Экологи "Гринпис России" сообщают, что в Ленинградской области начались изыскательные работы на территории Кургальского заказника, охраняемого как российским, так и международным законодательством. По данным экологов, там работают буровые установки и берутся пробы грунта. Организация "Гринпис" обратилась в прокуратуру Ленинградской области с требованием проверить законность ведущихся работ. В ближайшее время правительство Ленинградской области может разрешить прокладку через заказник второй очереди газопровода "Северный поток", опасаются в "Гринпис". Хозяин проекта – российский концерн "Газпром" официально эти подозрения не комментирует, а областные чиновники их и вовсе опровергают.
Комитет природных ресурсов Ленинградской области разместил госзаказ на подготовку обоснования для изменения положения о Кургальском заказнике. Экологи "Гринпис" увидели в этом госзаказе далеко идущие планы – разрешить "Газпрому" проложить трубу газопровода через эту особо охраняемую природную территорию. "В техническом задании указывается, что в материалах обследования должны быть учтены сведения об объектах, которые предусмотрены территориальным планированием. А схемой территориального планирования (СТП) России предусмотрено строительство газопровода через заказник "Кургальский", которое давно планирует "Газпром", – поясняют экологи в своем сообщении. В связи с этим они напоминают, что "строительство газопровода на территории природного объекта нарушит как российское, так и международное законодательства… заказник охраняется сразу двумя международными Конвенциями: "О водно-болотных угодьях" (Рамсарская конвенция) и "О защите морской среды Балтийского моря".
В "Газпроме" комментировать ситуацию не стали. Между тем главный специалист отдела особо охраняемых территорий комитета по природным ресурсам Ленинградской области Людмила Иванова говорит, что намерение изменить положение о Кургальском заказнике не связано с прокладкой второй очереди газопровода "Северный поток".
– В связи со строительством ничего изменять не планируется. Сейчас размещено объявление о закупке для разработки материалов комплексного экологического обследования территории заказника. У нас большой вопрос с границами этой территории. Хотя положение о них принималось в 2010 году, но по факту тогда просто утвердили старое положение, приняв его без изменений. В связи с разработкой генерального плана Усть-Лужского поселения у нас возникли проблемы с границами заказника. Они очень сложно описаны, этот вопрос надо решить. Комплексное обследование сейчас заказывается в первую очередь для этого. Эти материалы нужны для того, чтобы в дальнейшем пройти государственную экологическую экспертизу и уточнить границы заказника.
– А не получится ли так, что границы уточнят, и чудесным образом окажется, что от заказника отрезан кусок – как раз для прокладки трубы?
Там образовалось лежбище тюленей, там восстанавливаются обиталища птиц, это удивительный мир, который надо сохранять
– Нет, такой задачи нет. Есть задача уточнить границы в связи с разработкой генерального плана. Мы никак не можем решить этот вопрос уже два года. А еще не можем решить вопрос с зонированием, в 2012 году мы уже пытались это делать, но получили не очень хорошее заключение экологической экспертизы, вот сейчас пытаемся сделать это заново. Там ведь очень большая рекреационная нагрузка, и надо выделять наиболее ценные участки, в которые доступ должен быть ограничен, а где-то, наоборот, можно развивать рекреационную инфраструктуру, – утверждает Людмила Иванова.
Сопредседатель Ассоциации экологических журналистов Лина Зернова считает разговоры об упорядочении территории чиновничьи лукавством – таким же, как разговоры об оптимизации, на деле означающие уничтожение того, что собираются "оптимизировать". А прокладку трубы через уникальные нетронутые земли Лина Зернова считает варварством.
– Надо помнить о том, как нам досталась буквально в подарок эта уникальная земля. С послевоенных времен и до 90-х годов она оставалась закрытой приграничной территорией, поэтому там восстановились растения и сохранились леса. Там в течение 50 лет сохранялся "режим тишины", поэтому там образовалось лежбище тюленей, там восстанавливаются обиталища птиц, это удивительный мир, который надо сохранять. Нужно из него сделать национальный парк, а вести через него трубу – это варварство XXI века. И вообще пора слезать с нефтяной и ресурсной иглы, пора думать об инновационных технологиях, о будущем страны, которая может быть современной, умной державой. Но те, кто имеет власть и деньги, являют нам свои проекты, видимо, отражающие их внутренний мир – безотрадное зрелище.
Если проложат трубу, то лес фрагментируют, и это обязательно скажется на передвижении животных и миграции птиц
Гнать эту трубу можно было через коридор "Северного потока" (его уже действующей первой очереди. – Прим. РС), который сработал очень аккуратно, по международным стандартам, так, чтобы не оказывать большого давления на природу. А то, что делается на юге Ленинградской области, очень далеко от европейских стандартов. У нас же как экономика развивается? У каких-то чиновников есть портфель денег, они идут к своим друзьям в правительстве и договариваются что-то сделать, а народ в этот процесс вообще не вовлечен. Слава Богу, у нас есть люди неравнодушные, которые вмешиваются в эти процессы. Но и давление со стороны бизнеса тоже усиливается. Я считаю, что такие проекты – это проявление коррупции.
Биолог Валерий Бузун, имеющий большой опыт работы на охраняемых территориях, был в группе экспертов, в свое время вынесших отрицательное заключение по поводу планов протянуть через заказник газовую трубу.
– Нельзя расчленять территорию, охраняемую двумя конвенциями, одна из которых – международная. Насколько я знаю, после широкого обсуждения этот проект остановили, сейчас пошел новый виток. Если проект осуществится, там же будет не одна труба – там будет станция, которая эту трубу обслуживает, будут вырублены широкие просеки, да и вообще, объем работ предстоит масштабный. Трубу должны протянуть под очень интересным участком реки Луги – там и острова, и плавневые комплексы, и луговые комплексы, там множество птиц водоплавающих. Сейчас это единый лесной массив, где есть и волки, и медведи, а если проложат трубу, то лес фрагментируют, и это обязательно скажется на передвижении животных и миграции птиц.
Доцент Петербургского университета кафедры зоологи позвоночных, кандидат биологических наук Юлия Бояринова напоминает, что при планировании охраняемых природных территорий всегда учитывают, где гнездятся и как передвигаются птицы, где растут ценные виды растений.
Научный сотрудник Петербургского университета Дмитрий Ковалев считает, что во всем виновата география.
– Таких факторов учитывается множество, и множество ученых трудится над этим. Поэтому очень странно, когда в угоду каким-то стройкам границы охраняемых территорий начинают менять. И охранный статус Рамсарской конвенции территория тоже приобретает не просто так – это результат серьезной работы биологов. Птицы там не только пролетают, но и гнездятся, и разрушение мест их обитания – это очень плохо.
Глава областного комитета по природным ресурсам вырубал заказник под свои карьеры, его попытались посадить – ничего, получил условный срок за халатность
– Несколько лет назад рассматривался вариант провести эту трубу через Сойкинский полуостров, но там пришлось бы идти через несудоходный Кургальский риф, делать насыпь. Другой вариант – зайти с юга, но там Кургальский заказник подходит углом вплотную к эстонской границе, так что его не обойдешь. Поэтому, когда поляки предложили провести трубу через свою территорию, тот проект отложили. Но, как я понял, около месяца назад поляки отказались от участия в этом мероприятии, совсем перестали нас любить, и больше ничего не осталось, кроме этого проекта. "Газпром" уже вложил в него деньги, деваться ему некуда. И правительство Ленобласти, видимо, уже дало свое согласие, и теперь, чтобы легализовать эту трубу, будут изменять положение о заказнике.
Жуткое советское хозяйствование по сравнению с нынешним было идеальным. Во всяком случае, там не стояла задача все украсть
У нас вообще экологическая политика полностью разрушена. Вот сейчас поднимают шум, а когда 15 лет подряд этот заказник вырубали, совершенно цинично, с порубочными билетами – все молчали. Я когда-то был директором этих территорий, пытался кого-то ловить, и тогда меня вызывали в ГАИ, в "Большой Дом" – там все "крышевалось" достаточно серьезно. А потом мне пришлось уволиться – губернатор был категорически против моей персоны. И сейчас эта труба – игрушки по сравнению с той незаконной рубкой. А глава областного комитета по природным ресурсам вырубал заказник под свои карьеры, его попытались посадить – ничего, получил условный срок за халатность. И у Сердюкова (Валерий Сердюков, губернатор Ленинградской области в 1999–2012 годах. – Прим. РС) такая политика была: 117 охраняемых территорий запланировано, и за 12 лет сделано всего две территории – там, где активность жителей пугает чиновников. Да и то, с неправильными границами и с сохранением возможности разрушения. Можно однозначно сказать, что в Ленинградской области разрушены все лесные экосистемы – именно за последние годы, потому что жуткое советское хозяйствование по сравнению с нынешним было идеальным. Во всяком случае, там не стояла задача все украсть.
Член постоянной природоохранной комиссии русского Географического общества, доцент Петербургского университета, директор Балтийского фонда природы Рустам Сагитов считает Кургальский заказник жемчужиной не только Ленинградской области, но и всей Балтики.
– Да, с экономической точки зрения проложить там трубу выгодно. Но Кургальский полуостров – это дважды международная территория. Рамсарская конвенция предполагает компенсацию – отрезали с одной стороны кусок земли – прирезали с другой. Но в Ленинградской области это невозможно: компенсировать нечем, адекватных территорий больше нет. Этот заказник неделим, если его разрезать, он потеряет свои уникальные качества.
По словам Рустама Сагитова, особо ценная часть Кургальского заказника – именно его южная оконечность, та, которую собираются разрезать газопроводом. Именно там обитает масса краснокнижных видов животных и растений. Ученый считает, что сейчас надо объединить усилия для того, чтобы решение по прокладке "Северного потока-2" было принято в пользу другого проекта – того, который не затрагивает Кургальский заказник.