В среду, 20 апреля, как ожидается, в мэрии Новосибирска обсудят вопрос проведения "Монстрации" – первомайского шествия с абсурдными лозунгами, ставшего пародией на традиционные советские демонстрации. Эта ироничная акция проходит в Новосибирске ежегодно с 2004 года, и до последнего времени местные власти не препятствовали ее проведению. Впервые акция оказалась под угрозой в 2015 году, когда мэрия не пустила демонстрантов на центральную улицу города.
В этом году против шествия выступили сначала православные активисты, заявив, что акция является частью "оранжевой революции" и ведет к "сатанизации молодежи". Затем лидер ЛДПР Владимир Жириновский, выступая в Государственной думе, призвал запретить "Монстрацию". Он также счел, что акция является предвестником революции, и заявил, что ее проведение в Пасху станет "ударом по православию". Жириновский потребовал отправить в отставку мэра Новосибирска Анатолия Локтя в случае, если акция действительно состоится в Пасху. Анатолий Локоть в ответ заявил, что "лодку раскачивает" не "Монстрация", а заявления лидера ЛДПР.
Но при этом власти Новосибирска пока "Монстрацию" не согласовали. Первую заявку на проведение "культурно-массовой акции" Артем Лоскутов, основатель "Монстрации", подал еще 1 марта. Позднее было подано второе уведомление на акцию, на этот раз в формате демонстрации. Третье уведомление на проведение все той же "Монстрации" подала партия "Яблоко" в надежде, что хоть одну из заявок власти города одобрят.
Радио Свобода выясняет, кому сегодня мешает "Монстрация" и почему за десять лет своего существования это пародийное мероприятие превратилось в политическую акцию.
"Ы-Ы-ЫТЬ!"
Все началось в Новосибирске в 2004 году. Весной группа студентов решила изменить традиционные представления о Первомае и устроить свой вариант весеннего хеппенинга. Так и родилась "Монстрация". Название придумали просто: убрали приставку "де-" из слова "демонстрация". По мнению будущих монстрантов, она несла в себе негатив, как в словах "деконструкция" или "деградация". Как вспоминает идейный вдохновитель акции Артем Лоскутов, никакой глобальной политики у них и в мыслях тогда не было:
– Я был студентом, мне было 17 лет, в таком возрасте была внутренняя потребность каких-то форм протеста. Мы видели разные демонстрации, конечно, на 1 мая или 7 ноября, но все это создавало такую атмосферу абсурда, чего-то ритуального, в чем люди зачем-то участвуют. Абсолютная бессмыслица. Например, люди несли плакаты с логотипами своей обувной фабрики или девушки рекламировали такси. Адекватный формат участия в этом был только тот, который мы и придумали. И чтобы никого не обманывать, мы решили эту бессмыслицу усилить.
Это была демонстрация потребности освободиться от заорганизованности, от официоза, который царил вокруг
На первую "Монстрацию" вышло около 80 человек. Они несли в руках нелепые плакаты, например "Где я?", "Реальность удел богов" и "Ы-Ы-ЫТЬ!". Уже тогда стало понятно, что эта акция – скорее попытка развлечь себя, а также противопоставить легкость и веселье зашоренности традиционного мероприятия. Участвовавший в самых первых "Монстрациях" художник Константин Скотников, когда-то входивший в демонстративно абсурдную арт-группу "Синие носы", так объясняет смысл происходящего в то время:
– "Монстрация" была как минимум бодрящим и искренним культурным событием. Событием, которое стало условием живого и настоящего общения. А как максимум – это была демонстрация потребности освободиться от заорганизованности, от этого официоза, который царил вокруг. Удачная попытка заявить о том, что не надо вести нас в темное прошлое.
"ВПЕРЕД, В ТЕМНОЕ ПРОШЛОЕ!"
С тех пор "Монстрация" постепенно стала набирать популярность. К акции готовились заранее: придумывали плакаты, шили костюмы, сочиняли "кричалки". Лозунги становились злободневнее, например, "Ад наш" с намеком на всем знакомую фразу про Крым (2014 год) или "Вперед, в темное прошлое" (2013 год). Вместе с ростом интереса к акции менялись и ее маршруты. Если сначала монстранты просто присоединялись к официальной колонне первомайского шествия, то позже они начали искать альтернативные пути. Росло и количество участников. Организаторы говорят, что в 2010 году на "Монстрацию" вышло уже около 2 тысяч человек, и это было даже больше, чем на официальном провластном шествии.
Кстати, именно за эту "Монстрацию" Артем Лоскутов получил награду во всероссийском конкурсе в области современного искусства "Инновация", учрежденном Министерством культуры. Акцию на конкурс выдвинул Сергей Самойленко, который в то время был координатором Сибирского центра искусства. Тогда, в 2010-м, не обошлось без скандала с местным министерством культуры, которое не одобряло представление "Монстрации" на конкурс. Но, как говорит Сергей Самойленко, время доказало правильность принятого решения:
– "Монстрация" мне всегда казалась очень важной. С одной стороны, как явление стрит-арта, включающего элементы хеппенинга и карнавала. А с другой стороны, как социальный феномен, такая школа солидарности, детский сад общественной активности. Ну и вообще весело – люблю искусство абсурда. И если нынешнее время что-то отражает в полной мере, то такие вещи. И меняют в лучшую сторону тоже.
Даже милиция сначала в целом относилась к монстрантам благожелательно. Конечно, не обходилось без эксцессов: в 2006 году, например, было задержано несколько участников шествия. Большинство из них было отпущено без предъявления обвинений и составления протоколов. Так что "Монстрация" жила, развивалась, расходилась по другим городам, и казалось, что все будет благополучно.
"ХВАТИТ ОСКОРБЛЯТЬСЯ!"
Но все благополучие когда-нибудь заканчивается. Это касается и "Монстрации". С каждым разом получать согласование на проведении акции в мэрии Новосибирска становилось все труднее. Но организаторам это удавалось вплоть до 2015 года. В прошлом году проведение "Монстрации" впервые оказалось под угрозой. Новосибирск еще не отошел от митингов и акций противников и сторонников скандального оперного "Тангейзера", а тут еще и первомайская "Монстрация" подоспела.
Мэрия не рискнула пустить молодежь на Красный проспект, центральную улицу города. Маршрут так и не был согласован. Причем в попытках оправдать свое решение власти сами дошли до абсурда. Так, в одном из официальных писем они предложили перенести "Монстрацию" на набережную Оби к памятнику Николаю II. Вроде бы все в порядке, но проблема в том, что никакого такого памятника Николаю II в Новосибирске нет. Но зато есть монумент Александру III, который как раз и стоит на берегу реки.
Впрочем, ни к какому из памятников монстранты не пошли. Они отправились на прогулку по Красному проспекту, но все было далеко не так безобидно, как раньше. К месту сбора монстрантов подтянули не только полицию, но также и ОМОН, который не выпускал молодежь в сторону центра города. Но некоторым добраться до мэрии все же удалось, за что и поплатился организатор акции Артем Лоскутов. Он был задержан за нарушение закона о массовых акциях, оштрафован на 5 тысяч рублей и получил 10 суток ареста.
"ПРЕНЕБРЕЧЬ, МОНСТРИРУЕМ"
Прославившись во всех новостях с темой запрета "Монстрации", новосибирская мэрия решила как-то решить вопрос с ее дальнейшей судьбой. Акцию пообещали внести в график праздничных мероприятий, заранее согласовать маршрут и вообще содействовать монстрантам. Но в 2016 году ничего не изменилось. С одной стороны, "Монстрацию" не запрещают, а с другой – пытаются вставить ее в организованные рамки и присоединить к официальной молодежной колонне. Это предложил глава города Анатолий Локоть, который второй год подряд вынужден решать проблемы с "Монстрацией":
– Ответ такой: хотите участвовать – присоединяйтесь, направляйте своего представителя в штаб. Если позволит время, я приду, посмотрю. А принять участие, ирокез накрасить – я не готов. И лозунги – у меня уже возраст не позволяет, у меня лозунги уже устоявшиеся.
Я бы в рамках приема студентов на специальность "государственное и муниципальное управление" ввел бы обязательное тестирование, в котором был бы только один вопрос: "Объясните, как вы понимаете значение словосочетания "правдоподобное оправдание"
Так что вроде бы да, но, скорее, нет. Чиновники действительно попали в неудобное положение: Артем Лоскутов первым подал заявку на проведение шествия по центру города, опередив даже партию власти. Последние предоставить заявку могут только в середине апреля, согласно закону. По идее, кто первый, тому и шествие. Но отдавать так просто центр власти не намерены. Они объяснили, что главная улица города занята другими мероприятиями, но оправдания получились настолько туманными, что сразу же вызвали критику в соцсетях. Например, вот что посоветовал чиновникам в Facebook Илья Стахеев, кстати, сам бывший областной госслужащий:
– Нет, правда, будь моя воля, я бы в рамках приема студентов на специальность "государственное и муниципальное управление" ввел бы обязательное тестирование, в котором был бы только один вопрос: "Объясните, как вы понимаете значение словосочетания "правдоподобное оправдание", и приведите несколько удачных, на ваш взгляд, примеров." И производить жесткий отсев по результатам, иначе никакая вертикаль не построится.
В дело вмешались и православные активисты. Так уж повелось, что в Новосибирске они чувствуют себя достаточно вольготно, удачно пропиарив себя в истории с тем же "Тангейзером". Теперь они требуют запретить "Монстрацию". И даже написали мэру об этом письмо. "Монстрация", говорят активисты, позорит Новосибирск и всю страну, так как это "высвобождение низменных человеческих качеств и пороков". Мало того, по мнению авторов послания, "Монстрация" – это часть "оранжевой революции", да и вообще такая "демонизация человека" и "инфернальность" недопустимы в Пасху. Серьезно их слова, конечно, никто не воспринял. Но православные активисты внесли в историю еще немного абсурда и заодно подарили монстрантам отличный шанс сочинить новые лозунги на тему сатанизма и инфернальности. Зная активистов этого движения, в появлении таких плакатов можно не сомневаться.
Это как с тестом Роршаха – каждый видит, что хочет. Кто-то Майдан, кто-то руку Госдепа, кто-то сатанизм
Похоже, к обсуждению изначально аполитичной и веселой акции в Новосибирске скоро подключатся все. В частности, комментировать заявления тех же православных активистов уже вынужден губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, который пытается примирить все стороны конфликта. Конфликта, который назрел на пустом месте. Так считает Артем Лоскутов, который собирается приехать 1 мая в Новосибирск из Москвы, где сейчас живет:
– Просто все, что организовано не сверху, все, что идет снизу, власть пугает и вызывает недовольство. Им непонятно, что люди хотят. Им понятно, когда люди хотят заработать денег, например, а здесь они сталкиваются с творческим высказыванием и не знают, зачем это надо. Знаете это как с тестом Роршаха – каждый видит, что хочет. Кто-то Майдан, кто-то руку Госдепа, кто-то сатанизм. Это смешно и нелепо. Достаточно просто прийти и посмотреть, что происходит на самом деле. И все.
"ДА ТЫ СОВСЕМ ОРУЭЛЛ!"
Так что пока вопрос с "Монстрацией" открыт. То, что она состоится, сомнений ни у кого не вызывает. Но пройдет она на законных основаниях или нет, все еще непонятно. По одной простой причине, названной еще в позапрошлом веке: "Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло". Как доказывает жизнь, классика в России действительно вечна, как вечна и практика "вброса" двойников и клонов. На выборах их используют для того, чтобы оттянуть голоса избирателей от действительно важных кандидатов. С "Монстрацией" происходит похожая ситуация. Накануне стало известно о том, что в Новосибирске заявлено так называемое "Всешествие", координаторы которого много говорили об аполитичности и приверженности идеалам настоящей "Монстрации". Но соблюсти мнимый нейтралитет им не удалось: не так давно организаторы "Всешествия" пригласили для участия в мероприятии лидера ЛДПР. Владимир Жириновский на заседании Госдумы раскритиковал идею "Монстрации", так как это может быть частью идеи Госдепа США "расчленить страну". Он даже предложил мэру Новосибирска уйти в отставку, если акция все же состоится.
Так что, судя по всему, игра в демонстрации всех уровней только начинается. И кто в этой игре победит, пока непонятно. Но уже понятно, что заработать очки на первоначально веселой и простой акции становится все больше желающих.