В Свердловской области, в городе Качканар, весь фельдшерский коллектив скорой помощи отказался подписывать новые трудовые договоры, из которых исчезла часть сумм, ранее составлявших их доход. Требование фельдшеров простое – сохранить зарплату на прежнем уровне. Если договоры не будут подписаны в ближайшее время, весь медицинский коллектив единственной на весь город скорой помощи может быть просто уволен.
Свердловская область не первая, где бюджетники жалуются на сокращение зарплаты. Не так давно учителя в Хакасии заявили, что им урезали заработок почти вдвое. Сокращение федеральных бюджетных трансфертов приводит к вынужденному сокращению в регионах всех расходов, в том числе на социальную сферу.
"Наш бюджет – это бюджет выживания. Год будет сложный", – заявил в интервью Радио Свобода мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. По его словам, никаких сокращений по выплатам зарплат бюджетникам в самом Екатеринбурге пока не планируется.
Но в районных центрах области урезания расходов на бюджетную сферу уже начались. Как сказал депутат свердловского областного заксобрания Андрей Альшевских, расходы на здравоохранение в недавно принятом областном бюджете на 2016 год были существенно сокращены, после чего из разных городов области стали раздаваться, по его словам, "тревожные звоночки". Закрываются больницы, сокращается количество коек.
В городе Качканар Свердловской области, где живет 40 тысяч человек, фельдшеры единственной службы скорой помощи, получив на руки новые трудовые договоры, обнаружили в условиях существенное сокращение оплаты труда. Переговоры с администрацией городской больницы результатов не дали, поэтому все 28 фельдшеров категорически отказались эти договоры подписывать:
– Убрали "ночные" – раньше нам платили 100% от оклада, теперь 40%. И убрали у нас так называемую "стажевую" надбавку, которую мы называли "колесными", для нее нужно было отъездить 7 лет на скорой. Мы существенно потеряли в зарплате, – рассказывает фельдшер качканарской скорой помощи Ирина Тюлюнова.
Убрали "санитарские", хотя мы как таскали носилки, так и продолжаем таскать
Работники скорой жалуются, что их зарплата и так уже уменьшалась в связи с изменением порядка расчетов, а объявляемые повышения были лишь на словах:
– Зарплата у нас в 2014 году и так уже снизилась, – говорит Ирина Тюлюнова. – Убрали "санитарские", хотя функции наши не изменились, мы как таскали носилки, так и продолжаем таскать. Они нам в обязанности это все вменили – что транспортировка больного входит в оказание медицинской помощи. А то, что мы, женщины, втроем таскаем по 100 килограммов и больше – это ничего. И то, что мы работаем в крови, в моче – это не "санитарские", так они считают. Мы не могли ни за что зацепиться, потому что ничего не было прописано в трудовом договоре. А в новом трудовом договоре разница идет в две, три, четыре тысячи, у кого как. Это зависит от категории, от количества смен. Раз это на бумаге написано – мы за это зацепились, мы не стали подписывать.
Главврач качканарской городской больницы Лилия Ворончихина заявила, что новые договоры отказались подписывать только 28 фельдшеров скорой помощи. Водители и руководители, а также санитарка подписали. Если фельдшеры не передумают и до 10 декабря не подпишут новые договоры, они будут уволены:
– Если человек дополнительное соглашение не подписывает, отношения с работодателем не оформляет, дальше процедура включается какая? Если вы по этой должности, специальности не хотите работать, мы предлагаем другие работы. Если они не согласны с этим, что у нас остается по законодательству? Только уволить их. Только это не наша прихоть, не наше желание, мы никого не хотим увольнять, но куда деваться, – объясняет главврач и призывает фельдшеров все же подписать новые трудовые договоры, а все возникающие вопросы решать параллельно. "Это цивилизованный подход", – говорит Лилия Ворончихина. Для компенсации потерянной части зарплаты главврач обещает в дальнейшем решать вопрос доплат с каждым фельдшером индивидуально.
Если ситуация не разрешится, то все фельдшеры скорой помощи будут уволены
– Мы боимся, – заочно спорит с главврачом фельдшер Ирина Тюлюнова. – Почему они не могут прописать нам это все в договоре? Конкретно, чтобы мы были уверены. Они нам на словах это все говорят – "мы будем доплачивать". Они, может, заплатят месяц-два, а потом не будут платить? Эту "фишку" мы уже знаем, такая ситуация уже была. В 2011 году при повышении окладов у нас доплату сняли. Мы даже не почувствовали этого повышения. Почему они говорят, что "мы будем доплачивать"? Они сами этими словами признают, что зарплата упала у нас, – заключает фельдшер.
Если ситуация не разрешится, то все фельдшеры Качканарской больницы скорой помощи будут уволены. Кто и как быстро придет им на смену, непонятно. Скорая помощь в Качканаре одна на 40 тысяч человек. Помочь в решении конфликта взялись депутаты Свердловского законодательного собрания, но администрация больницы от переговоров пока уклоняется.
– Проблема эта не только у нас в Качканаре, я думаю, что это общероссийская проблема. У всех такие условия, в связи с понижением на 10% бюджетов городов, – говорит депутат Качканарской городской думы Габбас Даутов.
На 10 декабря у здания городской администрации Качканара назначен митинг в поддержку работников скорой.