Служба безопасности Украины рассматривает шесть версий убийства Павла Шеремета, взорванного в среду в своей машине в центре Киева. Похороны журналиста состоятся в субботу в Минске.
Советник главы СБУ Юрий Тандит рассказал в эфире украинского телеканала "112", что пока может обнародовать лишь четыре из шести рассматриваемых следствием версий. Это "профессиональная деятельность", "неприязнь в отношениях или личные мотивы", "русский след" (с целью дестабилизировать ситуацию на Украине) и "покушение на Алену Притулу" (гражданскую супругу Шеремета и одну из владельцев газеты "Украинская правда").
Все эти версии активно обсуждаются в интернете. Версия о "российском следе" – одна из самых популярных. Пост украинского политического обозревателя Виталия Портникова, в котором говорится о причастности Москвы к убийству Шеремета, меньше чем за сутки был перепечатан почти тысячу раз, в четыре раза обогнав по популярности заявление представителя МИДа России Марии Захаровой, в ответ на который он был написан. Захарова в своем посте назвала Украину "братской могилой для журналистов".
Оказать помощь Украине в расследовании убийства уже пообещали США. Соединенные Штаты "шокированы и опечалены" известием об убийстве в Киеве журналиста Павла Шеремета, заявил в среду пресс-секретарь госдепартамента Джон Кирби.
"США солидарны с правительством Украины и поддерживают его намерение провести полное и беспристрастное расследование, чтобы привлечь к отвественности виновных в этом преступлении", – говорится в заявлении. Госдепартамент США отмечает ключевую роль Павла Шеремета в поддержке украинской демократии. Федеральное бюро расследований уже начало оказывать помощь украинским властям в расследовании этого дела, отметил Кирби. Он также выразил соболезнование близким и коллегам Павла Шеремета по "Украинской правде".
Прощание с журналистом состоится в пятницу в Киеве, похороны – в Минске, в субботу. Об этом сообщила в фейсбуке близкая знакомая Шеремета и его бывшая коллега по белорусскому телевидению Светлана Калинкина.
Акции памяти Павла Шеремета в Киеве и Минске:
Павел Шеремет погиб в среду утром в результате срабатывания самодельного взрывного устройства мощностью от 400 до 600 граммов в тротиловом эквиваленте. Взрывное устройство было заложено под машиной, под местом водителя. Журналист ехал на работу на "Радио Вести", где он был ведущим утренней информационной программы. Автомобиль принадлежал руководителю "Украинской правды" Алене Притуле, но ее в салоне не было.
Мощный взрыв произошел примерно в 7.45 утра, когда машина находилась на перекрестке улиц Ивана Франко и Богдана Хмельницкого. Жительница одной из соседних многоэтажек – Нина Андреевна – рассказала корреспонденту Радио Свобода, что слышала громкий хлопок и сначала предположила, что взорвался бытовой газ. Из своего окна она увидела клубы черного дыма, который поднимался на несколько метров. В это время из находящегося поблизости ресторана "Макдональдс" выходила Ольга Ивановна. По ее словам, несмотря на пламя, охватившее машину, к ней подскочил проходивший рядом парень и вытащил из нее еще живого Павла. Журналист скончался уже в автомобиле скорой помощи. Несколько часов место трагедии было оцеплено полицией. Во второй половине дня автомобиль, в котором погиб журналист, забрали с места происшествия для обследования экспертами.
Павел Шеремет работал не только на "Радио Вести", но и в "Украинской правде". По мнению главного редактора этого интернет-издания Севгиль Мусаевой-Боровик, с журналистом расправились из-за его профессиональной деятельности. Однако пока Севгиль не может сказать, связано ли убийство с какими-то конкретными материалами Павла. В рамках расследования этого дела среди прочих рассматривается и версия покушения на жизнь руководителя "Украинской правды" Алены Притулы, которой по инициативе президента Петра Порошенко будет предоставлена государственная охрана. Говорит советник главы МВД Украины Зорян Шкиряк:
– Следствием рассматриваются все возможные версии, в том числе и упомянутая (о покушении на жизнь Алены Притулы. – РС). Естественно, что основными на сегодняшний день являются версии, связанные с журналистской деятельностью и, безусловно, с участием в этом убийстве российских спецслужб. Лично я считаю эту версию основной и правдоподобной.
– А какие у вас есть основания для таких предположений?
– Вся цепочка происходящих сейчас событий в Украине, а это и та беспощадная гибридная война, которую ведет против нас Российская Федерация, направлена на внутреннюю дестабилизацию ситуации в нашей стране. Дело в том, что Павел Шеремет в последнее время не публиковал глубокие журналистские расследования и вряд ли представлял для кого-либо какую-то угрозу. Однако мы видим, что происходящие сейчас события на фронте, в Донбассе, и события связанные с так называемым поп-парадом Русской православной церкви (крестный ход за мир УПЦ Московского патриархата движется сейчас с запада и востока Украины, и паломники должны встретиться в Киев 27 июля, накануне Дня крещения Киевской Руси. – РС), организованным ФСБ, свидетельствуют о том, что есть определенные, четкие попытки дестабилизировать внутреннюю ситуацию, расколоть Украину и показать несостоятельность нынешней украинской власти. Такое убийство, по замыслу его организаторов, должно посеять панику не только в свободном журналистом сообществе, но и среди рядовых граждан Украины. Мы это все прекрасно понимаем и готовы ответственно на это реагировать. Я хочу сказать, что убийство Шеремета было подготовлено на достаточно высоком профессиональном уровне, было задействовано безоболочное самодельное взрывное устройство, оно крепилось вне салона. Использовалось взрывчатое вещество гексоген, при помощи которого, кстати, Владимир Путин в свое время организовывал теракты, подрывая жилые дома в Москве. В данном убийстве, по моему мнению, явно прослеживается "российский след". В расследовании задействованы не только МВД, прокуратура Киева, но и Служба безопасности Украины. Для нас дело чести раскрыть это ужасное преступление. Я знал лично Павла и считаю, что его убийство – большая потеря для всей журналистики в мировом масштабе. И безусловно, мы сделаем все возможное, чтобы дать ответы на все возникающие вопросы по этому громкому делу.
Председатель Службы безопасности Украины Василий Грицак заявил, что к расследованию дела Шеремета привлечены лучшие специалисты, а глава государства Петр Порошенко дал поручение украинскому МИДу пригласить к расследованию "Европол". Правоохранители проверяют информацию о возможной слежке за Павлом Шереметом и Аленой Притулой.
Как отмечает первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова Ольга Червакова, убийство Павла Шеремета – преступление прежде всего против национальной безопасности Украины:
– Мне кажется, что это скорее преступление не против свободы слова, а преступление против национальной безопасности Украины, поскольку история нашей страны свидетельствует о том, что такие громкие убийства потом использовались с целью политических спекуляций и для развязывания политических кризисов, которые в итоге приводят к очень плачевным последствиям. Правоохранительные органы сразу же заявили, что будут стремиться как можно быстрее расследовать это дело. Но вопрос в другом – почему возможны такие преступления против журналистов в Украине. Причина только одна – это безнаказанность. Если бы правоохранительные органы, и полиция, и прокуратура в нашей стране работали как часы, и если бы состоялась реформа, о которой так много говорили, то таких вещей просто не было бы. Весь разгул криминалитета, который мы сейчас наблюдаем в Украине, происходит только потому, что преступник чувствует себя безнаказанно. Преступления против журналистов не раскрываются. Показательным является дело Георгия Гонгадзе (основатель "Украинской правды" был убит милиционерами осенью 2000 года, заказчики этого преступления до сих пор не названы. – РС). Я уже не говорю о том, что преступления против журналистов времен президентства Виктора Януковича также не раскрыты. Сколько у нас было нападений на представителей СМИ уже в постмайданный период, сколько было случаев препятствования профессиональной деятельности журналистов – и никто за это не понес наказание. Поэтому сейчас, честно вам скажу, я нахожусь в подавленном состоянии, потому что я понимаю, что и дело Павла Шеремета, к сожалению, может быть тоже замято.
Интервью Павла Шеремета Радио Свобода. Август 2014 года:
Версию о "российском следе" в деле об убийстве Шеремета, которую в МВД и Генеральной прокуратуре Украины рассматривают как одну из ключевых, сомнительной называет директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев:
– Подобного рода политические версии могут завести это дело в тупик. Так, например, произошло и с делом Гонгадзе, которое до сих пор не расследовано до конца. Вместо того чтобы выбрать более-менее реальную версию, подключить к делу профессионалов, всегда все можно списать на большую политику. Тупик, в который зашло расследование, всегда можно списать на особую изощренность внешних спецслужб. Так что даже с прагматической точки зрения эта версия выглядит не самой лучшей. Если бы спецслужбы других стран захотели дестабилизировать ситуацию в Украине, то они бы, наверное, выбрали более знаковых журналистов, переехавших работать в Украину из России. И с политической точки зрения трагедия с ними значила бы больше, имела бы больший резонанс, нежели трагедия с Павлом Шереметом, который был очень известным и популярным журналистом, но все-таки не таким медийно раскрученным, как некоторые другие. Поэтому, мне кажется, что внешняя версия здесь выглядит очень натянуто. Если говорить о реальных версиях, то их две: покушение могло готовиться на руководителя "Украинской правды" Алену Притулу, либо это криминальная версия. Павел Шеремет был хорошим расследователем, разоблачителем, писал о разных коррупционных схемах и связях и, наверное, защемил какую-то большую "рыбу", надавил на какие-то коррупционные криминальные интересы. За это поплатился, вероятно, своей жизнью. Мне кажется, что приоритетной должна быть все-таки версия криминальная по тем делам, которые "копал" Павел Шеремет в своих журналистских материалах. При всем моем негативном отношении к позиции России – и по Крыму, и по Донбассу – тем не менее, некоторые явно переусердствуют в поисках "российского следа" в этой трагедии, – полагает Вадим Карасев.
Петр Порошенко выразил соболезнования родным и близким Шеремета на своей странице в "Фейсбуке".
Павел Шеремет родился и вырос в Белоруссии. Он пришел в журналистику из банковского дела. Сначала работал на Белорусском телевидении, был корреспондентом в Минске Общественного российского телевидения. В этот период из-за материалов Павла у него произошел конфликт с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. В 1997 году он был задержан белорусскими силовиками и приговорен к условному сроку, Шеремет провел в тюрьме три месяца. Это заставило его переехать в Россию, где он работал на ОРТ, был ведущим главной новостной программы России "Время". Последние пять лет Павел жил в Киеве, работал журналистом в "Украинской правде" и ведущим на различных каналах телевидения и радио. Он был также одним из основателей сайта "Белорусский партизан". Это интернет-издание, со ссылкой на маму погибшего сообщило, что Павла Шеремета похоронят в Минске.
Шеремет покинул Общественное телевидение России в июле 2014 года, после аннексии Крыма и начала войны на востоке Украины. Он объяснил свою позицию так: "В последнее время в России идет настоящая травля тех журналистов, которые рассказывают об украинских событиях и российско-украинской войне не в стилистике кремлевской пропаганды. Я считаю аннексию Крыма и поддержку сепаратистов на востоке Украины кровавой авантюрой и роковой ошибкой российской политики". Этой же теме была посвящена и одна из программ на Радио Свобода, в которой Павел принимал участие.
В интервью Радио Свобода Шеремет тогда говорил: "При каждой нашей встрече мои коллеги, вольно или невольно, оправдывались, объясняя свой конформизм тем, что у них ипотека, что у них семья, что у них дети, которых надо кормить, больная мать и так далее. Найти яркое объяснение тому, почему они восхваляют "Единую Россию", на белое говорят черное, трудно было всегда, и внутренне дискомфортно людям работалось. Но теперь украинская война дала им этот аргумент, они теперь не жалкие пропагандисты, не трусы, обменявшие совесть на ипотеку, а защитники "Русского мира".
Своими воспоминания о Павле Шеремете поделилась его хорошая подруга, журналист Радио Свобода Мелани Бачина:
– "Мне страшно, но я с этим борюсь!" – написал мне Павел Шеремет в одном из последних сообщений. Мы говорили с ним тогда про расследование убийства Немцова и закрытие телекомпании "ТВ-2", где я на тот момент еще работала. Мы познакомились с ним в начале 2000-х. Он поразил меня своей прямолинейностью. И очаровал меня сразу. Он вообще умел очаровывать. Умел быть другом, умел помогать и поддерживать. Искренний был во всем. Помню, однажды на ТЭФИ он был в жюри, а я среди номинантов. И так вышло, что вручать премию в этой номинации вышел Шеремет. И он тогда со сцены сказал: "Прежде, чем я открою конверт и назову имя победителя, я хочу сказать, что среди номинантов есть Мелани Бачина, вот она в зале сидит, и я хочу ей сказать, что для меня она лучшая, какое бы имя ни было бы написано в этом конверте". Он, конечно, знал, какое имя в конверте написано, и что это не мое имя, он таким образом просто предупредил меня и поддержал прямо со сцены в самый напряженный момент. Это было против правил. Я поняла тогда многое про самого Пашу, поняла, какой он на самом деле. Какой он отчаянный. Поняла, что люди для него важнее церемоний.
В жизни и в профессии – он был очень разным. В жизни легкий, ироничный, веселый, он умел шутить, легко мог рассмешить любого. Он никого не оставлял равнодушным. Когда он появлялся в компании, он все внимание забирал на себя. С ним хотелось быть рядом. Очень добрый. Паша умел сопереживать. При всей своей кажущейся самоуверенности и легкости, он был очень рефлексирующим человеком. Когда он выпустил пилот на украинском телевидении программы "Протi ночi", позвонил мне как-то неожиданно и попросил посмотреть. Очень переживал, помню, сказал тогда: "Пилот – это всегда сырое что-то. Тем более такой, который мы сделали за пару дней на коленке. Посмотри, пожалуйста. Он мне очень не нравится. Я сомневаюсь, стоит ли мне возвращаться на телевидение". Я сказала, что это его жанр и что балагурить он умеет. А он ответил, что "просто балагурить ему не интересно". Для него оставаться честным в профессии было важнее, чем сохранить рабочее место и зарплату. Когда, уйдя с Общественного телевидения, он остался вообще без работы, ему трудно было, но он шутил и говорил: "Ничего, прорвемся, что-нибудь придумаем".
Во всем, что касается профессии, у него всегда была холодная голова. Когда он работал, он становился совершенно другим. Сосредоточенным. Серьезным. Последовательным. И очень правильным. После событий на Майдане, я помню, он останавливал украинских журналистов, говорил им: "Не сотворите себе кумира, не очаровывайтесь новой властью. Нельзя. Вы журналисты, вы не можете себе этого позволить". Тогда эйфория была у многих. Паша умел говорить, умел убеждать. И он не боялся говорить. Не боялся быть честным.Он был очень свободным. Я таких больше не встречала, – вспоминает журналист Радио Свобода Мелани Бачина.
Павел Шеремет был частым гостем эфира Радио Свобода, комментируя политические процессы на Украине и в России. В последний раз он выступал в программе "Лицом к событию" 8 марта этого года.
До этого, 1 марта, рассказывал о кризисе, Крыме, Донбассе и реформах на Украине.