Брянский городской суд вынес приговор бывшему губернатору региона Николаю Денину. Его признали виновным в превышении должностных полномочий и приговорили к четырем годам колонии общего режима. Защита Николая Денина уже обжаловала этот судебный вердикт.
Как было установлено в суде, в декабре 2011 года и январе 2012 года губернатор Денин, действуя из корыстных побуждений, подписал распоряжения о выделении из резервного фонда Брянской области более 21,8 миллиона рублей подконтрольной его семье птицефабрике "Снежка". Деньги перечислили под предлогом устранения последствий взрыва, произошедшего на территории предприятия в октябре 2011 года – тогда взрыв разрушил кормовой цех, погибли двое рабочих. Происшествие локального характера было расценено как ЧП регионального масштаба. Как следует из материалов уголовного дела, выделенные деньги на самом деле были израсходованы не на ликвидацию последствий ЧП, а на финансово-хозяйственную деятельность "Снежки" – погашение долгов по зарплате, расчеты с контрагентами и кредитными организациями. Между тем деньги по документам были выделены муниципальному образованию – Брянскому району, на территории которого находится "Снежка", а не напрямую птицефабрике, что являлось явным нарушением действующего законодательства.
Бывший генеральный директор ОАО "Снежка" Николай Денин руководил Брянской областью в течение десяти лет – с декабря 2004 года по сентябрь 2014-го. За это время его имя не раз оказывалось связано с громкими скандалами. Но по-настоящему тучи над губернатором сгустились весной 2014 года, когда федеральные СМИ заговорили о его грядущей отставке в связи с обвинениями в коррупции. Незаконным выделением денег птицефабрике, принадлежащей семье Денина, правоохранительные органы заинтересовались еще в августе 2012 года. Это, впрочем, не помешало губернатору в октябре того же года переизбраться на очередной срок. Тогда обвинения в свой адрес губернатор объяснял происками политических оппонентов. Он продолжал отвергать обвинения и после того, как на стол президенту России лег закрытый доклад ОНФ о коррупционной деятельности брянских властей. Но 9 сентября 2014 года президент Владимир Путин отправил Денина в отставку в связи с утратой доверия.
Полиция предъявила обвинения в превышении полномочий бывшему губернатору в мае нынешнего года – суд арестовал его имущество, а экс-главу региона отправил под домашний арест. Все обвинения в свой адрес Николай Денин продолжал отвергать, убеждая журналистов в своей невиновности.
По его словам, решение о выделении денег принимал вовсе не он, а региональная комиссия по чрезвычайным ситуациям
Суд над экс-губернатором стартовал в середине октября и продлился чуть более месяца. Вину бывший губернатор так и не признал. Он заявил, что, выделяя деньги "куриному предприятию", руководствовался исключительно заботой о Брянской области, которой после взрыва на "Снежке" якобы грозила экологическая катастрофа: дескать, на разрушенном предприятии погибли бы сотни птиц, и их разложение отравило бы воздух. По его словам, решение о выделении денег принимал вовсе не он, а региональная комиссия по чрезвычайным ситуациям, а он как губернатор лишь подписал соответствующее распоряжение. Кроме того, Николай Денин утверждал, что в пору своего губернаторства птицефабрике никак не помогал.
Организованное в отношении меня преследование – это политическая месть
"Свои акции десять лет назад я переоформил на дочь, а она – на мою жену, – заявил Денин на процессе. – Никто из моих родственников никогда не принимал участия в управлении птицефабрикой. Когда я был губернатором, ни разу не вмешивался в работу предприятия. Подписывая распоряжение о выделении денег, руководствовался лишь одним: потеря "Снежки" отразилась бы на продовольственной безопасности региона и всей страны. Я действовал по закону. И в кошмарном сне не мог представить, что окажусь на скамье подсудимых. Мои политические оппоненты упорно пытаются записать меня в ряды коррупционеров. Все делается для того, чтобы посадить Денина. Если бы деньги были выделены не Брянскому району, а напрямую "Снежке", то меня, наверное, уже к стенке бы поставили. Организованное в отношении меня преследование – это политическая месть. Деньги были выделены еще в 2011 году, так почему за меня взялись лишь после сентября 2014 года, то есть после моей отставки? Знал, что от тюрьмы и от сумы зарекаться нельзя, но вот что бы вот так – этого я никак не ожидал".
Ключевым свидетелем обвинения на процессе стал экс-заместитель губернатора Михаил Климов, курировавший в брянском правительстве региональную безопасность, в недавнем прошлом – начальник регионального УВД. Этот человек считался одним из самых верных соратников Денина. Именно он был председателем комиссии по ЧС, которая в 2011 году принимала решение о выделении денег пострадавшей от взрыва "Снежке". И именно он дал показания против бывшего шефа.
На судебном процессе свидетель Климов отказался говорить, сославшись на очень плохое самочувствие. Он лишь подтвердил сказанное им на предварительном следствии. По его словам, осенью 2011 года Николай Денин в категоричной форме настаивал на скорейшем проведении заседания чрезвычайной комиссии, дабы быстрее принять решение о выделении денег формально Брянскому району, а по сути – пострадавшей от взрыва "Снежке".
Я заметил, что денежные средства нужно выделить семьям пострадавших, а не птицефабрике, но меня не хотели слушать
"Губернатор Денин настаивал на том, чтобы сотрудники управления региональной безопасности, которым я руководил, сами затребовали документы у "Снежки", дабы поскорее перевести финансовую помощь, – рассказал Климов. – Я заметил, что денежные средства нужно выделить семьям пострадавших, а не птицефабрике, но меня не хотели слушать.
На заседании чрезвычайной комиссии рассматривался вопрос о причинении вреда "Снежке", а вовсе не Брянскому району. Я проголосовал за выделение денег, потому что мой голос все равно ничего не решал. Если бы я выступил против, то уже на следующий день лишился бы работы. Окончательное решение о выделении денег к тому времени уже принял сам Денин. Заседание комиссии было формальностью, протокол требовался главе региона, дабы скрыть свое стремление перечислить бюджетные деньги птицефабрике, которая на самом деле являлась скрытой собственностью губернатора. Я все изложил правдиво и объективно. Никаких причин для оговора Денина у меня нет".
Услышав это, подсудимый обвинил экс-заместителя во лжи. "Климов неоднократно меня убеждал, что выделение денег абсолютно законно. Он и в 2012-м, и в 2013-м и в 2014 годах заявлял, будто никаких нарушений не было – ни прокуратура, ни Контрольно-счетная палата не предъявляли никаких претензий. И только в этом году Климов дал показания, что нарушения, оказывается, были. Что за это время случилось, мне неизвестно. Это просто смешно – можно ли представить, чтобы я выкручивал руки милицейскому генералу, который боялся мне возразить, опасаясь потерять работу? Бог ему судья. Мне только непонятно: если выделение денег незаконно, то почему Климов не находится рядом со мной на скамье подсудимых?" – сказал Николай Денин.
Протокол заседания чрезвычайной комиссии, на котором принималось решение о выделении денег "Снежке", является незаконным
Против экс-главы региона выступил и другой его бывший подчиненный – сотрудник брянского правительства Григорий Колчебо, который до недавнего времени занимал в нем должность начальника управления региональной безопасности. На суде он представлял потерпевшую сторону – правительство Брянской области, бюджету которого и был причинен ущерб.
"Протокол заседания чрезвычайной комиссии, на котором принималось решение о выделении денег "Снежке", является незаконным, поскольку в действительности такое заседание не проводилось, – заявил Колчебо. – Нет оснований считать слова Климова ложью. Правительство Брянской области полагает, что действия Денина, распорядившегося выделить "Снежке" деньги из резервного фонда, являются незаконными, и поддерживает сторону обвинения.
Защита Денина в свою очередь не смогла предъявить суду свидетелей, которые бы смогли реально повлиять на исход дела. "Шестеро наших свидетелей без объяснения причин непосредственно перед заседанием отказались давать показания, – рассказал адвокат Юрий Филатов. – Они не захотели прибыть на суд под надуманными предлогами. Можно лишь предполагать, почему так произошло".
Мы считаем, что Денин совершил преступление и именно он обязан возместить ущерб, причиненный бюджету
Шанс избежать реального срока заключения у Денина, по сути, был один – вернуть всю сумму, перечисленную птицефабрике из бюджета. Однако для экс-губернатора это бы означало признать свою вину, чего он делать не собирался. Выход, как показалось стороне защиты, был найден. Адвокаты Денина предъявили суду копии платежных поручений, согласно которым "Снежка", когда уже шел суд, полностью погасила долг перед областным бюджетом усилиями подконтрольных предприятий и одного из местных предпринимателей: в бюджет поспешно перечислили всю указанную сумму – 21,8 миллиона рублей. Но это не устроило правительство области, усомнившееся в законности такого возврата. Нежелание принимать деньги для бывшего губернатора Денина стало шоком. "Видимо, власть не интересуют эти деньги, ей не важен возмещенный ущерб, ей нужно только вынести приговор Денину", – заявил он.
А между тем гособвинители потребовали взыскать эти миллионы не со "Снежки", а лично с экс-губернатора. "Мы считаем, что Денин совершил преступление и именно он обязан возместить ущерб, причиненный бюджету, – отметил прокурор Александр Заблоцкий. – Гражданский иск предъявлен к нему, а не к птицефабрике". Подсудимый назвал это абсурдом: "Куда же смотрела прокуратура, которая сразу должна была исследовать все правовые документы? Тогда прокуроров надо вызвать и посадить на скамью подсудимых рядом с Дениным. Цирк какой-то".
Такое впечатление, что бывшего губернатора просто пытались добить, пройтись по нему катком
Но главный удар по надеждам защиты на благоприятный для себя исход дела был нанесен сразу после прений сторон. Судья Артём Устинов объявил, что вердикт огласит в тот же день – 19 ноября. Быстрый суд – быстрый приговор. Четыре года колонии общего режима. Денин, которого взяли под стражу в зале суда, сообщил, что будет обжаловать приговор. Впрочем, он сделал бы это даже в том случае, если бы срок был условным.
"Такое впечатление, что бывшего губернатора просто пытались добить, пройтись по нему катком, – прокомментировал вердикт адвокат Николая Денина Юрий Филатов. – Люди, которые давали показания в его пользу, затем начали говорить уже другое. Думаю, приговор был готов заранее, то есть еще до судебных прений. Этим можно объяснить и скорость судебного разбирательства. Мы, адвокаты, как оказалось, никому не были нужны на этом процессе. Посмотрим, что будет дальше. Но мы с коллегами не теряем надежды, что нам все-таки удастся "поломать" этот приговор в областном суде. Не сомневаюсь, что если бы Денин признал себя виновным, лично пришел на почту и перечислил сумму ущерба, все равно срок был бы реальным. Считаю, Климов должен был занять место рядом с Дениным на скамье подсудимых, потому что никто так и не смог объяснить, какой закон освободил этого человека от уголовной ответственности".
Гособвинители, требовавшие для Денина 5 лет колонии общего режима, приговором остались довольны. "Наказание соразмерно тяжести совершенного преступления", – прокомментировал решение суда прокурор Александр Заблоцкий.
Денин также должен будет вернуть бюджету 21,8 миллиона рублей, как того и требовало гособвинение. В срок экс-чиновнику засчитали несколько месяцев, проведенных под домашним арестом – с конца мая до конца ноября. Рассмотрения своей жалобы Брянским областным судом он будет дожидаться в следственном изоляторе.