Житель чеченского села Кенхи Шаройского района Чечни Рамазан Джалалдинов, пожаловавшийся президенту Владимиру Путину на плохие дороги и коррупцию, покинул республику, опасаясь преследований. По данным телеканала "Дождь", сейчас он находится на территории Дагестана. Вскоре после того, как видеообращение было опубликовано, глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что вся изложенная Джалалдиновым информация – ложь. 1 мая 56-летний чеченец пожаловался на Кадырова генпрокурору России Юрию Чайке, требуя дать правовую оценку действиям и.о. главы республики. СМИ также сообщали о задержании водителя Магомеда Шарипова, который привез журналиста "Дождя" в село Кенхи. Позднее его отпустили.
Обращение к генпрокурору Чайке размещено на странице Джалалдинова "ВКонтакте". В нем говорится, что действия Рамзана Кадырова "неправомерны и ущемляют его гражданские права". Джалалдинов отмечает, что по закону в России все равны – "что пастух, что патриот", поэтому он сам не может давать никаких оценок, для чего и обращается в Генпрокуратуру. "Я человек в годах, я не смог больше терпеть и скрывать правду. Если перечисленные мной факты подтвердятся, прошу немедленно вернуть мне мои права и свободы. Если нет – накажите меня согласно Конституции", – пишет Джалалдинов.
Свое нашумевшее видеообращение к президенту Владимиру Путину Джалалалдинов выложил в Youtube накануне традиционной прямой президентской линии. В ролике мужчина на фоне полуразрушенных домов и явно требующих ремонта улиц рассказывает о том, что за все годы мирной жизни после второй чеченской войны федеральные деньги так и не дошли до села. За любые субсидии из Москвы людей заставляют платить чиновникам откаты в размере трети суммы. Джалалдинов взял на себя смелость утверждать, что откаты возвращаются и в Москву.
Чеченские власти опровергли изложенную Джалалдиновым информацию. На официальном телеканале "Грозный-ТВ" вышел репортаж, в котором односельчане Рамазана Джалалдинова утверждают, что в их селе все хорошо, а сам Джалалдинов бывает там лишь наездами.
В интервью Радио Свобода Рамазан Джалалдинов рассказал, почему он уехал из Чечни в Дагестан и боится возвращаться в родное село Кенхи:
– Вы сами видите, что бывает с теми, кто обращается (с жалобами. – РС), – над ними издеваются. Я взрослый человек, а мне тыкали, просили извиниться. Они бы меня замучили там за правду.
– Чувствуете ли вы себя в безопасности в Дагестане и что собираетесь делать дальше?
– Пока я здесь в безопасности, но я не в состоянии прятаться долго, у меня на иждивении жена, дети, они ничем не зарабатывают, я могу думать пока только об этом.
– В своем обращении вы говорили о плохом состоянии дорог в Чечне, о так называемых откатах. Вас лично это коснулось?
-– Это коснулось не только меня лично, а всех, кто живет в нашем селе. И я об этом рассказал. К сожалению, "Дождь" показал не все, что снимали, 100 человек пришло на встречу с журналистом, в этой комнате не было места, все хотели рассказать, что с ними было, – и про откаты, про то, что откат от полученной компенсации забирали даже под угрозой пистолета.
– А потом ваши односельчане рассказали телеканалу "Грозный-ТВ", что в селе все хорошо, а вы вообще там редко появляетесь...
Они просили учителей сказать, что я псих, а то меня убьют. Мол, если вы так скажете, то его можно пожалеть и оставить
– После моего ролика жителей села собрали ночью. Собрали всех учителей, директора школы и главу администрации. Они репетировали этот репортаж на "Грозном-ТВ" – как снимать, что сделать, что говорить. Еще они просили учителей сказать, что я псих, а то меня убьют. А если вы так скажете, то его можно пожалеть и оставить. Так что ради его жизни и ради его семьи скажите, что он псих. Люди не пошли на это. Мою сестру за 100 тысяч рублей просили сказать, что я псих. Ее мужа просили. Они на это не пошли. И на эту встречу никто не пришел, кроме учителей. А они были вынуждены пойти – они бюджетники.
– Кто несет ответственность за ситуацию в Чечне – за коррупцию, откаты?
– Должен нести глава Чеченской республики Рамзан Кадыров. Но он не несет. Он говорит, что не может до меня дозвониться, чтобы все обсудить. Я ему отправил свой телефонный номер, адрес, контакты.
– Может ли ваше обращение к президенту Путину изменить ситуацию в Чечне? На что вы надеялись, когда обращались к нему?
Основная моя надежда – на правозащитников и на народ. Я на Путина и Кадырова нисколько не надеюсь
– Основная моя надежда – на правозащитников и на народ. Я на Путина и Кадырова нисколько не надеюсь, – сказал Рамазан Джалалдинов.
Джалалдинов утверждает, что первую жалобу президенту написал еще в 2006 году, а в 2007 году его за это осудили на два с половиной года условно. После второй жалобы его арестовали на 13 суток, бросив в подвал. В 2011 году его наказали за сопротивление властям на пять лет условно, но затем изменили приговор на три года общего режима (впоследствии срок был сокращен до полутора лет, утверждает житель Чечни). По его словам, он несколько раз был в приемной президента, пытался жаловаться в правозащитные организации, обращался к главе администрации села, но все попытки закончились безуспешно.
Ранее СМИ сообщали, что 30 апреля в Чечне был задержан водитель Магомед Шарипов, который привез в село Кенхи журналиста телеканала "Дождь" Василия Полонского. Полонский сначала прибыл в Дагестан для встречи с Рамазаном Джалалдиновым, который пожаловался Владимиру Путину на плохие условия жизни в селе Кенхи. Из Дагестана журналист направился в Кенхи, где встречался с местными жителями. Позже, 30 апреля СМИ сообщили о задержании двоих жителей села Кенхи, которые общались с журналистом Полонским, – Джанмирза Алидибирова и Хизбула Ахмедова. Уточняется, что Шарипова уже отпустили. Рамазан Джалалдинов считает, что все трое были задержаны из-за того, что правоохранительные органы "хотят выйти" на него.