Россельхознадзор 16 мая намерен запретить ввоз в Россию турецких кабачков, лимонов и грейпфрутов – последних, что оставались в списке разрешенных к этому моменту. Москва называет главной причиной прекращения их поставок, как обычно, нарушения фитосанитарных норм и отрицает политические мотивы – как и в случае с суровыми ограничениями для российских туристов, желающих отдохнуть на турецких курортах. Все решения в России по запрету импорта турецких овощей и фруктов и по разрыву многолетних туристических связей принимались сразу после того, как в ноябре 2015 года турецкие ВВС сбили в районе турецко-сирийской границы российский бомбардировщик Су-24.
Начало туристического сезона 2016 года в Турции вряд ли можно назвать многообещающим, пишет стамбульская газета Milliyet, цитируя генерального директора Союза работников туризма Турции (PAK) Мусы Уяра, который приводит печальную статистику: доходы отрасли снизились на 8,28 процента по сравнению с прошлым годом. В ближайшее время 500 тысяч работников сферы туризма могут остаться без работы. Чиновник подчеркнул, что, если ситуация не изменится, прибыль от туризма и в 2017, и 2018 годах будет стремительно сокращаться. Такого спада в Турции не наблюдалось в течение последних 15 лет.
"Кто окажется победителем в нынешнем российско-турецком конфликте?" – задается вопросом турецкий интернет-портал Sondakika. В первую очередь Турция, ее индустрия и сфера услуг – из-за санкций, введенных Владимиром Путиным. Впрочем, напоминает издание, они коснулись и российских туроператоров, которым рекомендовано не работать в турецком направлении, что безусловно отразится и на российском бизнесе, и на среднем потребителе. Однако Кремль считает все это незначительными потерями в сравнении с экономическим уроном, причиненным Анкаре.
От последствий российско-турецкого обострения отношений сейчас, с началом туристического сезона, страдают обе стороны, в первую очередь простые покупатели, туристы и потребители услуг, подтверждает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе:
- Российские туристы еще остались в Турции? Или их там уже нет?
- У нас нет сведений о российских гражданах, находящихся в Турции с туристическими целями. Мы можем со всей ответственностью заявить, что клиентов туроператоров там точно нет. Самостоятельные туристы могут путешествовать в Турцию, если считают это для себя возможным, безопасным, доступным по цене, но в нашей статистике их нет.
- Турция всегда была традиционным местом пляжного летнего отдыха российских туристов. Где они будут отдыхать этим летом?
- Греция, Кипр, Болгария, Хорватия, Черногория, Вьетнам, Таиланд и российское черноморское побережье, Краснодарский край, Крым. Видимо, таким образом распределится потенциальный турецкий, а также и египетский поток, потому что обеих стран нет на российском рынке этим летом. Но можно уже утверждать с большой долей вероятности, что какая-то часть туристов, которые раньше ездили в Турцию и Египет, этим летом из-за отсутствия средств не поедут никуда.
- На курортах перечисленных вами стран россияне будут отдыхать в тех же условиях и по той же цене, что и в Турции? Или все-таки будет разница?
- Какая-то разница, безусловно, будет. Но и в Греции, и в Болгарии, и на Кипре есть условия, приближенные к турецким, как с точки зрения цены, так и с точки зрения набора услуг.
- Снизились ли доходы отрасли туризма в России по сравнению с прошлым годом?
- Безусловно. Кризис продолжается, количество потребителей в сегменте выездного туризма не увеличивается, и конечно, это влияет на доходность туристического бизнеса. Российским туроператорам запрещено продавать туры в Турцию – есть прямой запрет, в указе президента. Поэтому для бизнеса это определенные потери, серьезные. Но бизнес стал очень маневренным за последние два года. Туроператорскому сообществу пришлось перенести много разных внезапных ударов, поэтому они приспосабливаются как-то, ищут альтернативные направления, ищут другие варианты предоставления услуг, - рассказывает Майя Ломидзе.
В 2014-2015 годах сумма взаимного торгового оборота между Россией и Турцией доходила до 40-45 миллиардов долларов. И больше всего в России сегодня, полагает Sondakika, экономически пострадают регионы с тюркским населением – Татарстан и Башкортостан. Согласно оценкам американской аналитической компании IHS, на которую ссылается издание, Татарстан может потерять турецкие инвестиции размером в 1,5 миллиарда долларов, если будут запрещены проекты, осуществляемые турецкими рабочими и бизнесменами. Такие обстоятельства вынуждают Турцию заняться поисками альтернативы российским рынкам на всех направлениях, пишет Sondakika. В то время как Россия пытается наладить отношения со странами Центральной Азии, целью Анкары, по всей видимости, является увеличение экспорта, в том числе капитала, в Евросоюз и на Дальний Восток.
Более оптимистичные взгляды выражает на своих страницах газета Hurriyet. Кризис в отношениях с Россией не будет продолжаться долго, считает председатель Совета по внешнеэкономическим связям Турции (DEIK) Омер Джихад Вардан, которого цитирует издание:
– Обе наши страны являются важными торговыми партнерами, существуют серьезные взаимные инвестиции. У нас – 20 тысяч смешанных турецко-российских семей. Все это указывает на то, насколько глубоки наши двусторонние отношения, которые нельзя игнорировать. Решение России принять определенные меры против Турции конечно же, нас беспокоит. Но мы не думаем, что это будет длиться долго. Россия продает нам газ; мы приносим ей внушительный доход. Россия также зависит от нас. Когда мы в будущем проведем диверсификацию и наша зависимость снизится, русским тоже придется серьезно задуматься.
"Российские власти ведут против Турции продуктовую войну и намерены полностью вытеснить с российского рынка турецкие продукты питания" – таковы типичные ежедневные заголовки большинства турецких газет. Турецкие СМИ то и дело сообщают об аресте партий товаров и привлечении к ответственности российских предпринимателей, которые вопреки запретам властей завезли в Россию очередную партию "идеологически вредных" турецких продуктов питания. У многих жителей Турции показательные акты уничтожения продуктов вызывают настоящий шок. Консервативные мусульмане предлагают задуматься об этической стороне вопроса. Многие не скрывают своего возмущения тем, что продукты уничтожают в стране, пережившей войны и голод. "С точки зрения религии уничтожение любых продуктов питания – страшный грех, – говорит сорокалетний фермер Айхан. – Вокруг слишком много нуждающихся и голодающих людей, которые испытывают недостаток в самых необходимых продуктах":
– Российские власти соорудили настоящий кордон, чтобы не допустить проникновения в страну турецких продуктов. Пограничники проверяют турецкие грузовики, отправляют обратно якобы зараженные овощи и фрукты. Производители называют все обвинения надуманными и утверждают, что поставляют на российский рынок только экологически чистую продукцию.
Другой фермер Аксай рассказывает, что после введения российских санкций турецкие производители попали в трудное положение. Поставка овощей полностью прекращена. Грузовики с продукцией возвращались обратно на родину. Турецкие холодильники и склады оказались забиты скоропортящимися овощами и фруктами. Резко упали цены на продукцию, производители заявили, что вылетят в трубу и не смогут больше платить по кредитам. Многие фермеры бросали выращенный урожай и отправлялись в Стамбул в поисках хоть какой-то работы:
Закупку турецких овощей и фруктов увеличили страны Европы и Ближнего Востока, в частности Саудовская Аравия
– Закупку турецких овощей и фруктов увеличили страны Европы и Ближнего Востока, в частности Саудовская Аравия, которая испытывала их недостаток из-за неурожаев в минувшем году. Часть выращенного, правда, по более низким ценам, согласилась приобрести Украина, которая после начала российско-турецкого конфликта по вполне понятным причинам демонстрировала Турции свое дружеское расположение.
Чтобы помочь сельскохозяйственному сектору, власти Турции объявили о начале кампании под лозунгом "Съедим сами". Правительство пообещало помочь производителям и отправить часть урожая на переработку для производства соков, кетчупа и томатной пасты. Взывая к патриотическим чувствам, турок призывают пить даже непопулярный в стране томатный сок. Помогла и красочная реклама этого непривычного для турок продукта. Стамбульский экономист Актай Алтынкек, однако, скептичен:
– Законы рынка сильнее политики. Власти хотели своими приказами контролировать страну, которая уже жила по законам рыночной экономики. Началось перемещение турецкого товара в Россию через соседние страны. Первыми под удар попали цитрусовые, которые поспели к концу ноября – как раз к началу российско-турецкого кризиса. Турецкие фуры с мандаринами тогда простаивали на таможне в надежде, что российские власти образумятся и отменят эмбарго. Однако, поняв, что этого не случится, их владельцы возвращали товар обратно, иногда просто уничтожали его. Но постепенно вся уцелевшая продукция разошлась по соседним странам. Каждый хотел заработать, и нет ничего удивительного в том, что запрещенные к ввозу в Россию турецкие мандарины смешивались с произведенными в другой стране и отправлялись на российские рынки.
После введения эмбарго в Азербайджан отправились "опальные" турецкие помидоры – в последние месяцы поставки их туда увеличились в несколько раз. Контракты заключались на скорую руку, иногда бизнесмены просто договаривались по телефону, минуя длительные официальные юридические переговоры. Но для чего Азербайджану столько овощей и фруктов? Очевидно, что местные предприниматели решили с выгодой для себя использовать продовольственный кризис в соседней России. Турецкий новостной портал Haber писал, что после начала эмбарго Азербайджан увеличил объем поставок томатов в Россию в пять раз. Эту информацию подтверждали и российские источники, сообщая, что российские власти подозревают азербайджанских поставщиков в незаконном реэкспорте. Азербайджанские власти все обвинения отрицали. Продолжает экономист Актай Алтынкек:
– Азербайджан не менее активно торгует с Россией теми же самыми группами сельскохозяйственной продукции. Сразу после начала турецкого кризиса власти этой страны сообщили о готовности быстро компенсировать на российском рынке турецкие помидоры – и вместо этого предложили свои. Да, какая-то доля прироста в экспорте в Россию может приходиться на азербайджанскую продукцию, но не вся.
Кроме того, Азербайджан снизил на двадцать процентов тарифы на паромные перевозки через Каспий для грузовых автомобилей из Турции, направляющихся в Казахстан и обратно. Такой шаг был принят по просьбе турецкой стороны после запрета на въезд ее грузовиков в Россию. В результате турки получили новый дешевый маршрут для транспортировки своей продукции. По словам стамбульского предпринимателя Ахмеда Кайа, поток автомобилей с грузами на паромной переправе между Азербайджаном и Казахстаном нынешней зимой увеличился в несколько раз:
"Отказные" турецкие овощи и фрукты идут сначала в Азербайджан, оттуда транзитом в Казахстан и потом уже попадают в Россию
– Страны Евразийского экономического сообщества, куда входят, помимо России, Белоруссия и Казахстан, не присоединились к российским санкциям против Турции. Их границы с Россией открыты. Они продолжают торговать с обеими странами и получать солидную прибыль. "Отказные" турецкие овощи и фрукты идут сначала в Азербайджан, оттуда транзитом в Казахстан и потом уже попадают в Россию.
Для сохранения клиентуры и богатого российского рынка турецкие производители готовы идти на риск. Газета Hurriyet утверждала, что производители ювелирных изделий, чтобы обойти жесткие российские запреты, налаживают производство в соседней Армении, несмотря на отсутствие дипломатических отношений между странами. Ювелирные мастерские в этой стране имеют давние традиции и привлекают более дешевую рабочую силу. К тому же сотрудничеству способствуют родственные связи: большинство турецких ювелирных компаний с давних времен находятся в руках этнических армян. Такие фирмы, по некоторым оценкам, контролируют около семидесяти процентов этого рынка.
Владельцы золотых мастерских неохотно говорят с журналистами, опасаясь санкций турецких властей. Вот что на условиях анонимности рассказал представитель компании "Джеташ":
– Официального запрета на турецкое золото нет. Однако между странами продолжается необъявленная война. Российская таможня повышает пошлины и устраивает проверки товара. Из-за этого прямой экспорт сократился или полностью сошел на нет. Ювелиры из Стамбула, в основном армянского происхождения, открывают производство в Армении отчасти из-за более дешевого труда. Оттуда они продают золото в Россию и другие постсоветские государства.
"Чемпионом" реэкспорта оказалась Белоруссия, которая продавала под видом собственной продукции в Россию турецкие фрукты, которые шли по поддельным сертификатам. Турция отрицала свое участие в "серых" схемах продвижения товара в Россию. В ответ на запросы Россельхознадзора о возможной незаконной поставке турецких товаров Анкара заявила, что не выдавала поддельные сертификаты своей продукции и не может нести ответственность за действия другого государства.