Президент России Владимир Путин в среду почти час разговаривал по телефону с турецким лидером Реджепом Эрдоганом. Соболезнования в связи с терактом в аэропорту Стамбула были поводом, но не единственной темой этой беседы. По словам Путина, после разговора и недавнего письма с извинениями Эрдогана за сбитый российский бомбардировщик "принято решение начать процесс нормализации отношений с турецкими партнерами". "Хотел бы начать с вопросов туризма, хоть и звучит это на фоне активизации террористических элементов... Тем не менее, административные ограничения в этой сфере мы снимаем" – приводит слова Путина "Интерфакс". Эрдоган, в свою очередь, пообещал сделать все возможное для обеспечения безопасности туристов из России.
Решение "открыть" Турцию после теракта в аэропорту Стамбула действительно выглядит на первый взгляд парадоксальным – ведь другое популярнейшее направление у туристов, Египет, было "закрыто" именно после теракта на борту российского самолета, вылетевшего из аэропорта Шарм-аш-Шейха. Судя по всему, извинения, принесенные Эрдоганом за сбитый российский Су-24 (какими бы двусмысленными они ни были), оказались весомее.
Смогли ли российские турфирмы, специализировавшиеся на "пакетном" туризме, выжить за те полгода, что им было запрещено продавать путевки в Турцию? Получится ли у россиян отдохнуть в Турции уже в этом сезоне? И хотят ли они этого – может быть, за время запрета на продажу путевок в Анталью и Кемер русский турист привык к пляжам Сочи и Крыма? На вопросы Радио Свобода отвечает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина:
– Насколько российские туристы, что называется, истосковались по Турции?
– Сильно истосковались. И не только туристы, но и турагентства, для которых это был основной товар, основное направление, которое они продавали, и они без него переживают, конечно, довольно тяжелые времена. Для туристов Турция 13 лет, включая 2015 год, была направлением номер один зарубежным для отдыха, и вдруг оно закрыто. А тут еще и направление номер два – Египет – тоже закрыли. То есть Турции реально не хватает на российском рынке.
Все альтернативы Турции воспринимались как компромисс
Все альтернативы, которые предлагаются и в России, и за рубежом, они все имели какие-то "но" и воспринимались потребителями и бизнесом как вынужденный компромисс. По соотношению цены и качества Турцию, конечно, сложно заменить, особенно для семейного отдыха с детьми. Даже то, что в отношении Турции все время звучит слово "замена", как раз и говорит о том, что рынок решает задачу именно поиска какого-то эрзаца. А на самом деле хочется, конечно, Турцию.
– После того, как для россиян оказалась закрыта не только Турция, но и Египет, было много разговоров о скором чуть ли не крахе российского туристического бизнеса. В итоге ему удалось выжить за этот срок?
– Ну, мы живучие, нас так просто не возьмешь! (Смеется.) Турфирмы, конечно, перераспределили потоки, диверсифицировались, насколько могли, стали искать новые направления. Очень многие вышли на внутренний рынок. Но понимаете, нельзя развивать внутренний туризм путем лишения выбора потребителей и бизнеса. Поэтому, конечно, если Турцию откроют, то народ туда вернется опять. И турфирмы, видите, пока живы, пока никаких банкротств не было, не дай бог.
– Есть ли у вас представление о том, сколько потенциальных туристов после закрытия Турции и Египта поехали на другие курорты, в том числе российские, а сколько остались дома, решив не ехать никуда – из-за экономического кризиса, например?
– Официальная статистика есть только по первому кварталу. Выезд за рубеж снизился на 22%, и это довольно большое падение. Например, в 2015 году, в первом квартале, падение было гораздо больше, почти в два раза – 40,3%. То есть многие никуда не поехали. Кризис, как вы правильно сказали, денег нет, высокие курсы евро и доллара, и не все готовы платить. Тем не менее, люди, у которых есть возможность, все равно едут за рубеж. Те, кто побывал за рубежом, кто отдохнул в нормальных условиях, по вполне подходящим ценам, – конечно, им сложно здесь адаптироваться.
– Здесь – это на российских курортах?
– В России, да.
– Можно ли успеть "открыть" Турцию для пакетных туристов уже в этом летнем сезоне?
Те, кто побывал за рубежом и отдохнул в нормальных условиях, – конечно, им сложно в России адаптироваться
– Первые чартеры можно будет организовать в течение 10–14 дней. Самолеты же надо будет переставлять с других направлений. Полноценные программы можно возобновить в течение месяца примерно. Но не будем забывать, что два месяца высокого сезона в Турции – май и июнь – уже прошли. Еще месяц понадобится на возобновление программ, и остаются август и сентябрь. Ну, и октябрь тоже, хотя это, скажем так, уже конец сезона. То есть какое-то количество россиян сможет отдохнуть в этом сезоне в Турции. Но, конечно, говорить о полном восстановлении потока, который был, например, в 2013–14 годах, не придется.
– Турция была закрыта, но оставалась щелочка – авиационное сообщение с этой страной не было отменено, несколько турецких авиакомпаний летали в Россию, они обладают вполне развитой маршрутной сетью. Я читал много сообщений о том, что люди немножко переориентировались, научились сами покупать билеты и летать в Турцию в обход турфирм. Это как-то может повлиять – снизит ли это чисто клиентов турфирм, которые уже смогли понять, что такое самостоятельный туризм?
– Турция – не очень [популярное] направление для самостоятельного туризма. Туда самостоятельно едут те, у кого там есть недвижимость – квартира, апартаменты и так далее, а у россиян она есть, многие отправляли туда свои семьи на полгода, с мая по октябрь. Но вообще Турция – направление все-таки пакетного туризма. Чартеры – это дешевле, и народ активно этим пользовался. Вот, пожалуйста: аэропорт Анталии сообщил, что с 1 по 16 июня число российских туристов сократилось почти на 99% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Всего 3,5 тысячи россиян прилетели в Анталию самостоятельно в первой половине июня. Так что, в общем, нет, конечно, народ ждет. И потом все-таки запрет какое-то психологическое давление на людей оказывал, и не особенно они ехали. За пять месяцев 2016 года поток российских туристов в Турцию снизился на 96 процентов. В первом квартале – на 71 процент. Ждали открытия, конечно, и будут покупать пакеты.
– Как российские курорты использовали то время, что была закрыта Турция? Смогли ли они поднять уровень сервиса, чтобы не остаться ни с чем, когда она откроется? Или, напротив, почивали на лаврах?
– Нет, ну, мало времени было, чтобы улучшиться. Какие были гостиницы на момент закрытия Турции, такие и остались – и в Сочи, и тем более в Крыму. У нас же 80% россиян выбирают пляжный отдых, у нас холодная страна, долгая зима. И конечно, когда тепло, родители хотят детишек вывезти на теплое море, и сами хотят выехать туда. Поэтому пляжный отдых – номер один. Поэтому и Крым, и Сочи в отсутствие Турции и Египта получили свою порцию спроса, но это вынужденный спрос, на мой взгляд. Потому что нет вариантов. А можно ли развивать туризм внутренний вот так вот, кампанейщиной и путем лишения выбора россиян, куда ехать? Вот их заставили ехать в Сочи и Крым – они и поехали. Если бы были Турция и Египет, никакого взлета такого не было бы спроса на внутренние курорты, – говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Навстречу русским туристам, возвращающимся в Турцию, могут проследовать турецкие овощи и другие продукты, импорт которых в Россию был запрещен после инцидента с Су-24. Чиновники, правда, прилежно делают вид, что этот вопрос с политикой никак не связан, но говорят, что отмена эмбарго на поставки турецких продуктов в Россию – вопрос сугубо технический. "Возобновление поставок будет возможно после того, когда компетентные органы Турции предоставят необходимые гарантии безопасности ввозимой продукции", – сказала "Интерфаксу" пресс-секретарь Россельхознадзора Юлия Мелано.