Он родился, как и Арт Тейтум, 13 октября. Тейтум 1909 года. Сэндерс – 21 год спустя. Арт был и остается мэтром фортепьяно, виртуозом и новатором. Сэндерс был одним из лучших учеников Колтрейна. Албер Эйлер говорил: « - Трейн был Отцом, Фароа (Сэндерс) – Сыном, а я – Святой дух».
Ваш субботний вечер начинается с еженедельного «Времени Джаза». Вы слушаете нас на коротких и средних «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в дождливом Париже – ваш – ДС
Итак, кто же будет первым? Тейтум или Фараон?
Pharoah Sanders - The Creator Has A Master Plan – 19:22 (Pharoah Sanders - Karma – Impulse)
«The Creator Has A Master Plan», «У Создателя есть генеральный план, проект…» - композиция, вернее часть ее Фараона Сэндерса. Его диск «Карма», записанный для «Импульса» 14 февраля 1969 года в Нью-Йорке.
Фароа Сэндерс – тенор-сакс и лидер; Джулиус Уоткинс – валторна; Джеймс Сполдинг – флейта; Лонни Листон Смис – рояль; Ричард Дейвис – контрабас; Натаниэл Беттис – перкуссия; Билли Харт – ударные.
Настоящее имя Фараона – Фаррел. В школе он играл на тубе, ударных, кларнете и флейте. На теноре он играл в последнем классе и уже в школьном оркестре. В 1959 году он отправился из Литтл Рока в Сан-Франциско, и какое-то время играл в различных комбо рок-н-ролла и ритма-и-блюза. Затем, наслушавшись Сонни Роллинса, Эрика Долфи и Орнетта Коулмэна, он понял, что его место в джазе, в авангарде. С 1962 года он в Нью-Йорке. Начало недурное: он играет с Билли Хиггинсом, Эриком Долфи, Рашидом Эли, Сан Ра и, наконец, с 1965 года до 1967 – с Джоном Колтрейном. То есть до самой кончины Джона. Последовавшая метаморфоза была двойной: он нырнул в мистицизм и он стал играть так, как будто он сам и есть Джон Колтрейн. Как и Джон, он взял в руки сопрано, как и Джон он стал играть затяжными по 20 минут фразами, но он и пошел дальше. Он играл на самых верхах, затем неожиданно сваливался на самые низы, хрипел, вибрировал, добавлял к тенору или сопрано – голос. Два года он играл в комбо вдовы Джона – Элис Колтрейн. Он углубился в спиритуализм, повторяя фразу Трейна, что он принадлежит всем религиям. В начале 80-х он неожиданно начал играть диско, джаз-рок и, наконец, добрался до необибопа.
13 октября Фароа исполнилось 75 лет. Последний раз он был на сцене в ноябре 2013 года.
Pharoah Sanders - Soul Eyes – 9:22 (Pharoah Sanders - Welcome to Love – Timeless)
«Soul Eyes», «Глаза Души» - медленная баллада пианиста Мэла Уолдрона. Фароа – лидер и саксофон; Уильям Хендерсон – рояль; Стаффорд Джеймс – контрабас и Экклестон Уейнрайт-Младший – ударные. Студия звукозаписи «Gimmick», Франция, конец июля 1990-го года.
Трейн так же признавался в последние дни жизни, что он жалеет, что оставил блюзовые баллады и стандарты.
Он принадлежал к тем слепым джазменам, которые, потеряв на все сто или на 90% зрение, отдали потерянное слуху. Мультиинструменталист Роланд Кёрк легко опознавал знакомых по звуку шагов. Пианист Арт Тейтум любил сидеть за стойкой бара в драгсторе Hansen’s, на углу Седьмого авеню и 51 стрит в Нью-Йорке. Это была забегаловка водевильных актеров.
Напомню, что вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» - на коротких волнах «Свободы», через спутники Hotbird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Париже – ваш ДС.
Art Tatum - St. Louis Blues – 2:28 (Art Tatum - The Chronological Classics 1934-1940 – Classics)
«St. Louis Blues» - короткий стремительный блюз Хэнди, записанный Артом Тейтумом 26 июля 1940 года.
Среди ваших вопросов, до которых я наконец-то добрался, есть и вопрос о скорости игры Арта. Дорогой Сергей Доронин, вот что писал Лен Лайонс в своей книге «Великие джазовые пианисты»: «Краеугольным камнем базовой игры Тейтума были гармонии Ёрла Хайнса, ведущая левая рука Фатса Уоллера и невероятное легато мелодии всё той же левой руки, но - Тедди Уилсона. Наиболее заметной разницей между Тейтумом и другими пианистами была его выдающаяся виртуозность. Несмотря на его, де-юре, легальную, слепоту, Арт играл любую пьеску в два раза быстрее любого собрата, при этом в усиленном свинговании и гармоническом разнообразии. Его влияние на пианистов было мощным и глубоким, если не разрушительным. Говорят, что многие из них, потрясенные игрой Тейтума, перешли на другие инструменты».
Добавлю, что Арт Тейтум играл самые популярные стандарты, но в своей скоростной виртуозности доходил до какого-то барочного звучания. И здесь, оглядываясь на прошлую передачу, скажу, что многие называли стиль Монка «готическим».
Art Tatum - Tea For Two – 2:34 (Art Tatum - Piano Genius – Classic Jazz)
«Tea For Two» из мюзикла 1925 года «No, No, Nanette» - песня была написана Винсентом Юмансом. Арт Тейтум, соло, 12 апреля 1939 года, Нью-Йорк.
Так что же делал Арт в баре драгстора Hansen’s? Он предлагал соседу бросить горсть монет на мраморную стойку бара. По звукам падающих монет он определял их сумму. Как многие его коллеги, слепые джазмены, он был помешан на автомобилях. Когда у него появились первые деньги, он купил себе форд и завел шофера. После чего спорил, скажем, со слепым певцом Элом Хиблером, доказывая, что он водит машину лучше, чем Эл. Иногда проводились эксперименты. Хвала небесам – без особых потерь.
Я же запомнил навсегда фразу Чарли Паркера о Тейтуме: «Хотел бы я играть, как правая рука Арта…»
Art Tatum - Rosetta – 2:48 (Art Tatum - Piano Genius – Classic Jazz)
«Rosetta» - Ёрла Хайнса. На этот раз 26 июля 1940 года, Лос-Анджелес. Соло, само собой Арта Тейтума.
В заключение этой короткой прогулки с Артом, скажу, что это было началом исполнения ваших заявок и желаний.
Арта Тейтума хотела услышать Голда Стайнберг из Бостона.
Когда Майлз Дейвис взял его в свое комбо джазмены, афроамериканцы, возмутились: - Мало нам Билла Эванса (белого)! Теперь еще этот Ли Конитц! В первом случае Майлз ответил, что главное, что бы музыкант был гениальным, а синее или красное пламя вырывается из его пасти – ему все равно. Во втором, он сказал, что взял бы Конитца будь он даже зеленого цвета. Ли, Лион, Конитц так же родился 13 октября, но 1927 года. Ему исполнилось 88 лет. Он выступал в Дортмунде, Германия, на прошлой неделе.
Где бы вы ни были и на чем бы вы нас ни слушали, это, несомненно, еженедельное «Время Джаза» - на коротких волнах «Свободы» или же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Lee Konitz - What's New – 2:41 (Lee Konitz – With strings – Verve)
«What's New», «Что нового?» - популярная песня 1939 года Боба Хагарта, присвоенная на радость фанам, Фрэнком Синатрой. В данном случает комбо Ли Конитца со струнной группой. Ли – альт-саксофон; Джин Орлофф – скрипка; Алэн Шулмэн – виолончель; Лу Стайн – рояль; Билл Рассо – дирижер всех остальных, не указанных на диске. Февраль 1958 года.
Единственный альт-саксофонист, про которого Скотт Яноу написал, что он не звучит, как племянник Чарли Паркера.
Lee Konitz - You Don't Know What Love Is – 8:-01 – (Lee Konitz - – Motion Verve)
«You Don't Know What Love Is! «Ты не заешь что такое любовь» - стандарт, музыка ДеПоля. Запись сделана в «Olmsted Sound Studios», в Новом-Йорке, 29 августа 1961 года. Мне бы, лично, эту подсказку лет 10 назад..
Расстанемся мы на совершенно неожиданном Диззи Гилеспи, которого так же угораздило родиться в октябре…. Честно говоря: толпа на выходе.… Это чистый хард-боп:
Dizzy Gillespie with Sonny Rollins and Sonny Stitt - Haute Mon' – 10:39 (Dizzy Gillespie - Duets – Verve)
«Haute Mon'», скорее всего это французско-американский жаргон – то есть это «Поздний полдник…» Композиция Сонни Ститта и его же комбо. У этой композиции, которая улеглась в архив было другое название «Что угодно, ха-ха-ха….» Рей Браянт играл на фортепьяно; Сонни Ститт – тенор и альт; Диззи – труба; Томми Браятн – контрабас и Чарли Пёрсип – ударные… 1957 год, «Verve».
«Время Джаза» опускает занавес. Звукорежиссер – Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Мы будем вновь в вашей компании через неделю на коротких волнах «Свободы» и на нашем сайте www.svoboda.org. Всех вам благ, чао, бай-бай!