Ссылки для упрощенного доступа

Одесса: виноватых нет


Одесса. 2 мая 2014 года
Одесса. 2 мая 2014 года

Европейские эксперты раскритиковали Украину за халатное расследование массовых беспорядков в Одессе

Международная консультативная группа Совета Европы по надзору за расследованием событий в Одессе 2 мая 2014 года обнародовала свой отчет. На брифинге в Киеве отчет представил глава МКГ Николас Братца. Расследование этой трагедии украинскими властями – в уличных столкновениях и при пожаре в городе погибли почти 50 человек и две сотни получили ранения – названо в документе “неэффективным и несоответствующим Европейской конвенции по правам человека”.

Международная консультативная группа была создана Генеральным секретарем Совета Европы в апреле минувшего года. Ее цель – надзор за соблюдением требований Европейской конвенции по правам человека при расследовании случаев насильственных действий, которые имели место на Украине начиная с 30 ноября 2013 года. В тот день на киевском Майдане отряды милицейского спецназа разогнали студентов, протестовавших против отказа властей от евроинтеграции. Эта же группа экспертов занималась и мониторингом расследования трагических событий в Одессе 2-4 мая 2014 года, когда произошли столкновения между пророссийскими и проукраинскими активистами. В результате в ходе массовых беспорядков в городе и во время пожара в Доме профсоюзов погибли 48 человек и более 200 были ранены. Спустя полтора года украинские правоохранительные органы так и не завершили расследование этого громкого дела, заявляя, что организаторы спланированной акции – в частности тогдашние руководители одесской милиции – скрываются от следствия за пределами Украины.

Международная консультативная группа Совета Европы констатирует, что в расследовании событий в Одессе не удалось достичь существенного прогресса. Эксперты пришли к выводу, что распределение полномочий между Генпрокуратурой и МВД было малопродуктивным и привело к неэффективности следствия. Особое внимание в отчете обращается на то, что сотрудники милиции и государственной службы по чрезвычайным ситуациям фигурируют как подозреваемые, поэтому их участие в расследовании ставит под сомнение соответствие процесса Европейской конвенции по правам человека. Эксперты советуют создать независимое от МВД и других правоохранительных органов Бюро расследований, которое бы занималось случаями нарушений прав человека со стороны органов власти.

Выводы Международной консультативной группы Совета Европы комментирует депутат Верховной Рады от Блока Петра Порошенко, одессит Алесей Гончаренко:

Алексей Гончаренко
Алексей Гончаренко

– Абсолютно предсказуемый доклад и его выводы. Общественность и лично я много раз поднимали вопрос о том, что расследование трагедии 2 мая проводится из рук вон плохо. Надеюсь, что теперь произойдет активизация работы. Конечно же, спустя полтора года делать это сложнее – многие свидетели покинули Украину, а ряд экспертиз уже тяжело повторить. Поскольку с расследованием этого дела были проблемы, я как депутат Верховной Рады в годовщину трагедии внес в парламент законопроект об амнистии участникам событий, которые не совершили тяжких преступлений. Принятие такого закона будет абсолютно правильным решением, и обнародованный сегодня доклад это подтверждает.

– В Верховной Раде не раз звучали заявления о необходимости привлечь к расследованию одесской трагедии зарубежных специалистов либо поручить это дело новой структуре, независимой от правоохранительных органов. Что вы думаете по этому поводу?

Привлекать зарубежных специалистов, мне кажется, нецелесообразно, ведь это наша трагедия, и найти всех ее виновных должна сама Украина

– Учитывая, что в расследовании участвуют и сотрудники МВД, которые показали себя в этой ситуации плохо, в Верховной Раде рассматривают законопроект о создании государственного бюро расследований. Если оно появится, то, может быть, одесские события и могла бы расследовать новая структура. Как вариант – можно было бы сформировать для такого расследования специальную межведомственную группу. Но привлекать зарубежных специалистов, мне кажется, нецелесообразно, ведь это наша трагедия, и найти всех ее виновных должна сама Украина. Умыть руки и сказать, что нам нужны западные институции, будет неправильно. Расследовать должна сама Украина – это наш долг перед людьми и всей страной.

Собственное расследование трагедии продолжает в Одессе общественная комиссия “Группа 2 мая”, ее материалы проанализированы экспертами Совета Европы, и во многом на их основании Международная консультативная группа сделала свои выводы. Можно ли утверждать, что окончательно отвергнута одна из ключевых версий, звучавшая в Киеве в первые дни после трагедии в Одессе, – о том, что пророссийские активисты во время пожара в Доме профсоюзов могли быть отравлены неизвестным газом кем-то своим и что это могла быть операция российских спецслужб? Говорит координатор “Группы 2 мая” Татьяна Герасимова:

Данных об участии в событиях 2 мая в Одессе представителей спецслужбы соседнего государства у нас нет

– Нами это версия отвергнута, потому что никаких признаков отравления газом, кроме тех газов, которые выделяются при горении, мы не нашли. У нас в группе есть врач-токсиколог Владимир Саркисян. Мифы о применении отравляющих веществ, боевого отравляющего газа – такого газа, как использовался российскими спецслужбами в "Норд-Осте", белого фосфора и хлороформа и прочих – таких версий было порядка десяти, Саркисян все их разбил в пух и прах, применив научные знания. А сам пожар в Доме профсоюзов, ход пожара и динамику распространения огня описал другой специалист нашей группы Владислав Балинский, химик и биолог по образованию. Именно его экспертиза использована в документах и выводах Генеральной прокуратуры Украины и Международной консультативной группы Совета Европы. Данных об участии в событиях 2 мая в Одессе представителей спецслужбы соседнего государства у нас нет. Однако официальное следствие по этому уголовному делу еще не закончено, его ведет команда из главного следственного управления МВД Украины и руководит ею Руслан Сушко.

Как отмечает Татьяна Герасимова, по неизвестной причине состав следственной группы, расследующей одесскую трагедию, недавно был существенно сокращен:

– В группе осталось не более десяти человек. Они ведут и дело относительно халатности сотрудников госслужбы по чрезвычайным ситуациям, которые вовремя не прибыли 2 мая к месту пожара в Доме профсоюзов, и по массовым беспорядкам в этот день в городе. Говорить окончательно обо всех версиях мы не можем, пока мы не увидим выводы следователей, пока не услышим в суде доводы обвинения. За последний год многие участники событий 2 мая арестованы совершенно по другим делам. Их поймали “на горячем”, когда они готовили взрывы в Одессе. Один из фигурантов, Игорь Астахов, в январе убил троих человек и сейчас находится на скамье подсудимых по этому делу. 2 мая Астахова задерживали с оружием на Александровском проспекте, и, к сожалению, милиция его отпустила. Я бы не стала говорить, что следствие полностью бездействует: оно работает и достаточно серьезно относится к нашим материалам. По нашей информации, в Киеве назначены две повторные экспертизы: судебно-медицинская и пожарно-техническая. Одесские экспертизы оказались совершенно несостоятельными, поэтому и были назначены новые, в столице.

Следствие установило, что массовые беспорядки в Одессе были организованы и спланированы. Всего по "одесскому делу" проходят 20 обвиняемых.

XS
SM
MD
LG