Официальный Вашингтон решительно осудил убийство российского посла в Турции, выразив солидарность и предложив России и Турции помощь в расследовании преступления. Американские пресса и эксперты указывают на возможную связь между убийством посла и ситуацией в Сирии.
Белый дом и Госдепартамент резко осудили атаку на российского посла в Анкаре. "Эта ужасная атака на члена дипломатического корпуса неприемлема. Мы едины с Россией и Турцией в нашей решимости противостоять терроризму во всех его формах", – заявил пресс-секретарь Совета по национальной безопасности Нед Прайс. Избранный президент Дональд Трамп выразил соболезнования родственникам посла: "Убийство посла является нарушением цивилизованного порядка и заслуживает единодушного осуждения".
Американская пресса обращает внимание на то, что стрелявший, 22-летний полицейский, выкрикивал: "Не забудьте Алеппо, не забудьте Сирию", размахивая пистолетом над истекающим кровью послом России.
Многие турки испытывают возмущение поведением России и ее союзников в Сирии
Газета The Washington Post называет убийство посла самой вызывающей "ответной атакой против России со времени вступления Москвы в войну в Сирии на стороне президента Башара Асада и начала бомбардировок Алеппо, вызвавших международное осуждение за то, что наблюдатели назвали неразборчивыми атаками на гражданское население". Американские газеты обращают внимание на то, что к утру вторника ни одна группа не взяла на себя ответственность за убийство посла, и напоминают, что покушению предшествовали несколько дней массовых протестов жителей Турции, возмущенных бомбардировками Алеппо.
Собеседник Радио Свобода специалист по Ближнему Востоку профессор университета имени Джорджа Мэйсона Марк Катц также увязывает покушение на посла с войной в Сирии:
– Этот эпизод прежде всего вызывает чувство негодования. Но его невозможно анализировать без учета атмосферы, сложившейся в Турции со времени начала российской операции в Сирии. Многие турки испытывают возмущение поведением России и ее союзников в Сирии. И если после масштабной кампании зачистки сил безопасности, армии и полиции от противников президента Эрдогана сотрудник полиции организует публичное покушение на посла России, то остается лишь догадываться, сколь сильны антироссийские настроения даже среди сторонников режима Эрдогана. Соединенные Штаты знают по своему собственному опыту, что американские официальные лица, американские граждане нередко становятся объектами атак в отместку за американское вмешательство в различные конфликты. Я не удивлюсь, что нечто подобное произошло в результате российского вторжения в Сирию. И я предполагаю, что это не последний подобный эпизод.
Москва никогда не признает, что ее поведение в Сирии может быть контрпродуктивно
– Официальный Вашингтон решительно осудил убийство посла России в Турции, предложил помощь в расследовании преступления. Может этот печальный эпизод сплотить США и Россию? В конце концов, избранный президент Дональд Трамп любит повторять, как замечательно было бы, если бы США и Россия вместе сражались с террористическими организациями.
– Все зависит от того, как этот случай будет рассматриваться в обеих столицах. Конечно, можно сказать, мы – жертвы терроризма, давайте организуем совместный отпор. Я предполагаю, что Дональд Трамп будет рассматривать ситуацию именно в таком свете. Дескать, Америка, Россия и Турция должны совместно ответить на общую угрозу. Но я сомневаюсь, что такой подход сработает с Москвой, которая никогда не признает, что ее поведение в Сирии может быть контрпродуктивно. Мало того, цели США и России в Сирии расходятся. В то время как избранный президент Трамп говорит о необходимости борьбы с группировкой "Исламское государство" (запрещена в России. – РС), Москва не уделяет излишнее внимание борьбе с боевиками ИГ. Она гораздо более заинтересована в уничтожении непосредственных противников режима Асада и в бомбардировках Алеппо. В то время как Россия осуществляла воздушные атаки на Алеппо, исламисты вернули под свой контроль Пальмиру, которая была редким примером успешных действий России против ИГ.
Дональд Трамп, правительства Турции и России, назовут это преступление еще одним проявлением радикального терроризма, не вдаваясь в причины происшедшего
Ситуация в Сирии все больше напоминает мне проблемы, с которыми США столкнулись в Ираке и Афганистане. Легкие победы, достигнутые в начале операции, обернулись большими трудностями по мере затягивания конфликта. Иными словами, сирийская армия и ее иранские союзники могут взять верх в сражениях при воздушной поддержке России, но они не способны одержать верх в войне. Это именно то, с чем столкнулись США. Но России не помогает даже то, что, в отличие от США, она не обращает внимания на жертвы среди мирного населения.
Американский военный эксперт Ричард Вайтц из Гудзоновского института в Вашингтоне считает, что убийство российского посла в Анкаре не изменит отношение основных действующих лиц к конфликту в Сирии:
– Я думаю, что Дональд Трамп, правительства Турции и России назовут это преступление еще одним проявлением радикального терроризма, не вдаваясь в причины происшедшего, и заявят о необходимости более решительной борьбы с терроризмом. Можно предположить, что этот эпизод станет, с точки зрения Дональда Трампа, доказательством правоты его позиции относительно необходимости сотрудничества с Россией в борьбе с радикальным терроризмом, но я предполагаю, что шаги в этом направлении были бы сделаны новой американской администрацией в ближайшие месяцы в любом случае. Так что убийство российского посла вряд ли отразится на ситуации вокруг Сирии.
Ричард Вайтц предполагает, что вина за это нападение будет в конце концов возложена на одиночку, возмущенного тем, что происходит в Алеппо:
– Я подозреваю, что это результат действий человека, радикальные взгляды которого подпитывались негодованием по поводу происходившего в Алеппо. Но вместо того, чтобы присоединиться к протестам, проходившим в Анкаре и Стамбуле в эти выходные, этот человек решил пойти на громкую демонстративную акцию и избрал своей символической жертвой российского посла. Я именно в таком свете вижу происшедшее, – говорит американский эксперт Ричард Вайтц.