Ссылки для упрощенного доступа

Щи на примусе


Было время – на Дональда Трампа смотрели как на телевизионного комика. Пародии на него в исполнении профессионалов жанра не могли превзойти оригинал и лишь добавляли ему популярности. Здравомыслящие люди говорили: рано или поздно этот дилетант поскользнется на арбузной корке и сойдет с дистанции. Но сошли все его соперники, а он приближается к финишу в гордом одиночестве. Теперь вожди партии, прежде воротившие от него нос, призывают сплотиться вокруг единственного кандидата, Ларри Кинг рассказывает, что он "славный малый", обозреватель Fox News Меган Келли, возмущавшаяся его сексизмом и получившая свою порцию непристойных оскорблений, сидит с ним в студии, как шерочка с машерочкой.

В американском политическом лексиконе это называется "запрыгнуть в грузовик с оркестром" – то есть в последний момент переметнуться на сторону побеждающего. Впору вспомнить советский анекдот о "развитом социализме": всех тошнит, а деваться некуда.

Теперь здравомыслящие люди говорят: мало ли что сболтнешь в пылу полемики, ничего страшного, наберет себе команду умных людей, они наставят его на путь истинный – в конце концов, у нас же есть проверенные временем институты, а это важнее персоналий. Но что-то пока не видно в окружении Трампа дельных советников, а один из важнейших институтов страны уже три месяца парализован: после смерти члена Верховного суда Антонина Скалиа оставшиеся восемь судей разделились на две равные фракции, консерваторов и либералов, и не могут принять решения по важнейшим вопросам, но республиканцы в Сенате упрямо отказываются даже рассматривать кандидатуру девятого судьи, назначенного президентом.

Кумир толпы Дональд Трамп – это грозная реальность страны, политики которой погрязли в политиканстве

В последних опросах Трамп уже обогнал Хиллари Клинтон на три-пять процентных пунктов. А ведь поединок между ними по-настоящему еще и не начинался. Ситуация настолько серьезна, что авторитетнейший идеолог неоконсерватизма Роберт Кэган опубликовал на этой неделе колонку под зловещим заголовком "Так в Америку приходит фашизм". Он напоминает, что отцы-основатели США главной угрозой республике считали власть толпы, на плечах которой к власти приходит единоличный правитель. В качестве примера Кэган указывает на путинизм, у которого нет ни политической программы, ни вменяемого мировоззрения – только слепая вера в то, что вождь решит все проблемы и победит всех врагов. Стыдливую поддержку Трампа республиканским истеблишментом он сравнивает с покаянными речами подсудимых на сталинских московских процессах.

"У нас это невозможно". Эту фразу Синклер Льюис сделал названием романа, опубликованного в 1935 году, в котором описал приход в Белый дом лидера-фашиста – его привела туда толпа, опасавшаяся, большевиков, которые "рады были бы заставить нас варить щи на примусе". Сценарий был вполне реальным: в выборах 1936 года собирался участвовать сенатор от Луизианы, отчаянный полулист и демагог Хьюи Лонг. Он был убит по причине, не имеющей отношения к политике, хотя теория заговора до сих пор муссируется конспирологами. Можно вспомнить также роман Филипа Дика "Свободное радио Альбемута": в конце 60-х, когда в США были убиты Роберт Кеннеди и Мартин Лютер Кинг, страна впадает в смятение и избирает президентом отвратительную помесь сталиниста с неофашистом – что характерно, при поддержке СССР, хотя этот кандидат и борется с несуществующим коммунистическим подпольем.

Кумир толпы Дональд Трамп – это грозная реальность страны, политики которой погрязли в политиканстве. Джеймс Мэдисон писал, что это "мутная накипь, которой дух партийной склоки отравил наше общественное правление". А Джон Адамс утверждал: "Не было еще на свете демократии, которая не покончила бы самоубийством".

Владимир Абаринов – вашингтонский обозреватель Радио Свобода

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG