«… Стенли Тэррентайн стал моим идолом еще в конце 60-х, когда его музыка впервые пробралась в мой проигрыватель в деревенском Род-Айленде. Еще раз, еще... и еще... Сверкающие обложки альбомов, шелковый звук, широкие мелодии и плавные ритмы, мягкие, гармоничные импровизационные строчки. Оригинальная мозаика из соуловских, бразильских, ритм-н-блюзовых форм. Все альбомы CTI — а в особенности "Sugar", "Salt Song", "Don't Mess with Mr.T" — обладали именно тем настроением, которое моментально захватило мое тинейджерское сознание…».
Это отрывок из статьи нью-йоркского трубача Кенни Фредли о своем кумире Стенли Тэррентайне. Статья и интервью в переводе на русский были опубликованы в минском «Джаз-Квадрате». Я сохранил орфографию перевода имен и англицизмов «Квадрата».
Вряд ли стоит сомневаться: это ваше еженедельное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в почти весеннем Париже – Дмитрий Савицкий. После Майлза Дейвиса настала очередь уже апрельских котов и львиц.
Stanley Turrentine - Stan's Shuffle - 6:56 (Stanley Turrentine - Easy Walker - Blue Note)
«Stan's Shuffle» - был такой танец, но это так же шаркающая походка. Учитывая, что диск называется «Беспечный Гуляка», намек вполне может быть принят именно на счет самого автора композиции и лидера квартета Стэнли Таррентайна. В шарканье участвовали: сам Стэн – тенор-саксофон и лидер; МакКой Тайнер – рояль; Джин Тейлор- контрабас и Билли Кобхэм – ударные. Руди Ван Гелдер и на этот раз у пульта записи в Инглвуд Клиффс, Нью-Джерси, 23 июня 1969 года.
Вернемся к Кенни Фредли:
«Стенли Тэррентайн родился 5 апреля 1934 года в Питтсбурге, Пенсильвания, и провел свое детство на улице Ла Плас. Его отец, Томас, играл на тенор-саксофоне с группой Эла Купера "Savoy Sultans", «Савойские Султаны», восхищался Коулменом Хокинсом, так что пример был налицо. Брат Стенли, Томас, учился играть на трубе, в то время как маленький Тэррентайн добивал пианино. Поначалу... Надо заметить, что к моменту достижения сыном совершеннолетия заботливый отец вложил в руки своего чада саксофон и, как гласит легенда, долгими часами стоял над душой, наблюдая, как Стенли, уставившись в стену, пытается вытянуть одну-единственную ноту. "Ты ее слышишь?" — спрашивал представитель старшего поколения. "Да, отец", — покорно ответствовал отрок. Однако прошло еще много-много времени, прежде чем он нашел свой собственный саунд...».
Stanley Turretine - Salt Song – 7:15 (Stanley Turrentine - Salt Song – CTI)
«Salt Song», «Соленая Песня» Стенли Таррентайна. Стенли – тенор-саксофон и его оркестр, включающий скрипку, орган, синтезатор, альт и виолончель. В июле 1971 года Руди Ван Гелдеру пришлось попотеть на солёной записи в своей небольшой студии. На этом сложном и рафинированном фоне сакс Таррантайна звучит удивительно просто и ясно. Как в большинстве случаев, концовка пьесы – простой вывод звука на нет. Похоже Стен не стремился к организованной и продуманной концовке, чему-то вроде коды.
«… Для семнадцатилетнего парня путь в большую музыку начался в 1950-51 годах в группе Лоуэлла Фулсона (в которой пел Рэй Чарльз); затем, в 1953-54 годах он заступил на место Джона Колтрейна в бэнде Эрла Бостика. Свой первый альбом Тэррентайн записал с Максом Роучем, играя с этим великим барабанщиком на протяжении 1959-60 годов. Крепко держась корней блюза, он сумел настолько разнообразить свой стиль, что в конце 80-х привлек к пропитанной джазом поп-музыке внимание самой разнокалиберной аудитории».
Все еще перевод из «Джаз Квадрата».
Напомню, что вы слушаете еженедельное всегда свингующее «Время Джаза» на коротких и средних волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Stanley Turrentine - Don't Mess With Mister T – 6:10 (Stanly Turrentine - Turrentin T Time – CTI)
«Don't Mess With Mister T», «Не нарывайся, не связывайся с господином Ти», господин Ти, это, естественно сам Стэн Таррентайн. Композиция Марвина Гея. Таррантайн – тенор-саксофон; Кенни Дрю – орган; Дейв Страйкер – гитара; Двэйн Долфин – контрабас и Марк Джонсон – ударные. Это последний диск Стэнли на фирме CTI «T Time», 1995 год.
Закончим наше рандеву со Стэнли еще одним отрывком из статьи трубача Кенни Фредли:
«Если джазмен становится известен благодаря музыкантам, с которыми он играет, то Стэнли Тэррентайн, надо полагать, просто был рожден, чтобы стать великим. Такая вот компания: Диззи Гиллеспи, Майлс Дэвис; Рэй Чарльз, МакКой Тайнер, Эрл Бостик, Стиви Уандер, Херби Хэнкок, Кенни Баррелл, Ширли Скотт, Тэд Дамерон, Джимми Смит и многие другие. Стэн — человек, который является обладателем самых престижных наград от "биллбордовского" "Альбома Года" до "Джазмена Года", полученного за "Pieces of Dreams".
Напоследок неизменная, классическая «Стелла в звездном свете». То есть Стэнли и стандарт, сыгранный до него тысячи раз. Он был способен играть соул, ритм-н-блюз, поп-джаз, но и классику:
Stanley Turrentine - Stella By Starlight – 5:33 (Stanley Turrentine - Music for Lovers – Blue Note)
«Stella By Starlight», «Стелла в звездном свете» - Виктора Янга. Мелодия, ставшая стандартом, была написана в 44 году для фильма Льюиса Аллена «Незваные». Стэнли Таррантайн- тенор-саксофон и лидер; Сэдар Уолтон – рояль; Бастэр Уилльямс – контрабас и Мики Роукэр – ударные. 6 марта 1969 года. Нью-Йорк.
На этом про Стэна – всё. Он оставил подлунный мир 16 сентября двухтысячного года и теперь играет соул и необоп в небесном All Stars оркестре.
Предшественницей великих вокалисток блюза и блюза в джазе была Гертруда Приджетт, настоящее имя - Ма Рейни. Рейни самая ранняя профессиональная певица блюза, известная и историкам и слушателям, потому что она начала записываться в 20-х годах. Она родилась в апреле – 26 апреля 1886 года. Но разговор пойдет не о ней, а о её наследницах. Легенда гласит, что в 1904 году Ма Рейни похитила, киднапировала молодую певицу блюзов Бесси Смис и заставила ее работать в своем шоу «Менестрели Кроличьей Лапы». Одновременно она учила Бесси петь блюзы. Смис была моложе Ма Рейни на восемь лет. Она родилась 15 апреля 1894 года в той самой Чаттануге, штат Теннеси и без нее не было бы ни Эллы Фитцджеральд, ни Билли Холидей, ни Сары Вон.
… В чем бы ни депозировались ваши джазовые активы: на старом или новом виниле, на катушечных пленках, чрезвычайно твердых дисках, на ключах USB или фишках, большая часть активов явно попала к вам не из Панамы, а с нашего радио, «Свобода», скорее всего из нашего архива, с сайта www.svoboda.org . О чем вам и напоминает из Лютеции – ваш ДС.
Bessie Smith - Empty Bed Blues – 6:23 (Bessie Smith - The Collection – CBS)
«Empty Bed Blues», «Блюз Пустой Постели» - Джэй Си Джонсона. Чарли Грин – тромбон; Портэр Грэйнджер – пианино. Нью-Йорк, 20 марта 1928 года.
Есть вторая версия шоу «Менестрелей Кроличьей Лапы» и Бесси Смис. По этой версии Бесси, выросшая в крайней нищете, была пристроена к «маме блюза», Ма Рейни, старшим братом – Кларенсом, но не певицей, а танцовщицей. По этой версии Ма Рейни быстро распознала вокальный талант Бесси и занялась ее обучением. Гастроли по стране принесли Бесси славу и успех, но еще больший её граммофонная пластинка 1923 года, вышедшая на «Коламбии» - «Down Hearted Blues». В двадцатых годах Бесси Смис аккомпанировали Луи Армстронг, Бастер Бэйли, Флетчер Хендерсон, Джеймс Джонсон, Джек Тигарден и Джо Смис. Она получила и свой титул – «Императрица Блюза». В 1929 году она появилась в короткой сцене, если мне не изменяет память с Луи Армстронгом, в фильме «St. Louis Blues».
А теперь к одной из ее наследниц, которая родилась гораздо позже – 7 апреля 1915 года.
Billie Holiday - Gee, Baby, Ain't I Good For You – 5:37 (Billie Holiday Sings Standards – Verve)
«Gee, Baby, Ain't I Good For You», «Так что ж, милый, ну не хороша ли я с тобой?» - городской блюз Дона Редмэна и Энди Разафа, чьё настоящее имя лучше не пытаться произнести после пиршеств Бахуса - Эндриаманатена Разафинкарэфо. Он был племянником королевы Мадагаскара Имерины.
Билли Холидей – вокал; Харри «Свитс» Эдисон – труба; Бэн Уебстер – тенор-саксофон; Джимми Роулес – рояль; Барни Кессел – гитара; Ред Митчел – контрабас и Ларри Банкер – ударные. 9 января 1957 года, «Capitol Studios», Голливуд.
Лестер Янг одарил Билли и ее титулом – Леди Дей. Она поднялась на мировую сцену с самых низов общества, прошла через насилие, проституцию, через тюрьмы и достигла высот неоспоримой славы. Но и ее разрушил героин. В нашем архиве есть целая серия передач о её жизни. И она постоянная незримая участница, как «49», так и «Времени Джаза». Так что Леди Дей в ваших заявках, в темах и вариациях и просто без всякого повода – в ближайшие недели и месяцы.
Это были наши апрельские львицы вокала. Я сокращаю их присутствие в эфире, так как нас всех настигла печальная новость…
Финишная прямая вашего еженедельного «Времени Джаза»; короткие и средние волны «Свободы», спутники HotBird и AsiaSat-7 и наш сайт www.svoboda.org .
Второго апреля в Нью-Йорке в возрасте 83-х лет скончался ни на кого не похожий аргентинский тенор-саксофонист и композитор Гато, Кот, Барбиери. Он вырос в семье музыкантов в Розарио, Санта Фе и начал играть джаз после того, как услышал пьесу Чарли Паркера "Now's the Time", «Настало время…». Он играл в пятидесятых на кларнете и альт-саксофоне у пианиста Лало Шифрина. В ранних шестидесятых выступал и записывался в Риме, часто с трубачом Доном Черри. Он находился под большим влиянием саксофонистов фри-джаза – Джона Колтрейна, Альберта Эйлера и Фароа Сандерса. К концу шестидесятых он выработал свой уникальный стиль: теплый, хрипловатый звук, в котором теперь явно звучали латиноамериканские мотивы, как и близкие ему разработки Чарли Хейдена и Карлы Блей. Он стал еще более известным после того, как создал звуковую дорожку фильма Бернардо Бертолуччи «Последнее Танго в Париже». В конце девяностых, после многочисленных успешных записей, он перешел к стилю smooth jazz, мягкий плавный, успокаивающий, я бы сказал - в лучшем смысле салонный джаз. Гато Барбиери был награжден премией Юнисеф в 2009 году.
Gato Barbieri - El Gato – 12:45 (Gato Barbieri - El Gato - Flying Dutchman)
«El Gato», «Кот» - композиция Оливэра Нэлсона. Гато, Кот, Барбиери – тенор-саксофон; Оливэр Нэлсон – альт-саксофон; Хэнк Джоунс – рояль; Ромэо Пэнкэ – альтовая флейта и английский рожок; Дэнни Бэнк – бассовый кларнет; Дэйвид Спинозза – гитара; Рон Картэр – контрабас; Айрито Морейра – перкузия и Притти Пёрди – ударные. Запись 1971 года.
Вот здесь и падает наш тяжелый бархатный занавес «Времени Джаза». Звукорежиссер – Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Всех вам благ, до следующей недели, чао, бай-бай!