В среду 5 апреля председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин выступил против предложения депутатов от КПРФ проверить информацию из расследования Фонда борьбы с коррупцией о "тайной империи" премьера Дмитрия Медведева. По данным СМИ, Володин заявил, что "поддержать это – значит поддержать Навального". Глава Госдумы считает, что расследование ФБК "распространяет лживую информацию, и вовлекать Думу в эту историю неправильно". По данным "Левада-центра", рейтинг Медведева за месяц после публикации ФБК "Он вам не Димон" снизился на 10 процентов.
Ранее сам Медведев на выступлении перед рабочими предприятия "Тамбовский бекон" назвал расследование Навального "чушью, бумажками и компотом", а президент Путин сравнил прошедшие 26 марта антикоррупционные уличные акции с событиями "Евромайдана" на Украине и "арабской весны".
В ФБК считают, что реакция власти на расследование выглядит беспомощной, поскольку там не ответили ни на одно из конкретных обвинений, выдвинутых против премьер-министра. Об этом Радио Свобода рассказал юрист Фонда Иван Жданов:
Ни по одному вопросу по существу Медведев не ответил
– Что касается выступления Володина в Думе: если депутаты инициируют расследование – он обязан выполнять их решения и делать соответствующие запросы. Вообще, мы не считаем, что это действительно какая-то реакция, потому что ни по одному вопросу по существу расследования сам Медведев не ответил. Мы задали вопросы: "Пользовался ли он яхтой "Фатинья"? Пользовался ли он усадьбами, расположенными в Курской области, в Миловке, в Краснодарском крае, на Рублевском шоссе? Получал ли он через подставные фонды деньги от Усманова? Получали ли подконтрольные ему фонды займы на баснословные суммы, на сотни миллиардов рублей, от Газпром-Банка? Является ли он, в конце концов, фактическим владельцем кипрских офшоров? Никаких ответов на эти вопросы Медведев не дал. Все, что он ответил, – это чушь, компот.
– Эта реакция тоже о многом говорит...
"Чушь и компот" – несерьезно для председателя правительства
– Во-первых, это несерьезно для председателя правительства, а во-вторых, это уклонение от ответов, а не какие-то ответы. Мы будем требовать продолжать расследование этих фактов, расследование, которое не ведется никем, пока есть только отписки и отмалчивание. И будем требовать ответа на конкретные вопросы. В любой нормальной стране было бы расследование, действительно ли факты, изложенные нам, достоверны. Если это так, то правительство во главе с председателем Медведевым и высшие должностные лица должны нести соответствующую ответственность. Если сведения являются недостоверными, тогда должностные лица должны подать в суд и эти факты как-то оспорить. Факты, изложенные в нашем расследовании, никем не оспаривались, – рассказал юрист ФБК Иван Жданов.
Расследование, в котором говорится о якобы принадлежащей Дмитрию Медведеву элитной недвижимости, ФБК опубликовал в начале марта. После того как глава правительства не отреагировал на обвинения в коррупции, учредитель фонда Алексей Навальный, ранее заявивший о намерении участвовать в выборах президента России, призвал провести акции протеста 26 марта. Они прошли в десятках городов России.
Выступая на международном Арктическом форуме, глава государства заявил, что вопросы коррупции должны оставаться в центре внимания общественности, но не могут быть использованы "на политической арене, в преддверии выборов".
"Это инструмент "арабской весны": мы очень хорошо знаем, к чему это привело. Это же стало поводом для государственного переворота на Украине и повергло страну в хаос", – подчеркнул Путин.
Говоря об акциях протеста, он также заявил, что все, "кто выходит за рамки закона", должны понести наказание в соответствии с законодательством.
Политолог Дмитрий Орешкин – о возможных последствиях расследования Навального и протестном потенциале россиян:
Навальный победил, его расследование невозможно опровергнуть
– Мне кажется, что главное слово, которое можно применить к реакции на расследование Навального, – это беспомощность. Все эти ответы беспомощные и жалкие, но с победоносным видом, мол, отвечать нечего, какие-то там бумажки, какая-то там ерунда. Это значит, что Навальный победил. Это значит, что расследование Навального опровергнуть невозможно. Остается делать вид, что его нет, игнорировать его. В советские, тем более в сталинские времена Навальный давно бы был уже на Колыме. А сейчас так нельзя. И в этом проблема власти. И это очень специфично именно для нынешнего момента, когда власть пытается восстановить псевдосоветские ценности, рисует советские картинки, рассказывает про то, что "пока мы едины, мы непобедимы", но не смеет, не может, не умеет пользоваться сталинскими методами, когда брали кого угодно, где угодно и по произволу вождя отправляли куда угодно. Вот это промежуточное, гибридное состояние, оно очень четко как раз и проявилось в данной ситуации.
– Как это расследование может повлиять на дальнейшую политическую жизнь России?
– Расследование состоялось как факт общественного мнения. Высказать против Навального что-то по существу нечего, и остается обвинять его в том, что он ставленник, наймит, делает это за "американские печеньки", за Йельский университет, за все остальное прочее. В сталинские времена это, возможно, работало, потому что люди не могли прочитать то, что говорят враги Сталина, тексты врагов Сталина были запрещены цензурой. А здесь каждый заходит в интернет и смотрит, и это сделали уже больше 15 миллионов человек. А если учесть другие сети распространения, то, наверное, и больше 20 миллионов человек ознакомились с этим расследованием.
– 26 марта расследование Алексея Навального вывело на улицы многих крупных российских городов тысячи человек, и после этого много чего произошло – были задержания, потом были разговоры о закручивании гаек, потом произошла эта ужасная трагедия в Петербурге, после чего заговорили об очередном закручивании гаек... Каково будущее уличных протестов в России после всего, что произошло?
– Уличные протесты не самый мощный инструмент воздействия на власть. Она испугалась в 2011 году, а в 2012 году она уже привыкла. Поэтому не так уж важно, будут ли расширяться уличные протесты или найдется какой-то другой механизм воздействия на власть. А он наверняка найдется! Я думаю, что протесты продолжатся, но самое интересное не это. Самое интересное, что параллельно идут другие, никак не связанные с Навальным, никак не связанные с молодежью, никак не связанные с Москвой протесты. Вспомните дальнобойщиков, Дагестан прежде всего, там уже приходится войска привлекать.
У нас люди терпеливые, но рано или поздно терпению приходит конец, потому что надо кормить семью
В десятках городов тлеют конфликты из-за задержки заработной платы на 3-4 месяца. У нас люди очень терпеливые или очень боязливые, но рано или поздно терпению приходит конец, потому что надо кормить семью. Пенсионеры понимают, что им не хватает на еду. А между тем нам правительство устами того же Дмитрия Анатольевича Медведева говорит о понижении того, что называется прожиточным минимумом, на 200 рублей. Это, значит, продукты стали дешевле или что? У нас растет количество бедных, причем среди работающих. А нам прямо в лицо говорят, что "денег нет, но вы держитесь", и в то же время мы в фильме видим недвижимость в объеме примерно 70 миллиардов рублей.
– Какова во всем этом роль Навального?
Навальный – всего лишь метка на этом протесте
– Навальный – это всего лишь метка на этом протесте. Он, как умелый популист и политик, замыкает этот протест на себя, и в этом смысле он очень одаренное политическое животное, может быть, даже гениальное. Потому что он единственный достаточно смелый политик в России, который готов поставить на эту карту все. Он действительно политик. И в этом смысле он и Путин – всего два человека у нас в стране. Но это надстройка, а главное – то, что в глубине. А в глубине сибирских руд таится нетерпение и растущее раздражение, – считает политолог Дмитрий Орешкин.
Спустя месяц после публикации расследования "Он вам не Димон" число россиян, одобряющих работу главы правительства Дмитрия Медведева, снизилось на 10 процентов. Об этом говорят данные опроса "Левада-центра", проведенного с 31 марта по 3 апреля в 48 регионах страны. Число граждан, довольных деятельностью Медведева, снизилось до 42 процентов, а недовольных – возросло до 57. Также на шесть процентов (до 55) увеличилось число недовольных работой кабинета министров.
Рейтинг одобрения президента России Владимира Путина в марте составил 82 процента. В феврале эта цифра была на два процента выше. 15 процентов опрошенных "Левада-центром" заявили, что не доверяют никому из российских политиков.