Ссылки для упрощенного доступа

Газ и ненависть в Плеханове


Столкновения между цыганами и ОМОНом. Фильм Инны Денисовой и интервью с Романом Грохольским

"А у нас в квартире газ. А у вас?" 16-17 марта в цыганской части поселка Плеханово Тульской области вспыхнул конфликт, закончившийся приездом ОМОН и показом по центральному телевидению "антицыганского" фильма, вызвавшего возмущение цыган по всей России.

Драки между сотрудниками ОМОНа и цыганами, живущими в селе, начались после отключения газа, который, якобы, цыгане воровали, "врезаясь" в газопровод. Теперь цыган – около двух тысяч человек – власти могут выселить из домов, признав их строительство незаконным.

Как живут цыгане в России? Как законно подключиться к газоснабжению? И кому принадлежат недра? Об этом – фильм Инны Денисовой "Однажды в Плеханово".

Народный артист России Роман Грохольский в интервью Радио Свобода говорит о конфликте в поселке Плеханово, ценах за газ, цыганском гипнозе и узбекской массовке.

Роман Грохольский, театр "Ромэн"
Роман Грохольский, театр "Ромэн"

– Вы с детства ощущали себя цыганом?

Первое слово сказал по-цыгански. Мои родители цыгане, у меня есть старшие братья, сестры, я младший в семье.

– Родились в таборе?

Нет, в оседлой семье. Отец фронтовик, орденоносец, ушел на войну рядовым, пришел майором. Два ордена Славы, орден Великой Отечественной войны. Я с раннего детства гордился, что я цыган, что у меня такой отец, которого уважала вся местность. Мы все жили очень дружно – русские, татары, украинцы и цыгане.

– Где это было?

Псковская область. В моем раннем детстве мы переехали в Ригу. И там было то же самое. Латыши, русские, цыгане – все жили мирно и дружно. За что я, наверное, с благодарностью вспоминаю "страшный" Советский Союз. Для меня он не был страшным.

– Значит, в семье говорили по-цыгански?

Да, но одновременно и по-русски.

– У вас бытовали цыганские обычаи?

Уважение к старшим, почитание отца, матери…

– Вы носили костюмы?

Я уже не застал этих времен. В России есть разные цыгане. Есть кэлдэрары, они до сих пор ходят в традиционных одеждах – длинные юбки, платки. А есть цыгане вроде меня, которые ходят в современной одежде. С остановкой кочевья костюм, естественно, поменялся.

– Праздники отмечали толпой?

Наши культуры настолько проникли друг в друга, что сегодня не разберешь, где русское, а где цыганское

Конечно. Пасху, Рождество, дни рождения, свадьбы. На свадьбах танцуют, крадут невест за выкуп. Много взято из русской культуры. Цыгане пришли в Россию в XVIII веке и начали заимствовать традиции. Женщины тогда ходили в платках, поэтому цыганки стали надевать платки. Те традиции, которые вы растеряли, мы сохранили, может, добавили что-то свое – получилось цыганские обычаи.

Те же цыганские романсы – это песни великих русских композиторов, которые были спеты цыганами. "Соловья" Алябьева первой исполнила цыганка Стеша (крепостная Степанида Солдатова – РС).

Наши культуры настолько проникли друг в друга, что сегодня не разберешь, где русское, а где цыганское.

– Когда-нибудь сталкивались с пренебрежительным отношением к себе как цыгану?

Никогда. У меня много русских друзей со школы, с института. До сих пор не знаю, кого вокруг больше, русских или цыган. Для меня национальность никогда не играла роли.

– У вас неожиданный набор образований – ГИТИС и Академия госслужбы.

Тогда распался Советский Союз, привычный уклад жизни цыган был нарушен

Да, так вышло. Ничего неожиданного. В 90-е искусство пришло в упадок, были пустые залы. Я уже был заслуженным артистом. И видел массу проблем нашей нации. Тогда распался Советский Союз, привычный уклад жизни цыган был нарушен. Многие занималась торговлей – и не вписались в рыночные отношения, не выдержали конкуренции. Были вышиблены с рынка, оказались у разбитого корыта. Тогда я понял, что нужно помогать людям включаться в современную жизнь. И поступил в Академию госслужбы.

– А как было с ГИТИСом? Вы в детстве поняли, что у вас артистические способности?

Ни в коем случае! Вышло случайно. Я был спортсменом, занимался боксом. Я кандидат в мастера спорта, чемпион Латвии, член юношеской сборной. И вот, я приехал в Москву поступать в физкультурный институт. Сижу в гостинице, один, никого не знаю, мне 17 лет. Вдруг смотрю – объявление по телевизору: открыт набор в цыганскую студию. Ой, думаю, дай пойду, посмотрю, что там. Хоть познакомлюсь… Пришел, меня увидели и говорят: "Вы откуда? А образование у вас есть?" – Я говорю: "Да, десять классов". – "Читать стихи умеете? А петь?" В общем, чтобы коротко, я поступил.

– Что читали?

Басню Крылова "Свинья под дубом", Есенина "Письмо к матери" и прозу Островского. А пел – цыганскую песню, естественно. Наверное, я поступил потому, что не готовился, и мне было все равно, поступлю я или нет. Потом мне дали сыграть этюд, я сыграл его абсолютно свободно… И меня сразу приняли.

Приехал домой. Прихожу к тренеру и говорю: "Я поступил в театральный". Он был в шоке! Я был его надеждой. Он сказал: "Ты понимаешь, что спорт и искусство – вещи несовместные? Ну, значит, так надо. Иди и занимайся".

Потом я закончил режиссерский факультет в ГИТИСе.

– В театр "Ромэн" пришли в каком году?

В 82-м. Была создана национальная цыганская студия на базе Гнесинского училища. В нее поступило двадцать человек, выпустилось двенадцать – и все пришли в цыганский театр "Ромэн". Меня звали и в русские театры, и на "Молдова-фильм". Но мы как патриоты пришли поднимать цыганское искусство. И вот, служу на театре.

– Вы сказали "поднимать цыганское искусство" – оно было в упадке?

Понимаете, какого уровня это были люди? А я с ними вот запросто, даже можно сказать, чай пил

Не совсем точно выразился. В 80-х в театр "Ромэн" очереди стояли от метро "Динамо". Играли великолепные старики-артисты, которые создавали этот театр, – я их еще застал! Ивана Ивановича Ром-Лебедева, Ивана Васильевича Хрусталева. Это были гениальные люди! Образованные, высококультурные, причем один из них – драматург Хрусталев, чьи пьесы до сих пор идут в театре, – был человеком из табора. Поэт, писатель, друживший с Есениным, с Блоком. То есть, понимаете, какого уровня это были люди? А я с ними вот запросто, даже можно сказать, чай пил. Память о них мне очень дорога.

– Что сейчас в театре "Ромэн" происходит?

Нужно немного другое видение. Новый язык, новая механика. Есть интернет, телевидение, люди видят все, что происходит в Европе, в Америке... Важно перестроиться. Цыганское искусство – зрелище, но его необходимо подавать в определенной обертке. Нужно искать, о чем сегодня говорить с молодежью. К сожалению, сегодня у нас в театре публика пенсионного возраста, и предложить ей что-то другое достаточно сложно. Они идут в цыганский театр "Ромэн", чтобы увидеть песни и пляски.

Управлять театром должен менеджер. Пример – Олег Павлович Табаков. Величайший артист! И – величайший менеджер, способный привлечь средства. Он управляет им как бизнесом. И у него – полные залы, артисты получают хорошие зарплаты, у них хороший соцпакет. Вот нужно работать.

– Вы всегда играете цыган в сериалах. Драго Михайлова в "Зверобое-2", Лексу в "Кармелите", цыганского барона Талисмана в "Дальнобойщиках". Вы – жертва клише?

Да, к сожалению. Почему-то не предлагают другого. Впрочем, хорошо, что так. Поскольку тут есть обратная проблема: цыган часто играют нецыгане, и получается странно.

Смотрю – а табор мой ну совсем не цыганский. Таджики, узбеки

Была одна ситуация. Приезжаю на съемки, играю одну из главных ролей, цыгана. Вокруг должен быть табор. Смотрю – а табор мой ну совсем не цыганский. Таджики, узбеки… Спрашиваю режиссера: "А как мне работать вот с этим? Это люди, которые ничего не знают о том, что играют. Ну неужели сложно взять массовку цыганскую?" Он на меня вылупился и говорит: "Роман Андреевич, а цыгане дорого стоят!"

– Они что, гастарбайтеров набрали?

Да! Поэтому большого искусства в этом, конечно, нет.

Посмотрите фильм Эмиля Латяну "Табор уходит в небо". Это, пожалуй, один из лучших фильмов о цыганах. Красочный, смотрибельный. Но: в главной роли Светлана Тома – не цыганка. И Изабара тоже играет не цыган. Хотя в то время блистал Николай Алексеевич Сличенко, был и популярным и знаменитым.

Так что это не проблема сегодняшнего дня.

– Кстати, и Будулай…

– Тоже не цыган! При всем моем уважении к этому талантливому артисту. Цыганам это заметно. И некоторые вещи в этом фильме выглядят смешными. Ну, хотя бы консультантов брали бы, что ли…

– Зато с вашей женой, Лялей Жемчужной, в "Цыганке Азе" случилось попадание.

Да, наконец-то. Но это Киностудия имени Довженко на Украине. Хороший режиссер Григорий Кохан. И актер Игорь Крикунов, который сегодня возглавляет цыганский театр "Романс" на Украине. "Цыганка Аза", пожалуй, единственный фильм о цыганах, где главные роли играли цыгане.

– Насколько диаспора любит своих актеров? Они ходят в театр? Цыгане вроде тех, что живут в Плеханово, – вас знают?

За нарушение, за бродяжничество грозило до 5 лет тюрьмы. Все осели

Знают и любят. Вот, буквально, ехал к вам, зашел за водичкой в магазин, идут цыгане. "Лекса, ой, Лекса!" Фотографируют. Либо приезжаешь на периферию, подходят, говорят слова приятные. Отношение очень хорошее. Они нас знают и, скажем так, гордятся нами.

– Сегодня в России есть кочующие таборы?

Нет! Таборов не существует. В 56-м году Хрущев издал указ об оседлой жизни. За нарушение, за бродяжничество грозило до 5 лет тюрьмы. Все осели. Так что сейчас это просто название такое – табор. Любое цыганское поселение могут называть табором.

Или вот еще миф – про баронов. У нас нет баронов. Есть "баро", от слова "старший". А уже, так сказать, люди других национальностей, подставили буковку "н" и стали звать их "баронами".

– Точно. В "Цыганском бароне" Штрауса, цыган Шандор – сын владельца замка, а вовсе не старшина табора. В финале император жалует ему дворянский титул за отвагу.

В России есть три нации, у которых нет государственного территориального образования, – курды, сирийцы и цыгане

Конечно! А у цыган в каждом клане есть старший – "баро", который отвечает за клан. Так проще решить любую проблему без столкновений. У нас есть цыганские суды. На них старшие собираются и справедливо решают, прав кто-то или не прав. А уже если не могут договориться, то прибегают к общероссийскому правосудию.

– Как вы стали председателем Московского совета цыган?

Цыган в России – около миллиона. По официальной переписи 300 тысяч человек, но можно умножать на три или на четыре, потому что многие, в силу разных причин, не писались цыганами – кто украинец, кто грек.

Любая нация в государстве должна быть вовлечена в общественную, культурную и политическую жизнь. Грубо говоря, это и есть управление.

У нас у каждого субъекта РФ есть свое управление, свой бюджет, суды – все атрибуты власти. У цыган нет ничего!

Я провел выборы, сделав их по американской системе

В России есть три нации, у которых нет государственного территориального образования, – курды, сирийцы и цыгане. Цыгане – самая многочисленная. До сих пор нет Комитета по делам цыган. Притом что нация очень закрытая, извне никто никогда не разберется в их проблемах.

Нужна федеральная программа и нужны люди, ответственные за эту программу, с которых бы государство спрашивало.

"Московский совет цыган" сегодня – общественная организация. Перед тем, как ее зарегистрировать, я долго думал, как рассказать людям о том, что у них есть такая организация. Чтобы это не осталось собранием нескольких человек.

Тогда я провел выборы, сделав их по американской системе. В Москве порядка 8-10 этнических цыганский групп, от тысячи до пяти тысяч человек. В каждой есть старшие. Мы собрали старших и сказали: "Хотим создать организацию". Делегаты, по три человека от каждой нации, собрались в совет. И выбирали меня президентом.

Теперь мне никто не может сказать: "А ты кто такой, почему решаешь за меня?" Мой президентский срок – четыре года.

– Как ваш Московский совет цыган взаимодействует с официальной российской властью?

Тогда и цыгане бы понимали, что власть им помогает. Сегодня они уверены, что никому в этой стране не нужны

Нашей организации только год. Но я должен поблагодарить московское правительство, в частности Департамент по делам национальностей. Они принимают участие, присутствуют на наших мероприятиях. Я – член Совета при Правительстве Москвы по делам национальностей. Ко мне прислушиваются. Но, к сожалению, департамент тоже ограничен в движениях.

Сегодня нам необходим Центр цыганской культуры. Место, где бы могла бы проходить общественная жизнь. Где бы сидели юристы и бизнес-консультанты, которые могли бы помогать в составлении бизнес-планов. Тогда и цыгане бы понимали, что власть им помогает. Сегодня они уверены, что никому в этой стране не нужны.

– Нельзя ли создать такой центр на базе театра "Ромэн"?

Это моя мечта.

– Почему она не сбывается?

По конституции недра принадлежат народу. А не "Газпрому". Не "Роснефти"

Не все, наверное, в нее верят. Даже в цыганском театре "Ромэн" не все ее приветствуют. Это же не наш личный театр, он подчиняется Департаменту культуры города Москвы. Я писал в департамент и даже министру культуры. Но пока ответа нет. А жаль. Очень многие проблемы были бы сняты. Сегодня, к сожалению, театр живет отдельно, а нация отдельно.

– По-вашему, что у них там случилось, в Плеханово?

Здесь много вопросов.

Газовая труба, врезка – каким образом человек сам может врезаться в трубу?

Врезка не одна и наверняка не только цыганская. Ее делал газовщик, с разрешения начальства. Конфликт интересов?

По конституции недра принадлежат народу. А не "Газпрому". Не "Роснефти". Подключиться сегодня к газовым сетям стоит огромных денег! Официально – около 500 тысяч или больше.

128 домов было построено незаконно. Почему они стояли с 60-х годов и никто не обращал на них внимания

Газовый котел можно купить только у определенной организации, которая обслуживает район, иначе его не сертифицируют. А цена у этой организации выше процентов на 25. Чтобы собрать все документы, нужно отнести кучу денег "Газпрому" и тысячам искусственно созданных посредников, каждый из которых берет долю. Поэтому сегодня газифицировано 40 или 50 процентов поселков в России. В стране, которая является главным газовым поставщиком на мировом рынке

Я сейчас никого не оправдываю. По поводу драки – закон одинаков для всех – для цыгана, русского, главы администрации, губернатора, президента и слесаря. Если цыгане нарушают закон – они должны ответить. Потому что нельзя кидать камнями ни в газовщика, ни в журналиста.

Теперь второе. 128 домов было построено незаконно. Почему они стояли с 60-х годов и никто не обращал на них внимания, а сейчас вдруг решили сносить "самовольные постройки"? У меня вопрос к начальнику района, к главе администрации, к губернаторам, которые там менялись не раз: а вы где были, вы куда смотрели 50 лет?

Я могу это расценивать как конфликт интересов? Наверное, да.

– В связи с этой ситуацией возник всплеск антицыганских настроений.

Да, много льется из соцсетей. В силу вступают клише. "Они не работают, они не хотят платить за газ, а мы платим…" Да не все мы платим! И это плохо, что мы не все платим. Никто никого не оправдывает. Но это не зависит никак от национальности.

Цыгане – очень чуткие люди. Они чувствуют настороженность, чувствуют невнимание, предубеждение

Да, не платят – потому что многим нечем платить, пенсий не хватает. В то время как "Газпром" кладет трубу за несколько миллиардов, а потом останавливает проект, и никто не несет за это ответственности. А это наши деньги, деньги налогоплательщиков! Тех, которые потом не могут заплатить за подключение газа!

Человек воспитывается в понимании, что все вокруг враждебно настроены. Возникает обоюдная реакция. Эту стену нужно убирать.

Я не леплю образ "белых и пушистых" цыган. Разные есть. Плохие и хорошие. Цыгане просто очень заметны. По фактуре, по одежде, эмоционально. Они видны, они отличаются. И если кто-то из них совершает правонарушение, сразу – бах! – тень падает на всю нацию.

Цыгане – очень чуткие люди. Они чувствуют настороженность, чувствуют невнимание, предубеждение. Оно есть. Оно возникло не сегодня, не вчера и не позавчера. Я сейчас не буду говорить, заслуженно или не заслуженно, – но оно существует.

И мы в этом живем. А ведь с людьми нужно разговаривать.

– Кстати, о предубеждениях. Правда, что цыганка может загипнотизировать?

Наверное, некоторые цыгане владеют гипнозом. Бог его знает, откуда они этому научились. Мы ведь до сих пор точно не понимаем, откуда мы. Одно из предположений, что из Индии. А в Индию откуда пришли? Версий много. Ну да, цыгане занимались магией. Есть те, кто может предсказать судьбу. Я все-таки человек светский, мне о таких вещах рассуждать сложно. Но раз гипноз в принципе существует, почему его искусством не могут владеть цыгане?

XS
SM
MD
LG