукраинские провокации в Польше, включая надругательства над памятниками. В то же время существует и объективное желание польской элиты навязать Украине свое мнение и свои подходы, то есть воспользоваться тем, что Польша находится под защитой НАТО и Европейского союза, и навязать Украине собственное видение истории. Используя как повод поиск общего будущего Украины и Европы, они хотят навязать нам и польское видение прошлого. Конечно же, это нескромное желание со стороны руководства Польши, потому что каждый народ имеет право на свое видение и свою точку отсчета и каждый народ сам вправе определять, кто для него герой, а кто не герой. И украинцам было бы также неразумно указывать полякам, кто у них правильный герой, а кто нет.
14 лет назад, в июле 2003-го тогдашние президент Украины и Польши Леонид Кучма и Александр Квасьневский призвали к взаимному прощению за трагические исторические события: Волынскую трагедию в 1943-м – уничтожение Украинской повстанческой армией этнических поляков и акцию "Висла" в 1947-м – насильственное переселение в Польше этнических украинцев из одних регионов в другие. Тогда же в селе Павливка Волынской области лидеры двух государств открыли мемориал украинско-польского примирения "Память – Скорбь – Единение". Тем не менее почти год назад польский Сейм утвердил резолюцию о признании 11 июля днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами на Волыни против поляков в период Второй мировой войны. Вот как объясняет нежелание польских политиков перевернуть трагические страницы совместной с украинцами истории Александр Палий:
– В минувшие годы между нашими странами было много взаимных извинений, в том числе и со стороны поляков, в частности, за операцию "Висла" – депортацию украинцев с территорий юго-восточной Польши, и эти действия, согласно международному праву, фактически считаются геноцидом. Такие действия были осуществлены не каким-то там партизанским движением или политической группировкой, а государственными структурами Польши. И в то время [2003 год] поляки попроси ли извинения за "Вислу", а Кучма – за события на Волыни. Существуют три причины, из-за которых Варшава вновь обращается к прошлому. Во-первых, Польша стала сильной, и многим ее политикам кажется, что они должны аппелировать к прошлому. Во-вторых, бурный [экономический] рост в Польше, который отмечался в последнее десятилетие, сменился на более умеренный, и обществу нужны новые цели. И все понимают, что для достижения уровня Западной Европы необходимо предпринять гораздо большие усилия, а для того, чтобы потешить национальные амбиции, работать не нужно, нужно просто выступить с громким заявлением. И в Польше сейчас очень много молодежи, которой больше нравятся разные радикальные призывы, чем конкретные дела. Однако в Польше есть большой и активный слой интеллигенции, которая принимает христианские ценности не просто как лозунг, а действительно очень близко, и украинцы стараются говорить именно с этими умными поляками, – отмечает Александр Палий.
В 2001 году во Львове святой Иоанн Павел II (в миру поляк Кароль Йозеф Войтыла) сказал, что "благодаря очищению исторической памяти все будут готовы ставить выше то, что объединяет, а не то, что разделяет, чтобы вместе строить будущее, основанное на взаимном уважении, на братском сотрудничестве и истинной солидарности".