Александр Генис: Предвыборная борьба в Америки привела к тому, что лидеры Республиканской партии, пытаясь остановить номинацию Дональда Трампа, возлагают все надежды на свой партийный съезд. Это - редкая, но не уникальная ситуация в американской политической истории. В курс дела нас вводит исторический репортаж Владимира Абаринова.
Владимир Абаринов: Вплоть до начала прошлого века выдвижение кандидатов партии на любой пост, будь то попечитель богоугодных заведений или президент США, происходило чрезвычайно просто: это делали на закрытых совещаниях партийные боссы. Но уже с 1905 года в США постепенно складывался институт праймериз и кокусов, на которых кандидата выбирают избиратели. К 1916 году законы о президентских праймериз были приняты в 25 штатах.
В 1920 году республиканцы не смогли определить кандидата в ходе праймериз. К своему национальному съезду партия пришла с 12 кандидатами, ни один из которых не набрал необходимого числа делегатов – половину плюс один голос. Стали голосовать на съезде. После восьми туров, не давших результата, был объявлен перерыв. Партийное руководство пришло к парадоксальному выводу: коль скоро ни один из фаворитов не желает уступить, надо выдвинуть «темную лошадку» - кандидата, который устроит все фракции. Такой компромиссной фигурой стал сенатор Уоррен Гардинг, победивший в 10-м туре.
Кинохроника национального съезда Республиканской партии 1920 года: впервые избранные на съезд делегаты-афроамериканцы, парад, в котором участвует один из фаворитов Хирам Джонсон, Уоррен Гардинг с женой.
Именно в 1920 году появилось выражение «прокуренные комнаты». Его придумал корреспондент Юнайтед Пресс Раймонд Клэппер, освещавший республиканский съезд. Партийные боссы обсуждали кандидатуры в номере чикагского отеля, нещадно дымя при этом сигарами.
Сенатор Гардинг на съезде не присутствовал. Он ждал итогов в своем доме в городе Мэрион, штат Огайо. Официальное уведомление ему доставил председатель счетной комиссии сенатор Генри Кэбот Лодж. Свою речь по этому случаю Гардинг записал на грампластинку. В ней он заверил партию, что будет партийным президентом.
Уоррен Гардинг: Г-н председатель, послание, которое вы официально доставили, приводит меня к осознанию ответственности, которую невозможно переоценить. Первостепенная задача состоит в том, чтобы верно истолковать наказ великой партии, чья деятельность неразрывно связана с историей республики. Я верю в правительство партии, а не личности - эгоистичной, диктаторской или автократической. Целью отцов-основателей было дать республике надежное, устойчивое и народное правительство, представительное по форме, правительство, которое превратит политические партии в эффективные институты, посредством которых надежды и чаяния, убеждения и моральные принципы будут воплощены в общественное служение. Народное правительство было вдохновляющей идеей уже на заре цивилизации. Республики возникали и исчезали, и всякий раз с начала времен их краху предшествовал переход от партийного правительства к режиму личной власти.
Владимир Абаринов: На всеобщих выборах Гардинг разгромил своего соперника губернатора Огайо Джеймса Кокса.
Рекорд поставил национальный съезд демократов 1928 года. В первом туре голосования в бюллетенях значилось 19 кандидатов, а всего было проведено 103 тура. Фаворитами были демократ Уильям Макаду, министр финансов в кабинете Вудро Вильсона, и республиканец губернатор штата Нью-Йорк Эл Смит. Уильяма Макаду поддерживал Ку-клукс-клан – влиятельная и массовая в то время организация. Съезд проходил в Нью-Йорке, а на другом берегу Гудзона, в Нью-Джерси, куклукслановцы поставили свои кресты и на их огне сжигали чучела Эла Смита. В итоге кандидатом партии стала опять-таки «темная лошадка» - посол США в Лондоне Джон Дэвис, потерпевший сокрушительное поражение от кандидата республиканцев Калвина Кулиджа.
Кинохроника национального съезда Демократической партии 1924 года. Мэдисон Сквер Гарден, Нью-Йорк. 3:58 – Джон Дэвис, затем кандидат в вице-президенты Чарльз Брайан.
Исключительным драматизмом отличалась президентская кампания 1968 года. Страну сотрясали массовые протесты против войны во Вьетнаме. Из-за этих протестов президент Линдон Джонсон отказался от переизбрания на второй срок и объявил об этом в обращении к нации.
Линдон Джонсон: В то время, как сыновья Америки находятся на далеких полях сражений, в то время, когда здесь, дома, под угрозу поставлено будущее Америки, а человечество каждый день балансирует на грани войны и мира, не думаю, что я должен уделять хотя бы час или день своего времени личным узкопартийным целям или каким-либо иным обязанностям, кроме тех, для исполнения которых существует этот кабинет – обязанностей президента вашей страны. А потому я не буду добиваться и не приму номинации моей партии на новый президентский срок. Спасибо, что слушали. Спокойной ночи и да благословит вас Господь.
Владимир Абаринов: Главными соперниками в борьбе за партийную номинацию стали сенаторы Бобби Кеннеди и Юджин Маккарти, избиравшийся на антивоенной платформе. 4 апреля в Мемфисе был убит лидер движения за гражданские права Мартин Лютер Кинг, а в ночь с 4 на 5 июня убили Бобби Кеннеди.
5 июня 1968 года. 0:15 утра. Лос-Анджелес, отель Ambassador. Роберт Кеннеди только что выиграл праймериз в Калифорнии и в своей речи призвал однопартийцев сложить оружие и объединиться во имя общей победы. При проходе Кеннеди с сопровождающими лицами через кухню отеля в него трижды выстрелил и смертельно ранил в голову палестинец-христианин Сирхан Сирхан, мстивший ему за произраильскую политику его брата. Убийца все еще отбывает пожизненное заключение.
В гонку вступил вице-президент Губерт Хэмфри. Он не участвовал в праймериз и сделал ставку на партийный аппарат и голосование на съезде. Делегаты, которые должны были голосовать на съезде за Кеннеди, теперь могли отдать свои голоса любому кандидату.
Национальный съезд демократов проходил в Чикаго в условиях осажденной крепости. На улицах города демонстранты вступили в столкновения с полицией, пролилась кровь.
Чикаго, август 1968 года. Беспорядки на улицах города в дни проведения национального съезда Демократической партии.
Кандидатом партии был избран Губерт Хэмфри. Однако конкуренцию ему составил не один, а двое кандидатов – третьим стал бывший губернатор Алабамы Джордж Уоллес, учредивший собственную партию – Американскую независимую.
Вот отрывок из инауграционной речи Уоллеса 14 января 1963 года в качестве новоизбранного губернатора Алабамы.
Джордж Уоллес: От имени величайшего народа, когда-либо населявшего эту землю, я провожу линию на песке, бросаю перчатку к ногам тирании и говорю: сегрегация сегодня, сегрегация завтра, сегрегация навсегда!.. Да услышат эти слова наши представители в Вашингтоне. Отныне мы восстали, и каблук тирании никогда больше не коснется шеи стоящего в полный рост человека... Мы намерены перейти в наступление, начать борьбу за свободу по всей стране... Мы, а не вялые избиратели иных мест, будем решать на следующих выборах, кому сидеть в Белом Доме Соединенных Штатов!
Владимир Абаринов: Ярый расист Уоллес отобрал у Хэмфри голоса демократов-южан, недовольных политикой расовой десегрегации. Президентом стал республиканец Ричард Никсон.
В 1976 году восходящая звезда Республиканской партии, губернатор Калифорнии Рональд Рейган, на захотел снять свою кандидатуру в пользу президента Джеральда Форда и довел борьбу до съезда, однако проиграл в первом же туре, уступив президенту чуть больше пяти процентов.
Но всеобщие выборы Форд проиграл демократу Джимми Картеру, который спустя четыре года сам столкнулся с аналогичной проблемой – сенатор Эдвард Кеннеди не желал сойти с дистанции и критиковал Картера так, что его страстные речи использовал в своих предвыборных роликах кандидат республиканцев Рональд Рейган. Спустя 28 лет Джимми Картер вспоминал об этом с горечью.
Джимми Картер: Я не получил поддержки сенатора Кеннеди даже после съезда. К сожалению, в Демократической партии произошел раскол. Возможно, в этом есть и моя вина – я не сумел сплотить партию за годы своего президентства. Многие помнят, как на съезде, уже после того как я получил вдвое больше голосов, чем сенатор Кеннеди, он демонстративно отказался пожать мне руку и тем самым ясно дал понять своим сторонникам, что не поддерживает меня.
Джимми Картер в итоге потерпел поражение от Рональда Рейгана.
Это были последние в истории США съезды с открытым финалом. Но в этом году альтернативными могут быть оба съезда – такого в истории еще не было. Несмотря на явное преимущество Хиллари Клинтон, Берни Сандерс не собирается сходить с дистанции, как это сделала она сама восемь лет назад. Лидер демократов в Сенате Гарри Рид не исключил, что вопрос будет решать съезд.
Гарри Рид: Не знаю, но это будет занятно.
Журналист: Вы считаете, открытый съезд возможен?
Гарри Рид: Вполне. Нет, серьезно – некоторые такие съезды в прошлом приводили в политику хороших людей.
Владимир Абаринов: Вожди республиканцев, в свою очередь, полны решимости не допустить выхода в финал президентской гонки Дональда Трампа. Он может , не набрать до съезда необходимого числа делегатов. А на съезде делегаты будут обязаны голосовать так, как решили избиратели их штатов, только в первом туре – уже во втором результаты праймериз аннулируются.
Именно на такой сценарий откровенно рассчитывает губернатор штата Огайо Джон Кейсик – наиболее приемлемый для партии кандидат.
Джон Кейсик: Если Трамп выиграет оставшиеся праймериз, он придет к съезду с нужным числом делегатов. Но если он не получит нужного числа, у нас будет съезд с несколькими именами в бюллетене. Ну и что тут плохого, это же здорово!
Владимир Абаринов: Не исключено также, что на съезде появится «темная лошадка». Называют, в частности, имя Джеба Буша – неспроста он пока не поддержал ни одного из оставшихся кандидатов. В ответ Дональд Трамп угрожает бунтом своих сторонников.
Дональд Трамп: Думаю, мы победим до съезда, но если нет, если нам не хватит 20 делегатов или ста, и у нас будет 1100 голосов, а у кого-то другого 500 или 400, не думаю, что можно будет сказать, что мы не получим номинацию. Думаю, вы получите бунты.
Владимир Абаринов: А ведь дело может кончиться и тем, что Трампа снимет с соревнований скромный окружной прокурор какого-нибудь захолустного графства – за подстрекательство к мятежу. Такие примеры в истории бывали.