В конце этой недели финансовые рынки мира ожидают главного для них события августа. В курортном городке Джексон Хоул в штате Вайоминг на северо-западе США на очередную ежегодную конференцию соберутся руководители ведущих центральных банков мира. От выступления на ней Джанет Йеллен, председателя Федеральной резервной системы США (ФРС), рынки ждут намеков на то, как скоро американский центробанк продолжит начатое еще в декабре повышение своих процентных ставок. До ближайшего заседания руководства ФРС по ставкам остается меньше месяца.
Первое за девять лет повышение ставок в США в декабре прошлого года привело к быстрому росту доллара и, как следствие, к резкому, в течение одного месяца, падению цен на нефть. Коль скоро их на рынках обычно сравнивают с сообщающимися сосудами. Этот фактор совпал с сохраняющимся избытком самой нефти на мировом рынке. Падение цен на нее, в свою очередь, вызвало обвал большинства “сырьевых” валют мира, в том числе и российского рубля. Как может повлиять на него теперь новое повышение ставок в США, если оно случится в ближайшие месяцы?
Ровно год назад, к началу сентября, и цены на нефть, и курс российского рубля пребывали на уровнях, не сильно отличавшихся от сегодняшних. Баррель нефти Brent стоил 48-49 долларов, а доллар - 65-66 рублей. И на тогдашней конференции руководителей ведущих центральных банков мира в Джексон Хоуле заместитель председателя ФРС Стэнли Фишер лишь дал понять, что заявленные ранее планы начала повышения процентных ставок в США еще до конца года пока остаются в силе.
Финансовые рынки изобиловали тогда оценками, что, мол, грядущее повышение ставок в США давно заложено в текущие цены и, стало быть, резкого их падения ожидать не стоит. Однако в течение следующих трех с половиной месяцев цены на нефть снизились в целом на 20%. В середине декабря ставки в США действительно были повышены, и в считанные недели цены на нефть обрушились еще на 30%. К 22 января они достигли 27 долларов за баррель, то есть минимума, не виданного аж с 2003 года. Тогда же и курс рубля обвалился до очередного рекорда – 83,59 за доллар. Как эксперты оценивают вероятность повторения прошлогодней динамики цен на нефть и курса рубля теперь, на ожиданиях нового повышения ставок в США?
Олег Кузьмин, главный экономист по России и странам СНГ инвестиционной компании “Ренессанс Капитал”:
- На наш взгляд, возможность повторения такого развития событий для всех валют развивающихся стран, включая российский рубль, сейчас невелика. Во-первых, цены на нефть все-таки уже побывали на исторически низких уровнях - порядка 27 долларов за баррель. И сейчас, скорее, стоит обсуждать, будут ли они вновь повышаться или нет, но вряд ли мы вновь увидим в ближайшее время подобное их падение. Во-вторых, да, рынок вновь в ожидании повышения ставок ФРС США, но, скажем так, второй раз их ожидать уже, наверное, не так страшно, как в первый раз. С учетом всего этого, даже если какие-то негативные для рубля внешние факторы и несколько ослабят его до конца года, все же масштаб этого ослабления будет гораздо меньшим, чем год назад.
Дмитрий Полевой, главный экономист по России голландского банка ING:
- Нынешняя ситуация на рынках действительно напоминает то, что мы видели год назад. Тем не менее, мы склоняемся к мнению об отсутствии причин и условий для повышения ставки ФРС в этом году - исходя как из “смешанной” ситуации в самой американской экономике, судя по выходящей статистике, так и сохранения рисков дальнейшего замедления мировой экономики, включая проблемы в Европе. Кроме того, если ФРС даст четкий сигнал рынкам, что ее ставки будут повышены еще до конца этого года, это неминуемо приведет к новому укреплению доллара, что, в свою очередь, может дополнительно ухудшить ситуацию в американской экономике. Наконец, предстоящие в ноябре президентские выборы в США – тоже, скорее, фактор не в пользу “агрессивного” подхода к политике ставок в США. Поэтому мы пока не склонны излишне драматизировать ситуацию.
Это, кстати, отчасти и объясняет то “нежелание” курса рубля пропорционально реагировать как на рост, так и на снижение цен на нефть, которое мы видим в последние два-три месяца.
Среди фундаментальных факторов для динамики курса рубля выделяются не только цены на нефть, которые от самой России мало зависят. Но и отток капитала из страны, как часть ее общего платежного баланса, который уже в гораздо большей степени зависит от общей ситуации в экономике. Напомним, что к оттоку капитала относятся не только прямой вывод из нее валюты, включая, скажем, обслуживание компаниями своих внешних долгов, но и любая покупка за рубли в обменном пункте 50 или даже 10 долларов или евро. И этот отток капитала из России в 2016 году резко замедлился, по сравнению с тем, каким он был всего год назад.
Олег Кузьмин:
- По последним оценкам Центробанка, отток капитала в этом году может составить немногим больше 30-35 млрд долларов, то есть оказаться минимальным за последние пять лет. Это, конечно, очень важно для рубля, поскольку движения капитала для него в целом так же важны, как и колебания цен на нефть.
Дмитрий Полевой:
- Здесь необходимо оценивать не только собственно отток капитала из страны, но и состояние ее общего платежного баланса в целом. С одной стороны, оно ухудшилось, по сравнению даже с уровнями второй половиной прошлого года – проявился эффект низких цен на нефть. Плюс к тому замедлилось падение импорта. С другой стороны, существенно сократился отток капитала, в чем проявились и облегчение обслуживания внешнего долга российских компаний, и заметный рост “аппетита к риску” со стороны иностранных инвесторов. Поэтому, судя по динамике последних месяцев, общий платежный баланс России в целом остается “сбалансированным”. Это, кстати, отчасти и объясняет то “нежелание” курса рубля пропорционально реагировать как на рост, так и на снижение цен на нефть, которое мы видим в последние два-три месяца.
Наш базовый прогноз, исходящий из ожиданий некоторого снижения цен на нефть ближе к отметкам 40 долларов за баррель, предполагает возвращение курса доллар-рубль к отметкам 69-70 в ближайшие 3-6 месяцев.
Помимо фундаментальных, на курс рубля в той или иной степени влияют и некоторые текущие макроэкономические факторы. Например, к середине года в России фактически прекратился спад импорта, продолжавшийся более полутора лет подряд. А на его оплату необходима валюта, покупаемая за рубли. Или такой фактор как продолжающееся падение реальных доходов населения, которое привело к резкому сокращению частного потребительского спроса. А это - более половины общего объема экономики России…
Дмитрий Полевой:
- Конечно, динамика импорта будет оставаться одним из основных факторов, влияющих на курс рубля. Темпы спада частного потребления, да, снизились, но спад по-прежнему продолжается. И каких-то драйверов, почему потребление вдруг может начать расти в обозримом будущем, пока не просматривается. А значит вряд ли стоит ожидать и существенного роста импорта. Но важно, как будет меняться реальный курс рубля, то есть скорректированный на разницу в темпах инфляции в России и в соответствующих странах?.. С начала года этот курс заметно укрепился. Это и стало ключевым фактором, почему, собственно, динамика импорта стабилизировалась.
Олег Кузьмин:
- Прекращение спада импорта – это, скорее, “плохая” новость для рубля, хотя на наш взгляд, оно и не представляет угрозы, если отток капитала сокращается. С другой стороны, слабый потребительский спрос, скорее, “поддерживает” рубль. Ведь слабый спрос сдерживает и рост импорта. А если импорт не растет, то и долларов компаниям-импортерам для его оплаты требуется меньше.
Да, рынки вновь в ожидании повышения ставок ФРС США, но, скажем так, второй раз их ожидать уже, наверное, не так страшно, как в первый раз.
В одном из недавних наших интервью прозвучал и такой экспертный прогноз возможного курса рубля к концу 2016 года на фоне возможного нового снижения цен на нефть – 75-80 рублей за доллар. Насколько отличаются от него ваши текущие оценки?
Олег Кузьмин:
- Нам он представляется все-таки заниженным… Если цены на нефть останутся вблизи текущих уровней, то, по нашим оценкам, курс мог бы составить 64-65 рублей за доллар ближе к концу года. Если цены на нефть продолжат расти и окажутся выше 50 долларов за баррель, то курс может укрепиться и к 60 рублям за доллар. А чтобы реализовался приведенный вами прогноз, нужно либо новое падение цен на нефть ближе к 35 долларам за баррель, либо резкое ускорение оттока капитала из России. Но пока мы не видим причин для этого, даже если ФРС США и продолжит постепенное повышение своих ставок.
Дмитрий Полевой:
- Наш базовый прогноз, исходящий из ожиданий некоторого снижения цен на нефть ближе к отметкам 40 долларов за баррель, предполагает возвращение курса доллар-рубль к отметкам 69-70 в ближайшие 3-6 месяцев. И если не возникнет каких-либо серьезных новых внешних “возмущений” на рынках, более существенного ослабления рубля мы не ожидаем.