В Чувашии уже семь человек привлечены к суду и оштрафованы на 500 или 1000 рублей каждый за участие в несанкционированном митинге против коррупции 26 марта. По словам координатора "Открытой России" в Чувашии Дмитрия Семенова, во время судебных процессов в руках у полицейских подсудимые увидели списки примерно из 60 имен участников митингов. Семенов считает, что их всех собираются привлечь к административной ответственности.
Самым скандальным стало задержание полицией скрипача Чувашской Государственной академической капеллы Андрея Осипова – прямо во время репетиции. Коллеги музыканта сняли процесс задержания на видео и выложили это видео в интернет. Так о визите полиции в филармонию узнала вся страна.
– До 26 марта вам доводилось участвовать в каких-то протестных акциях?
Думаю, что в стране такими репрессиями можно вызвать и обратную реакцию
– В пикетах и митингах ранее участвовать не приходилось. Участвовал только в так называемых "прогулках свободных людей", которые с подачи оппозиционера Вячеслава Мальцева проходят сейчас по всей стране и в нашем городе тоже. И я думаю, что в этих прогулках нет ничего криминального. Люди имеют, в конце концов, право собираться по общим интересам, говорить, не молчать и отстаивать свою точку зрения. Об этом вообще-то гласит и 31-я статья Конституции. Говорить свободно, говорить открыто – это идея не Мальцева, не Осипова – это общечеловеческая ценность. И в прошедших по стране 26 марта митингах тоже нет ничего криминального. Люди просто пришли и сказали все, что они думают о коррупции и вообще о происходящем в стране. То, что у них накипело. А то, что сейчас происходят массовые задержания участников митинга, санкции всякие к ним применяют, школьников снимают с уроков, студентам грозят отчислением, все нынешнюю власть это никак не красит. Наоборот, думаю, что в стране такими репрессиями можно вызвать и обратную реакцию.
– Но сторонники жестких мер указывают на то, что митинг не был согласован и как раз, наоборот, митингующие тем самым провоцировали резкую реакцию силовиков?
– Да митинг против коррупции не был согласован во многих городах, и в Чебоксарах тоже он не был согласован. Администрация города ссылалась на то, что на основной городской площадке – в сквере Чапаева – в этот день проходил экологический митинг организации "Молодая Гвардия Единой России". При этом и альтернативная площадка нам предоставлена не была. А ведь все мы понимаем, почему вдруг этот митинг молодогвардейцев возник. Чтобы не пускать туда тех, кто хотел протестовать против коррупции. В сквере Чапаева при этом собралось всего человек 20 молодых единоросов. И мы тоже пришли туда со своими требованиями. Можно сказать, что формально мы тоже приняли участие в акции "Молодой гвардии Единой России" на тему экологии. Только при этом еще и высказались на тему коррупции в стране.
– Вы вообще чувствуете себя оппозиционером?
– Я скорее активист, нежели оппозиционер, бесконечное бодание властей с оппозицией, на мой взгляд, ни к чему хорошему не приводит, нужно всем сторонам научиться слушать друг друга, прощать и признавать ошибки.
– А когда вы впервые почувствовали несогласие с происходящим в стране?
– Наверное, после крымской истории, затем после того, что стало происходить в Луганске и Донецке. А особенно остро после сбитого там гражданского самолета и гибели стольких невинных людей.
– Есть ведь мнение, что искусство выше политики. А человек искусства может позволить себе быть аполитичным. Что думаете по этому поводу?
– Да, каждый имеет право быть аполитичным. Это выбор каждого. Но неучастие не освободит от последствий всего, что происходит сейчас в стране. И эти последствия могут ведь коснуться и самого аполитичного человека.
– Благодаря оказавшемуся в интернете видео с вашим задержанием, все видели, как реагировали ваши коллеги-музыканты на приход полиции, в том числе и слышали фразу кого-то из оркестрантов, обращенную к полицейскому: "Руки ему не поломайте". Вас многие сейчас поддерживают в оркестре?
Когда уже полицейские пришли в филармонию, я чувствовал поддержку каждого
– Коллеги знали о том, что я пойду на пикет, поддержали все кроме троих – дирижера (ну он человек подневольный), альтиста и барабанщика, у которых просто другие взгляды на происходящее в стране. Но когда уже полицейские пришли в филармонию, я чувствовал поддержку каждого. А после задержания и суда мне уже все пожали руку.
– Расскажите подробнее, как происходило задержание и как вас встретили в полицейском участке?
Они думали, что скрипач из филармонии может столь спешно в ночь покинуть страну
– Я, как все видели, репетировал вместе с коллегами из филармонии. И тут пришел этот полицейский. Считаю, что задержание было незаконным. Мне не объясняли причину задержания и то, в чем меня обвиняют, поэтому самовольно я с сотрудником правоохранительных органов не вышел. Это видно на видео, и собственно, через некоторое время меня вывели под руки. Впрочем, при задержании и в самом управление полиции люди в погонах вели себя довольно сдержано. Провели со мной беседу, задали вопросы о пикете и потом сообщили, что уже завтра на тот момент, в субботу меня будут судить в Ленинском районном суде в 8.00 утра. Было только странно, почему назначили на субботу и почему такая спешность. Может, они думали, что скрипач из филармонии может столь спешно в ночь покинуть страну (смеется).
– В суд явились без опозданий?
Признаться честно, было страшно. Это был первый мой привод в полицию, в суд
– Моя работа научила меня быть предельно пунктуальным. Сообщили, что будут судить по статье 19.3. Признаться честно, было страшно. Это был первый мой привод в полицию, в суд, да и штраф в 500 рублей, который мне присудила судья Фомина, был первым в моей жизни. Точнее, до этого был только штраф за нарушение ПДД. На судебное заседание меня пришел поддержать мой друг – коллега по цеху Валериан Иванов, с которым мы объездили полмира. Мне дали 20 минут, чтобы ознакомиться с материалами делами, а затем показали видеоматериал с пикета. На нем не было видно, что я кровожадно что-то выкрикивал, кого-то оскорблял и совершал какие-то противоправные действия, за исключением, наверное, того, что прокричал "власть к ответу". Всего судебное заседание шло порядка трех с половиной часов. Про судью мне сказали, что она в прошлом работник прокуратуры, возможно, поэтому в ее интонации я, как музыкант, слышал жесткие ноты.
– Что вы чувствовали после суда?
Я еще раз убедился, что власть не хочет слышать людей. А люди начинают понимать, что происходит что-то не то
– Ничего хорошего – настроение было испорчено. Я еще раз убедился, что власть не хочет слышать людей. А люди начинают понимать, что происходит что-то не то: авантюры на Украине и в Сирии, на которые тратятся несметные деньги, безумная коррупция, которую ведь не только Навальный замечает, безнаказанность. Все это возмущает уже многих. И, в конце концов, право человека выйти на митинг с особым мнением никто не отменял. Я всегда за законность и Конституцию. Но надо хотя бы давать людям возможность говорить то, что они думают. Пугает то, что сегодня в Чувашии и в России право людей собираться мирно и без оружия, протестовать таким образом против политики властей грубо нарушается. А это может вызвать только обратную реакцию людей.
– И все-таки верите ли в то, что нынешние протесты могут что-то изменить в стране?
– Мне кажется, протесты не бессмысленны, они уже меняют общество.