Резкий спад реальных доходов на фоне кризиса вынуждает россиян тратить все больше средств из собственных резервов – как текущих, какими бы они ни были, так и прошлых. В результате общий объем рублевой наличности, которой располагает население, в этом году сокращается рекордными темпами. На протяжении шести месяцев из десяти общие расходы населения превышали его текущие доходы. А в расходах, даже несмотря на резко упавшие доходы, неуклонно растет в последние месяцы доля затрат на покупку иностранной валюты. По данным Росстата, представленным на этой неделе, в октябре доля таких затрат в общих расходах российских семей достигла максимума с начала года.
Об этих и других процессах, характерных для потребительского спроса в период нынешнего кризиса, мы говорим с научным сотрудником Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорем Поляковым:
- В условиях сокращения доходов и еще более ускоренного сокращения личного потребления населению доходов все время как бы “не хватает”. Этот год показывает, что какую-то часть своих доходов - правда, относительно небольшую – домохозяйства стараются обязательно отложить на будущее. И во вклады, хотя они слабо росли, и в покупку валюты. В результате этих устремлений, когда нужно и поддержать как-то собственное потребление в условиях падающих доходов, и позаботиться о будущем, происходят серьезные сдвиги накопленной домашними хозяйствами массы рублей.
Она сокращается, причем ускоренными темпами…
- Судите сами. На начало этого года рублевая масса, находящаяся на руках у населения, составляла чуть более 4,5 трлн рублей. А к концу октября – уже 3,8 трлн. То есть она сократилась на 700 млрд рублей! Для сравнения, за те же 10 месяцев 2014 года запасы рублевой наличности у населения сократились всего на 7 млрд рублей. То есть темпы сокращения отличаются в 100 раз!
А были какие-то факторы, скажем так, обратного действия? Которые, наоборот, сдерживали бы спрос домохозяйств именно на наличные рубли…
- Я бы отметил такой фактор как расширение использования банковских карт. Он, может быть, не столь значим. Но, тем не менее, технически становится более выгодно держать эти средства в банках. А точнее - на расчетных или иных счетах, с которых можно оплачивать товары и услуги. Соответственно, немного снижается сама необходимость для домохозяйств иметь запас именно наличных денег.
Важнейший фактор, который привел к повышению доли всех обязательных платежей в общих расходах семей, это выплата процентов по кредитам.
В октябре, согласно данным Росстата, общие расходы населения оказались на 17,6 млрд рублей меньшими, чем их доходы. И это – лишь четвертый месяц текущего года, после апреля, июня и июля, когда баланс доходов и расходов российских семей оказался положительным. На протяжении шести остальных месяцев он был отрицательным, то есть домохозяйства тратили больше, чем получали. Однако нынешнее, октябрьское превышение доходов над расходами, что весьма показательно, оказывается в 2-3 раза меньшим, чем было еще в апреле, июне или июле. О чем это говорит? И в целом превышение в 17-18 млрд рублей – это много или мало, если оглянуться на два-три года назад?
- Если иметь в виду последние несколько лет, то это, конечно, чрезвычайно мало. Но вспомним о специфике 2015 года: ожидается снижение реальных доходов в целом примерно на 4%, спад потребления по товарам – около 9%, а сокращение всего личного потребления - где-то около 8%. И в таких условиях 17,6 млрд рублей - неплохой показатель. Хотя, конечно, на фоне общего сокращения на 700 млрд рублей принципиального значения он не имеет.
Они, может, и хотели бы, но их упавшие доходы просто не позволяют набирать новые кредиты. Банки же готовы работать лишь с малой частью домохозяйств.
Из всех своих текущих доходов российские семьи в октябре 5% потратили на покупку иностранной валюты. Такого в этом году еще не было: в первом полугодии доля этих трат составила в среднем 4,1%, а в третьем квартале – 4,8%. Правда, в прошлом году было намного больше – 5,9% только в среднем за 12 месяцев с пиками в 7-8% в январе и декабре. Но в 2015 году примерно с середины лета расходы на покупку валюты неуклонно нарастали, даже несмотря на продолжающийся спад общих реальных доходов населения. Что в таком поведении проявляется в большей степени, на ваш взгляд: инфляционные ожидания на ближайшее будущее или опасения нового ослабления рубля, если, например, нефть будет дешеветь и дальше?
- На мой взгляд, скорее, второе. Покупка валюты, с одной стороны, сокращает возможности текущего потребления. С другой – такие сбережения становятся, если хотите, неким аналогом государственного Резервного фонда. Отсюда и столь немалая для нынешних условий доля расходов домохозяйств на валюту – 5%. Впрочем, вряд ли она могла быть заметно большей – и денег не хватает, и курс валюты уже слишком высок. Соответственно, накапливать валютные запасы, сравнимые с теми, которые они делали еще в 2014 году, домохозяйствам уже не удается. Небольшие покупки - менее 500 долларов или 500 евро за один раз – фактически ушли в прошлое, если иметь в виду такие покупки именно с целью сбережения. Сегодня речь идет, скорее, о суммах от 2 тысяч и более.
Но все же так называемый “средний чек” на покупку валюты населением пока существенно меньше…
- Средней в течение сентября, если судить по данным Центрального банка, была одноразовая сделка на сумму 1600 долларов. Еще два-три года назад она была заметно меньшей.
А валютные вклады населения? По идее, на фоне некоторого укрепления рубля они должны были несколько сократиться в октябре – ведь их объем оценивается в рублях в пересчете по текущему курсу…
- Итоги октября показали, что частные банковские вклады в валюте сократились отнюдь не пропорционально укреплению рубля, которое составило 3-3,5%. Сокращение было гораздо меньшим, то есть население понемногу, но пополняло свои валютные вклады.
В условиях сокращения доходов и еще более ускоренного сокращения личного потребления населению доходов все время как бы “не хватает”.
Почти 73% всех своих текущих доходов российские домохозяйства потратили в октябре на оплату товаров и услуг. Но еще более 11% - на так называемые “обязательные платежи и взносы”. В эту группу включаются, например, платежи в счет текущего обслуживания ранее полученных банковских кредитов – будь то ипотечных, автомобильных или потребительских. И доля “обязательных платежей”, после некоторого сокращения в первой половине года, к осени вновь начала расти…
- Важнейший фактор, который привел к повышению доли всех обязательных платежей в общих расходах семей, это выплата процентов по кредитам. Это огромные суммы: в целом за год они составят 1,7-1,75 трлн рублей. И, скажем, в первом полугодии, данных за третий квартал пока нет, из общей доли всех обязательных платежей и взносов в 10,8% более трети - 3,9% - пришлось именно на проценты по кредитам. Соответственно, оставшиеся 7% составили налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и разного рода страховые выплаты – по автострахованию, медицинской страховке или страхованию жизни.
Но в целом домохозяйства, расплачиваясь в массе своей по ранее полученным банковским кредитам, новые набирают куда более скромными темпами, чем еще пару лет назад. То есть и они опасаются их брать, не будучи уверенными в своих завтрашних доходах, и банки не спешат их кредитовать, учитывая возросшие риски неплатежей по кредитам…
- Они, может, и хотели бы, но упавшие доходы просто не позволяют набирать новые кредиты. Банки же готовы работать лишь с малой частью домохозяйств - теми, которые сохранили неплохие заработки. Они могут либо перекредитоваться, либо взять новые кредиты. Но таких немного. Остальным домохозяйствам разве что остается ждать улучшения ситуации, но при этом еще и обслуживать ранее взятые кредиты. И пока доля просроченных кредитов физическим лицам в общем их объеме расширяется. Это не может не вызывать тревоги, так как она уже к 8-9% приближается.