Ссылки для упрощенного доступа

Инфляция плюс, инфляция минус


Через 3-4 месяца годовая инфляция в России должна замедлиться вдвое. Но что, если нефть будет дешеветь и дальше?
Через 3-4 месяца годовая инфляция в России должна замедлиться вдвое. Но что, если нефть будет дешеветь и дальше?

На весах ЦБ: курс рубля, турецкие помидоры и инфляционные ожидания - против упавших зарплат и статистики

В пятницу, 11 декабря, Центральный банк России (ЦБ) проводит последнее в этом году заседание по своим процентным ставкам. На предыдущем, 30 октября, решив сохранить ставки неизменными, ЦБ заявил о готовности возобновить их снижение, исходя из “изменений баланса инфляционных рисков и рисков охлаждения экономики”. Тогда еще не было ни санкций против Турции, ни системы “Платон”, нефть стоила 50 долларов за баррель, а за доллар давали 64 рубля. Сегодня нефть стоит уже 40 долларов, а курс – ниже 69 рублей. Однако и тогда, и теперь продолжает действовать фактор, который в любом случае обеспечит падение инфляции в России практически вдвое уже в ближайшие 3-4 месяца. Другое дело, что будет дальше?

За полтора месяца от предыдущего заседания ЦБ нефть подешевела на 20%, откатившись теперь к уровням февраля посткризисного 2009 года. Кроме того, нынешнее проходит буквально за несколько дней до заседания Федеральной резервной системы США (ФРС), от которого уже с самой высокой долей вероятности ожидают начала повышения процентных ставок после их 7-летнего пребывания на уровнях, близких к нулевым. И как следствие - предполагаемое рынками очередное укрепление доллара с одновременным спадом как цен на нефть, так и “сырьевых” валют. В октябре центробанку России было чуть проще: очередное заседание ФРС прошло раньше его собственного.

Оба этих внешних фактора, от самого ЦБ никак не зависящие, резко ограничивают потенциальное влияние любого его решения на этот раз: будь то сохранение ключевой ставки на нынешнем уровне (11% годовых) или даже ее снижение, которое в любом случае масштабным быть не может.

Инфляция в России пока, по сути, “не отыграла” и уже состоявшегося недавно падения цен на нефть - с 50 до 40 долларов за баррель. Не говоря уже о гипотетическом новом их спаде.

В принципе рынок не ждет от ЦБ изменения ставки, полагает аналитик инвестиционной компании “Уралсиб Кэпитал” Ольга Стерина. Соответственно, и реакция на решение будет зависеть от того, насколько оно разойдется с ожиданиями. “Конечно, если ЦБ все же снизит ставку, это окажет определенное негативное влияние на рубль, но все же цены на нефть имеют для него куда большее значение”.

Влияние решения ЦБ может проявиться не столько через традиционные риски в плане инфляции, сколько через расхождения с рыночными ожиданиями, соглашается макроаналитик австрийского банка Raiffeisen в Москве Мария Помельникова. Например, на долговом рынке, по ее словам, исходят из существенного снижения ставки в течение уже ближайшего полугодия - сразу до 9-9,5%. “И если такие ожидания разойдутся с реальными действиями ЦБ, это может способствовать дополнительному ослаблению рубля”.

Если взять “суммарную” для обоих вариантов девальвацию – с 66 рублей за доллар до 75-80 рублей, то к середине 2016 года инфляция в России составила бы не 7%, как пока ожидается, а уже 10,5-11%.

В последний раз ЦБ снижал свою ключевую ставку в начале августа – с тогдашних 11,5% до нынешних 11% годовых. С тех пор курс рубля к доллару, на фоне дешевеющей нефти, снизился почти на 11%. Это, безусловно, является для ЦБ значимым фактором при принятии новых решений по ставке, отмечают эксперты, но – не определяющим. Таковым все же являются инфляционные ожидания и риски, напоминает Ольга Стерина. “А после объявления запрета на импорт продовольствия из Турции они явно повысились”.

Что отразили и недавние опросы населения, ежемесячно проводимые по заказу ЦБ. В ноябре, после улучшения месяцем ранее, вновь ухудшились ожидания относительно темпов роста цен не только на год вперед, но и на месяц. “Вводимые санкции против Турции уже в краткосрочной перспективе могут добавить к росту цен примерно 0,4% и даже больше, если учитывать не только продовольственные, но и другие меры, принятые в отношении Турции”, - говорит Мария Помельникова.

При нефти по 35 долларов курс может упасть и до 80 рублей за доллар, если не больше.

Введение системы “Платон”, дорожных платежей для большегрузных автомобилей, также ускорит текущую инфляцию. Но все же воздействие этих факторов не идет ни в какое сравнение с влиянием нарастающего главного фактора “обратного” действия: уже в ближайшие 3-4 месяца темпы годовой инфляции в России резко упадут, условно говоря, сами по себе, то есть без какого-либо стороннего воздействия. Просто статистически – ввиду крайне высокой “базы” соответствующих месяцев конца 2014 – начала 2015 годов, когда, вспомним, рост цен зашкаливал.

Эти две группы факторов, действительно, несопоставимы по своим масштабам, соглашается научный сотрудник исследовательского института “Центр развития” Высшей школы экономики в Москве Николай Кондрашов, специализирующийся на проблематике потребительской инфляции. По его прогнозам, уже к концу марта годовая инфляция в России, именно из-за эффекта высокой прошлогодней “базы” для ее расчетов, замедлится практически вдвое - с 15% в ноябре до 7-8%. “На таком фоне любые эффекты и санкций против Турции, и введения системы “Платон” оказываются куда меньшими, - продолжает Кондрашов. – Скажем, эффект от санкций мы оцениваем в 0,3%, а вместе с “Платоном” и даже вновь возросшими инфляционными ожиданиями они, вместе взятые, вряд ли превысят 1%. То есть почти двукратное падение годовой инфляции в России уже в ближайшие месяцы практически неизбежно, что бы ни происходило”.

Определяющим для ЦБ фактором все же являются инфляционные ожидания и риски.

Но допустим, что цены на нефть упадут еще ниже, чем они есть сейчас. Тем более, что только за три последних дня они уже трижды пробивали очередной 6-летний минимум в 40 долларов за баррель нефти Brent, от цены на которую напрямую зависит и экспортная цена российской нефти Urals. Только представим: Brent дешевеет до 37-35 долларов, а курс рубля к доллару, соответственно, снижается до 74-75, и это - в лучшем случае. Очередная девальвация быстро проявится в дополнительном росте внутренних цен.

При нефти по 35 долларов курс может упасть и до 80 рублей за доллар, если не больше, не исключает Мария Помельникова. А если исходить из опыта влияния девальвации на рост цен в конце прошлого – начале нынешнего года, это может означать прибавку к инфляции примерно в 2%. “Но все же на этот раз эффект будет меньшим, так как рост цен заметно сдерживает спад в экономике, - продолжает макроаналитик банка Raiffeisen. – Поэтому в нынешних условиях это может быть 1-1,5% дополнительно”.

То есть почти двукратное падение годовой инфляции в России уже в ближайшие месяцы практически неизбежно, что бы ни происходило.

Безусловно, влияние новой девальвации на инфляцию, случись такое, окажется меньшим, чем годом ранее, соглашается Николай Кондрашов. Главная причина – разница в падении цен на нефть: тогда оно было двукратным, а за два последних месяца – менее чем на четверть. Однако инфляция в России пока, по сути, “не отыграла” и уже состоявшегося недавно падения цен на нефть с 50 до 40 долларов за баррель. Не говоря уже о гипотетическом новом их спаде.

“Если же взять “суммарную” для обоих вариантов девальвацию – с 66 рублей за доллар до 75-80 рублей, то к середине 2016 года инфляция в России составила бы не 7%, как пока ожидается, а уже 10,5-11%, - делится своими оценками Кондрашов. – То есть дополнительный годовой прирост цен может составить в этом случае 3,5-4%. Для сравнения, годом ранее девальвационная прибавка составила почти 9%. Да, разница двукратная, но вряд ли она оказалась бы большей”.

XS
SM
MD
LG