Независимая расследовательская группа Conflict Intelligence Team (CIT) с помощью фотографий прокремлевских массмедиа узнала, что обнаруженные на сирийской авиабазе Шайрат предметы, которые, как предполагалось ранее, являются контейнерами с химическим оружием, оказались несколько иными контейнерами, также российского производства – для запрещенных международными конвенциями кассетных боеприпасов. Теперь выяснилось, что такие боеприпасы вновь применяются авиацией сил Башара Асада и, судя по всему, они были недавно поставлены в Сирию из России.
Свои выводы эксперты CIT произвели, проанализировав и сравнив маркировку схожих объектов, которые были показаны в разное время в эфире российского Первого канала и канала "Россия" и изображения которых были опубликованы в "Комсомольской правде" и других изданиях.
7 апреля по аэродрому Шайрат, где российскими корреспондентами были сделаны эти фотографии с целью доказать, что у официального Дамаска нет боевых отравляющих веществ, вооруженные силы США нанесли ракетный удар. По данным Пентагона, именно с этой базы 4 апреля вылетели самолеты сирийских правительственных ВВС, сбросившие бомбы с отравляющими химическими веществами на город Хан-Шейхун в провинции Идлиб. Жертвами этого налета стали десятки мирных жителей.
Conflict Intelligence Team и ранее сообщала о применении в Сирии кассетных бомб, в чем неоднократно и силы Асада, и Россию обвиняли международные правозащитные организации, напоминает аналитик Conflict Intelligence Team Кирилл Михайлов. В интервью Радио Свобода он рассказывает, как и к каким выводам он и его коллеги пришли на этот раз. Коротко их суть сводится к следующему:
1. Предметы, похожие на контейнеры для химического оружия, замеченные на фотографиях с сирийского аэродрома Шайрат, оказались блоками типа БКФ АО-2,5РТ для кассетных боеприпасов.
2. Сирийские правительственные ВВС вновь начали применять эти боеприпасы в 2016 году.
3. В последний раз кассетные боеприпасы применялись сирийскими правительственными ВВС в 2013–2014 годах, что указывает на то, что они могли быть поставлены Российской Федерацией после ее прямого вступления в войну в Сирии.
– Российские официальные СМИ опубликовали фотографии, на которых видно, что маркировка подозрительных контейнеров на асадовской авиабазе Шайрат, откуда, видимо, взлетали самолеты, бомбившие Хан-Шейхун, отличается от маркировки знакомых советских контейнеров с химическим оружием. Они хотели доказать одно, но доказали совсем другое?
– После того как по базе Шайрат был нанесен американский ракетный удар, в России опубликовали очень много кадров с этой авиабазы. Вообще всегда, когда какие-то сирийские и российские объекты в Сирии становятся предметами внимания российских же СМИ, на них можно заметить много такого интересного, что случайно, как правило, попадает в объектив фото- и кинокамер. Так, собственно, произошло и сейчас. Некоторые пользователи интернета заметили, что объекты, о которых мы говорим, сильно похожи на блоки-контейнеры БКФ-П, с помощью которых доставляется, в том числе, химическое оружие, "смесь Р-55", то есть зоман. Они действительно внешне идентичны, если не считать маркировок. А после того как многие на это обратили внимание, включая и нашу команду, российские журналисты в Сирии (Евгений Поддубный из ВГТРК, Александр Коц – журналист "Комсомольской правды") бросились фотографировать эти самые контейнеры, чтобы доказать, что это вовсе не химическое оружие. Действительно, конкретно эти контейнеры – не химическое оружие (что, конечно, не означает, что на авиабазе в целом его нет вообще). Но вот именно эти контейнеры, которые поначалу приняли за доказательство невиновности войск Асада, оказались, по сути, кассетными боеприпасами!
– Давайте напомним, что такое кассетные боеприпасы.
– Они запрещены международной Конвенцией, подписанной в 2010 году, и по определению являются неизбирательными. Однако США, Китай, Индия, Бразилия и России эту конвенцию подписывать отказались. Кассетные боеприпасы раскрываются, как правило, в воздухе и усеивают некую площадь так называемыми "суббоеприпасами" небольшого калибра, весом от 0,5 до 2–3 кг. Их, на самом деле, очень много в каждом блоке, "авиабомбе". Например, в российских блоках таких суббоеприпасов порядка 100 штук в каждом. Одна из серьезных опасностей их состоит в том, что, особенно если боеприпасы долго хранились, как это часто бывает с российским и сирийским оружием, их значительная часть не взрывается. И они могут попасть в руки людей, которые не знают, что это и что с этим делать, в том числе детей.
Они могут попасть в руки людей, которые не знают, что это и что с этим делать, в том числе детей
Например, представители той же сирийской гражданской обороны на территориях, подконтрольных оппозиции, более известные как "Белые каски", вынуждены после каждого такого авиаудара ходить и собирать эти боеприпасы, доставлять их в безопасные места, где от них избавляются. А иногда из них сами бойцы оппозиции даже могут делать ручные гранаты! Такой интересный способ поставок оружия оппозиции… Шутки шутками, но это действительно опаснейшая вещь. И, как правило, если кассетные боеприпасы применяются поблизости от жилых кварталов, то это – в любом случае нарушение Женевской конвенции о недопустимости нападения на гражданских лиц.
– Судя по всему, эти кассетные боеприпасы, как вы пишете, были недавно поставлены из России в Сирию?
– Мы предполагаем, что, скорее всего, из России. У кого еще есть такое большое количество запасов советского оружия? Мы внимательно изучали эти блоки БКФ АО-2,5РТ. В отличие от более известных нам уже ранее кассетных бомб РБК-500 АО-2,5РТМ, они другие. Разные маркировки, работают они несколько иначе. Если бомбовая кассета сбрасывается просто с самолета, то блоки БКФ погружаются в подвешенный под самолет так называемый "Контейнер малогабаритных грузов универсальный" (КМГУ). Этот контейнер раскрывается в полете и рассыпает содержимое, сам при этом оставаясь под крылом самолета. Из него выпадают блоки БКФ, которые, в свою очередь, тоже раскрываются и усеивают пространство внизу уже мелкокалиберными бомбами АО-2,5РТ. И вот именно такие боеприпасы во фронтовых блоках-контейнерах БКФ в Сирии ранее обнаруживались Элиотом Хиггинсом, основателем группы Bellingcat, когда он изучал эти бомбы еще в 2013 году. Их фотографии опубликовала сирийская блогерша Розан Газави. После этого их использование на долгое время прекратилось.
И вот сейчас мы снова увидели такие же блоки. Фотографии их были опубликованы сирийским медиаактивистом Махмудом аль-Алушем, живущим на севере провинции Хомс, где несколько городов контролирует сирийская оппозиция. И мы увидели аналогичные блоки, которые стали применяться вновь в сентябре 2016 года. Когда еще только изучали эти фотографии, когда еще не было понятно, связаны они с последним применением химического оружия в провинции Идлиб или нет, обнаружились разные спутниковые снимки, на которых видно, что эта самая куча этих самых контейнеров появилась на базе Шайрат в сентябре 2016 года! Что означает, что в сентябре-октябре началось интенсивное использование таких боеприпасов сирийской правительственной авиацией.
Почему мы считаем, что авиацией Башара Асада? Есть дополнительные доказательства – очень много, на разных фотографиях с этой авиабазы в прошлом сентябре, нам встретилось этих самых контейнеров КМГУ, из которых, напомню, выбрасываются блоки БКФ. Более того, в начале 2016 года была опубликована фотография готового к боевому вылету сирийского СУ-22 с подвешенным под него контейнером КМГУ. Это один из тех самолетов, которые, кстати, по заявлению Пентагона и сирийской оппозиции, и нанесли удар химическим оружием в Хан-Шейхуне. Так если еще в начале 2016 года была опубликована фотография такого СУ-22, это означает, что, скорее всего, ВВС Асада тогда уже готовились возобновить применение кассетных боеприпасов, которые мы уже и увидели в сентябре прошлого года на фотографиях с земли.
Минобороны России действует по принципу "на тебе, Боже, что нам негоже"
Это доказывает и то, что очень часто Россия поставляет Асаду довольно устаревшую технику, в том числе и устаревшие авиационные контейнеры-блоки. Такие контейнеры уже не применяются российской авиацией. Россия поставляет Асаду старые танки Т-62М, старые боевые машины пехоты БМП-1, старые гаубицы. В общем-то, Минобороны России действует по принципу "на тебе, Боже, что нам негоже". Скорее всего, по этой же логике поставляются Асаду и кассетные боеприпасы.
– За последние дни выяснилось ли что-то новое относительно применения химического оружия 4 апреля в Хан-Шейхуне?
– Появился отчет Пентагона, в котором американские военные аналитики ссылаются на собственные источники, радиоразведку, на собственную георазведку и подкрепляют свои выводы заявлениями местных активистов. В нем говорится, что, действительно, утром 4 апреля по Хан-Шейхуну нанесла удар сирийская правительственная авиация. А именно – самолет Су-22, один из тех, которые базировались на авиабазе Шайрат. Но Пентагон не представил прямых доказательств, сославшись на то, что им нужно сохранять в тайне собственные источники, из разведывательных соображений. Поэтому я и наша команда CIT продолжаем считать, что точку в этой истории должны поставить независимые эксперты, которые когда-нибудь прибудут в город Хан-Шейхун и на авиабазу Шайрат. Я надеюсь, что все-таки под международным давлением сирийская и российская стороны согласятся допустить туда именно международно признанных экспертов. Из ООН, из Организации по запрету химического оружия, которые ранее неоднократно уже расследовали в Сирии применение химического оружия различными сторонами.
– Из самой Сирии к вам приходила ли какая-нибудь любая иная интересная военная информация военного рода за эти дни?
– Сейчас я знаю, что американскими и иорданскими вооруженными силами готовится блокирование и обеспечение безопасности северной границы Иордании, в связи с наступлением отрядов сирийской оппозиции на формирования террористической группировки "Исламское государство" на юге Сирии. Кроме того, отряды курдского ополчения окружили город Табка (эа-Саура) и пытаются его отбить у радикальных джихадистов. Интересно, что этот город уже пытались взять асадовские силы прошлым летом, но потерпели очень серьезную неудачу. И тогда даже имелось подозрение, что в ходе той операции там погибли российские военные, однако это не подтвердилось.
Повстанцы захватили два асадовских танка Т-62М, которые были поставлены из России буквально в январе
И еще один интересный факт. В ходе недавних боев в провинции Хама, на пару десятков километров южнее того самого города Хан-Шейхун, повстанцы из Свободной сирийской армии захватили два асадовских танка Т-62М, которые были поставлены из России буквально в январе. На них даже сохранилась железнодорожная маркировка "Н-2200" негабаритного груза, по которой, например, российские танки вычисляли в ходе боев в Донбассе в 2014–2015 годах. Многие шутят на тему того, что, мол, таким образом Россия поставляет технику сирийской оппозиции! Мне в этой связи вспоминается, конечно, крылатая фраза одного финского генерала, сказанная им во время Советско-финской войны 1939–1940 годов. Когда его спросили: "А кто вам поставляет больше всего техники?", он ответил: "Ну конечно же, русские!". Видимо, в российской армии определенные традиции сохраняются. Только сейчас на поставляемой Москвой технике ездят уже асадовские силы – но в итоге она все равно оказывается у противника!