Государственная авиационная служба Украины письменно уведомила российские авиакомпании о запрете для них полетов на Украину с 25 октября. В санкционный список Киева, в первую очередь за полеты в аннексированный Россией Крым, попали "Аэрофлот", три его дочерние компании ("Россия", "Донавиа", "Оренбургские авиалинии"), "Трансаэро" (недавно перешедшая под операционное управление "Аэрофлота"), "Сибирь", "Уральские авиалинии", "Газпромавиа", Red Wings, всего 25 компаний, а также специальный летный отряд "Россия", занимающийся перевозкой первых лиц государства, и 224-й летный отряд Минобороны РФ. Председатель российского правительства Дмитрий Медведев 28 сентября поручил Министерству транспорта РФ рассмотреть возможность введения ответных санкций в отношении украинских авиаперевозчиков. Во вторник российское Федеральное агентство воздушного транспорта уведомила авиакомпании Украины о запрете на полеты в Россию также с 25 октября.
По данным российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, за семь месяцев текущего года российские авиакомпании перевезли на Украину чуть более 300 тысяч человек, в том числе около 200 тысяч в Киев и более 70 тысяч – в Одессу. При этом объемы авиаперевозок в обратном направлении компаниями из России были примерно сопоставимыми. Теперь украинское власти запрещают также транзитные полеты российских авиаперевозчиков через территорию Украины, если на борту есть "товары военного назначения либо двойного назначения" или же военнослужащие. "Нечего делать российским самолетам с российскими триколорами в украинских аэропортах", – заявил накануне на заседании правительства премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
Из России на Украину, по данным авиационного ресурса flightmapsanalytics.com, летают четыре российские авиакомпании. В частности, "Аэрофлот" (в сентябре планирует выполнить 270 рейсов в Киев и Одессу), "Трансаэро" (123 рейса в Киев и Одессу), "ЮТэйр" (94 рейса в Киев и Львов) и S7 (64 рейса в Киев и Одессу). В свою очередь, из Украины в Россию летают авиакомпании "Міжнародні авіалінії України" (UIA, 156 рейсов в Москву, Санкт-Петербург и Калининград), "Днеправиа" (60 рейсов в Москву) и "Мотор-Сич" (30 рейсов в Москву). Украинские эксперты сразу предположили, что Москва ответит на санкции Киева "зеркально", запретив полеты в Россию самых активных украинских авиакомпаний, "Міжнародні авіалінії України" и "Днеправиа". Не исключено, что российские власти могут объявить и о полном прекращении авиасообщения с Украиной, говорит партнер киевской юридической фирмы "Анте", специализирующийся на авиационном праве, Андрей Гук:
– В международном праве есть принцип "взаимности". Если к вам применяют какие-либо меры ответственности, страна может реагировать в соответствии с этим правом. Другое дело, что принципы составления санкционных списков Украиной понятны и связаны они с незаконными полетами российских компаний в Крым, а вот принципы составления возможного российского списка, честно говоря, непонятны. И пока рано об этом говорить. Вполне вероятно, что российская сторона применит тотальный запрет без всяких списков.
В украинский санкционный список не попала лишь одна российская авиакомпания, которая летает в Киев и Львов, но – не выполняет рейсы в Крым, а именно "ЮТэйр", добавляет Андрей Гук, однако если Москва введет тотальный запрет на полеты для всех украинских авиакомпаний, то Киев естественно, запретит летать и "ЮТэйр".
Тогда события могут развиваться по так называемому "грузинскому сценарию", который действовал на протяжении нескольких лет после войны России с Грузией в 2008 году, напоминает директор украинской компании "Стиль Авиа" Евгений Хайнацкий:
– Пассажиры вынуждены были искать новые пути, истаптывая новые транзитные дорожки. Тогда, в частности, украинские авиакомпании очень мощно подхватили эти пассажиропотоки и начали возить пассажиров из Тбилиси в Москву через Киев, Одессу и другие аэропорты. Сейчас многие пассажиры, очевидно, пересядут на автомобильный и железнодорожный транспорт. Однако результатом этих запретительных мер будет сокращение пассажиропотока. Люди просто будут отказываться от перевозок.
От взаимного запрета, отмечает бывший глава Государственной авиационной службы Украины Денис Антонюк, выиграют авиакомпании Белоруссии, Латвии и Турции:
– Если все закроется, то выиграет в первую очередь белорусская компания "Белавиа". Многие тогда будет летать в Россию через Минск. Выиграет также Рига, через которую, наверное, будет удобно летать в Санкт-Петербург. Выиграет и Стамбул, через который можно будет летать в другие российские города. Если же не будет полного закрытия авиасообщения между Украиной и Россией, и от россиян останется, например, авиакомпания "ЮТэйр", а от Украины – "Мотор-сич" или "Atlasjet Украина", то сценарии будут принципиально другими. Пассажиры будут пользоваться прямыми рейсами в условиях псевдомонополии, когда будет один-два перевозчика, и они смогут летать только в один аэропорт в Москве и в один в Киеве.
По словам Дениса Антонюка, от прекращения авиасообщения между Украиной и Россией, вероятно, выиграет и государственная железнодорожная компания "Укрзализныця" ("Украинская железная дорога"). С января по август этого года поездами из Украины в Россию и обратно воспользовались около полутора миллионов человек. Теперь эта цифра может возрасти. Впрочем, некоторые эксперты уже интересуются у киевских властей: почему, закрывая свои аэропорты для российских авиакомпаний, летающих в Крым, они не отменяют рейсы на Украину российских пассажирских поездов? "Ведь РЖД сейчас точно так же незаконно выполняет рейсы Москва – Симферополь по рельсам, как "Аэрофлот" или "Трансаэро" по воздуху, – написал в Facebook эксперт авиарынка Сергей Кадученко.
Если все закроется, то выиграет в первую очередь белорусская компания "Белавиа"
Как считает руководитель российской консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, в результате действия санкций крупный ущерб будет нанесен и той, и другой стороне. Ответные меры России в отношении украинских авиакомпаний, по его словам, лишь дело времени:
– Это плохое решение, которое по всем международным представлениям означает крайне недружественный дипломатический ход. Прекращение воздушного сообщения – это нехорошая штука, обыкновенно связанная с состоянием войны между странами. Мне казалось, что необходимо искать пути деэскалации этого конфликта.
Что касается экономических потерь. По самой сути двухсторонних межправительственных соглашений о воздушном сообщении, они все построены на абсолютно зеркальном паритете. Вы не можете ничего сделать в одностороннем порядке. Сколько с одной стороны – столько и с другой. Если с одной стороны убавили, значит, и с другой стороны убавят. Это даже не то что может произойти. Это не может не произойти. Теоретически обе стороны должны потерять одинаково. На практике, наверное, российские авиакомпании потеряют немножко больше.
– А в цифрах это "больше" невозможно пока оценить?
– Несколько миллионов долларов в годовом исчислении.
Теоретически обе стороны должны потерять одинаково
– А что будет с пассажирами, какие будут возможны варианты сообщения между Россией и Украиной? Все пересядут на поезда?
– Через Варшаву будут летать, через Лондон будут летать.
– Но ведь это в финансовом смысле очень сильно ударит по кошелькам. Можно сказать, насколько подорожает такой перелет через Варшаву или Лондон?
– Это может оказаться и не сильно дороже, на самом деле, но, конечно, дольше. Все очень по-разному. Хотя тарифы Москва – Киев были очень низкие.