Международная реакция на вынесенный 25 августа в Ростове-на-Дону приговор по делу "крымских террористов" оказалась единодушной и громкой. С осуждением "политизированного решения суда" выступили как международные организации, так и общественно активные деятели культуры, вроде польского режиссера Кшиштофа Занусси и публициста Адама Михника. Правительства нескольких стран, руководство ЕС и правозащитных организаций сделали недогующие заявления в адрес Москвы. По понятным причинам самой резкой оказалась реакция украинских властей, которые уже подали протест в Европейский суд по правам человека. В Киеве при этом не исключают, что Москва может обменять Олега Сенцова и Александра Кольченко на задержанных весной в Донбассе кадровых российских военных. Суд над ними в украинской столице может открыться в начале сентября.
Украинские правозащитники в один голос называют решение российского суда по делу Олега Сенцова и Александра Кольченко (напомним, Сенцов приговорен к 23, а Кольченко – к 10 годам тюремного заключения) политическим и призывают Запад более активно требовать от Кремля их освобождения. Приговор Сенцову и Кольченко комментирует сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров:
– Это просто политическая расправа, Сенцов и Кольченко – типичные политзаключенные. Об этом говорит все: и многочисленные нарушения в ходе следствия и суда, и жесткие приговоры. Таких приговоров вообще-то не дают даже убийцам. Все это – инструмент политики, чтобы оказывать давление на Украину, в том же направлении. Россия показывает, что она имперское государство, а Украина должна быть вассалом и должна Москву слушаться. Психологически понятно, почему Россия так себя ведет. Очень много зависит от позиции Запада, который мог бы активнее осуществлять давление на Россию, требуя освобождения политзаключенных.
После оглашения приговора Сенцову и Кольченко у здания посольства России в Киеве собрались около сотни активистов. Рассказывает один из организаторов этой акции, участник группы “Комитет солидарности” Максим Буткевич:
Какой-то сюрреализм наблюдается сегодня в политике России
– Эта акция собрала самых разных людей, но все они пришли выразить свою поддержку и солидарность. Там было и много известных представителей киносообщества, которые лично знакомы с Олегом, были переселенцы из Крыма, были беженцы, в том числе из России. Протесты прошли также у посольств России в Германии, Швеции, Польше и Франции. Делать вид, что подобные акции могут радикально поменять политику Российской Федерации в отношении крымских заложников, было бы, конечно же, излишне наивным, но это один из инструментов, который нужно использовать, чтобы добиться освобождения Сенцова и Кольченко.
В пикете у российского посольства принял участие и председатель Национального союза кинематографистов Украины Сергей Тримбач. 28 июня прошлого года во время церемонии закрытия Московского международного кинофестиваля он обратился к российскому президенту Владимиру Путину с просьбой содействовать освобождению Олега Сенцова. Однако и эта просьба, и обращение многих именитых европейских и американских кинорежиссеров остались без ответа. Вот что Сергей Тримбач говорит о судебном приговоре Олегу Сенцову:
– Мы ждали обвинительного приговора, но 20 лет тюремного заключения – это, конечно же, шокировало. Человек ничего не совершил, ничего не доказано. Я смотрел вчера, как реагировал Сенцов, – смехом! Он держится замечательно, потому что ему в ФСБ еще год назад пригрозили посадить на 20 лет. Какой-то сюрреализм наблюдается сегодня в политике России. Если при такой жуткой ситуации можно говорить о каком-то позитиве – то это, конечно, сам Олег, его речь о том, что трусость самый великий грех и даже предательство есть лишь составная этой трусости. Он – человек огромного мужества, огромной смелости. Я восхищаюсь этим человеком. Думаю, что рано или поздно – но, конечно же, не через 20 лет, – когда он выйдет на свободу, его гражданский и творческий потенциалы составят крупное явление в кинематографе и в общественной жизни.
Министерство иностранных дел Украины считает решение российского суда по делу Олега Сенцова и Александра Кольченко противоправным и антигуманным, а сам суд – "политическим заказом Кремля”. Выступая в эфире телеканала “Интер”, министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что вынесенные приговоры украинцам – яркий пример возвращения России к сталинизму.
“Мы должны постепенно переходить к разговорам о списке Сенцова и Савченко. Это должен быть конкретный санкционный список, так же как было в случае Магнитского. Каждый в России, кто имеет отношение к этим несправедливым решениям, не должен чувствовать себя в безопасности”, – отметил Климкин.
Список Магнитского – закон, названный так в память о скончавшемся в московском СИЗО аудиторе фонда Hermitage Capital Сергее Магнитском, был принят Конгрессом США в конце 2012 года. Он предусматривает визовые и экономические санкции в отношении россиян, причастных, по мнению американских парламентариев, к нарушениям прав человека.
Инициативу главы внешнеполитического ведомства Украины о списке Сенцова – Савченко поддерживает руководитель компании Berta Communications, политтехнолог Тарас Березовец:
Идея Павла Климкина о введении списка в значительной мере, конечно же, будет повторять историю со списком Магнитского, принятого в США, но сама по себе она вряд ли способна остановить российскую судебную систему
– Все прекрасно понимают, что в данном случае мы имеем дело с таким же циничным надругательством над законом самой Российской Федерации, как это было в случае с Сергеем Магнитским, который раскрыл факты масштабной коррупции в российских госструктурах и в результате был незаконно осужден и фактически доведен до смерти в СИЗО. Естественно, что Украина сегодня имеет ограниченные возможности для воздействия на позицию РФ. Идея Павла Климкина о введении списка в значительной мере, конечно же, будет повторять историю со списком Магнитского, принятого в США, но сама по себе она вряд ли способна остановить российскую судебную систему. Более эффективным методом было бы давление на Россию, организация публичного процесса над двумя офицерами ГРУ ВС РФ, задержанными ранее на территории Луганской области. Их признательные показания могут пролить свет на причастность высшего российского командования к необъявленной войне в украинском Донбассе. Российская сторона могла бы пойти на политический обмен двух своих офицеров ГРУ на украинских заложников, к которым кроме Сенцова и Кольченко следует причислить и Надежду Савченко.
Правозащитник Евгений Захаров также не исключает возможности обмена заключенных между Киевом и Москвой. Он не верит, что Олег Сенцов проведет в российской тюрьме все 20 лет:
Так долго нынешний российский политический режим не проживет. Неизбежны перемены
– Так долго нынешний российский политический режим не проживет. Неизбежны перемены, и такие перемены всегда сопровождаются освобождением политзаключенных. Это было на моей памяти не один раз. Вот недавно президент Белоруссии Александр Лукашенко освободил политзаключенных. Возможны и варианты, которые были в период существования Советского Союза, когда СССР обменивал узников совести, политзаключенных на своих разведчиков, которые были задержаны на Западе, на политических деятелей. Кроме того, украинские политзаключенные Юрий Орлов и Николай Руденко, руководители Московской и Украинской Хельсинкских правозащитных групп, были обменяны на арестованных на Западе советских разведчиков. В принципе можно предполагать, что такого рода политическая договоренность между Украиной и Россией возможна.
Накануне стало известно, что задержанным 16 мая в Донбассе сотрудникам Главного разведывательного управления Генштаба ВС РФ Евгению Ерофееву и Александру Александрову выдвинуты новые обвинения по ряду статей Уголовного кодекса Украины – в частности, в организации, участии и осуществлении агрессивной войны против Украины, незаконном пересечении границы, незаконном перемещении оружия и боеприпасов. При этом остались и прежние обвинения – подготовка и совершение на территории Украины теракта, который привел к гибели украинских военнослужащих. В течение десяти дней дело российских офицеров будет направлено в суд. Обоим спецназовцам грозит пожизненное заключение.
25 августа в Одессе президент Украины Петр Порошенко заявил, что “в рамках Минских договоренностей по решению конфликта в Донбассе должны быть освобождены все украинские заложники – как на оккупированной территории Украины, так и на территории России, в том числе – режиссер Олег Сенцов и летчица Надежда Савченко”.